Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82. 1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Сцепление трактора МТЗ-1221 (рис. 1) — фрикционное, двухдисковое, постоянно — замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (корзина) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика. К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24). Средний диск сцепления (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления. Опорами отжимных рычагов сцепления МТЗ-1221 служат вилки (14), закрепленные на опорном и диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Рис. 1. Сцепление трактора МТЗ-1221

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной (корзина); 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Сборка, разборка и регулировка муфты сцепления МТЗ-1221

Порядок снятия муфты сцепления с двигателя:

— Установите три технологических болта (М 12×40), завернув их в нажимной диск (4) через технологические отверстия опорного диска (7).
— Отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)).
— Снимите первый ведомый диск (2).
— Снимите средний диск (3).
— Снимите второй ведомый диск (2).

Разборка дисков сцепления (корзины) МТЗ-1221

Порядок установки муфты сцепления трактора МТЗ-1221 на двигателя:

— Установите шлицевую оправку в подшипник маховика.
— Установите первый ведомый диск (2) на оправку длинным концом ступицы к маховику (1).
— Установите средний диск (3) в пазы маховика.
— Установите второй ведомый диск (2) на оправку коротким концом ступицы к маховику.
— Установите диски сцепления в сборе (опорный (7) с нажимным (4)) на пальцы маховика с втулками (14), закрепите гайками и выверните технологические болты.
— Отрегулируйте положение отжимных рычагов (6).

Регулировка положения отжимных рычагов

— Вворачивая или отворачивая регулировочные гайки (9) отрегулируйте положение отжимных рычагов на размер 14±0,5 от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм.
— После регулировки рычагов установите стопорные пластины (10).
— Снимите оправку.

Корпус сцепления МТЗ-1221

В корпусе сцепления трактора МТЗ-1221 расположены приводы независимого ВОМ, насоса ГНС и насоса гидросистемы трансмиссии. Ведущий вал (2, 9) привода независимого ВОМ, установленный на двух подшипниках (5, 6), имеет два зубчатых венца. С меньшим зубчатым венцом находится в постоянном зацеплении шестерня (16) привода независимого ВОМ, с другим венцом (9) — шестерня (20) привода насоса гидросистемы трансмиссии и ГНС.

Привод насоса гидросистемы трансмиссии трактора МТЗ-1221 осуществляется от ведущего вала (2, 9) через шестерни (20, 26, 25). При включенной муфте сцепления крутящий момент
от ведомых дисков сцепления через вал (1), втулку (8) передается на первичный вал КПП.

Корпус сцепления МТЗ-1221

1 — силовой вал; 2, 9 — вал ведущий привода ВОМ; 3 — кронштейн отводки; 4,7 — манжеты; 5, 6,17, 18, 23, 27 — подшипники; 8 — втулка шлицевая; 10 — вал ведомый ВОМ; 11 — подшипник; 12 — прокладка; 13, 15 — крышки; 14 — болт; 19, 26 — вал-шестерня; 20 — шестерня привода насосов ГНС и трансмиссии; 21 — гайка; 22 — ось; 24 — кольцо стопорное; 25 — вал-шестерня; 28 — корпус

Привод сцепления МТЗ-1221

Привод сцепления трактора МТЗ-1221 предназначен для управления муфтой сцепления, как на прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления — гидростатический с
подвесными педалями, гидроусилителем.

Привод сцепления МТЗ-1221

1 — бачок; 2 — пружина; 3, 17- болт; 4, 8, 14, 18, 27, 42 — гайка; 5, 15, 43 — вилка; 6, 16, 34, 44- палец; 7 — педаль сцепления для прямого хода; 9,12, 31, 32 — толкатель; 10 — главный цилиндр
для прямого хода; 11 — маслопровод; 13 — чехол; 19 — главный цилиндр для реверса; 20 – педаль сцепления для реверса; 21, 25 — трубопровод; 22 — кран; 23 — поршень; 24 — рукав гибкий;
26 — опора; 28 — защитный колпачок; 29 — перепускной клапан; 30 — цилиндр рабочий; 33, 40 — кронштейн; 35 — шплинт; 36 — шайба; 37 — крышка; 38 — поршень; 39 — гидроусилитель; 41 — тяга;
45 — рычаг; 46 — шланг; 47 — оттяжная пружина.

Привод состоит из главных цилиндров (10) и (19), подвесных педалей (7) и (20), крана (22) (для автоматического переключения с режима работы трактора на прямом ходу на режим
реверса или наоборот), рабочего цилиндра (30), гидроусилителя (39), рычага (45), бачка (1), соединительных трубопроводов и маслопроводов.


Главный цилиндр сцепления МТЗ-1221 (1221-1602610)

Гидроусилитель (39) проточного типа предназначен для снижения усилия на педалях (7) и (20) в процессе выключения муфты сцепления МТЗ-1221. Он соединен маслопроводом (11) со сливным потоком масла насоса-дозатора ГОРУ, а шлангом (46) – со сливом в бак ГОРУ. В режиме прямого хода во время нажатия на педаль (7) тормозная жидкость из главного цилиндра (10) поступает через трубопровод (25) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода (21).

Далее тормозная жидкость поступает через рукав гибкий (24) в рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30), перемещая толкатель (31). Толкатель (31) воздействует на толкатель (32) гидроусилителя (39), в результате чего происходит срабатывание гидроусилителя и выдвижение поршня и тяги (41), поворачивающей рычаг (45), связанный через валик с отводкой муфты сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.

В режиме работы на реверсе при нажатии на педаль (20) тормозная жидкость из главного цилиндра (19) поступает через трубопровод (21) в кран (22). В кране (22) поршень перемещается в крайнее левое положение и закрывает вход трубопровода (25).

Регулировка управления сцеплением МТЗ-1221

Регулировка зазора между поршнем и толкателем (9) главного цилиндра (10):

— при помощи регулировочного болта (3) и вилки (5) установить исходное положение педали (7), выдержав размер «Б»;
— отрегулировать зазор между толкателем (9) и поршнем главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (10) при помощи вилки (5). При этом перемещение педали (7) от исходного положения до момента касания толкателя (9) в поршень, измеренное по центру чехла педали, должно составлять размер «Г»;
— затянуть гайки (4, 8), зашплинтовать палец (6);

Регулировка зазора «К» между поршнем и толкателем (12) главного цилиндра сцепления МТЗ-1221 (19) :

— снять чехол (13);
— расконтрить толкатель (12);
— ввернуть толкатель (12) главного цилиндра (19) в вилку (15), выдержав размер «Е»;
— затянуть гайку (14) и надеть чехол (13);
— путем вворачивания и отворачивания болта (17) для обеспечения зазора между толкателем (12) и поршнем главного цилиндра (19) установить свободный ход педали (20), измеренный по центру чехла, в размер «Д»;
— затянуть контргайку (18);

Читать еще:  Регулировка подшипников направляющего колеса

Регулировка зазора «Л» между толкателем (31) цилиндра рабочего (30) и толкателем (32) гидроусилителя (39):

— снять рабочий цилиндр сцепления МТЗ-1221 (30) с кронштейна (33), вынув палец (34);
— в цилиндре (30) установить толкатель (31) в крайнее правое положение до упора в крышку;
— установить цилиндр (30) до соприкосновения без усилия в толкатель (32) гидроусилителя (39) и путем вворачивания или отворачивания опоры (26) совместить отверстия опоры и кронштейна (33), после чего ввернуть опору (26) на 1/2 оборота, установить палец (34);
— затянуть контргайку (27) и зашплинтовать палец (34);

Регулировка свободного хода отводки муфты сцепления трактора МТЗ-1221:

— снять две оттяжные пружины (47);
— отсоединить тягу (41) от рычага (45), вынув палец (44);
— расконтрить вилку (43);
— переместить тягу (41) вправо до упора поршня (38) гидроусилителя (39) в крышку (37), повернуть рычаг (45) против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку (43), совместить отверстия рычага и вилки, после чего завернуть ее на 5. 5,5 оборотов (размер «М») и соединить с рычагом при помощи пальца (44);
— затянуть гайку (42), зашплинтовать палец (44), надеть две оттяжные пружины (47).

Сцепление МТЗ-1221 Беларус

Сцепление трактора Беларус 1221 (рис. 10) — фрикционное, сухое, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа.

Рис. 10. Сцепление МТЗ-1221

1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регулировочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 — диск ведомый.

Ведущей частью муфты сцепления является маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.

К ведомой части сцепления относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установленные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей сцепления для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечивается девятью пружинами (24).

Средний диск (2) имеет рычажные механизмы (12), обеспечивающие автоматическую регулировку его положения при выключении сцепления.

Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Управление сцеплением МТЗ-1221.2 Беларус

Выключение сцепления производится педалью сцепления (1) (рис. 11) через рычажную передачу (1),(8),(5), отводку (18) (рис. 10) и выжимной подшипник (17). Включение сцепления при отпускании педали (1) (рис. 11) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 10).

Пружина сервоустройства (10) облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положении сцепления.

Рис. 11. Управление сцеплением

1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства.

Управление сцеплением МТЗ Беларус 1221-В.2

Прямой ход

Включение сцепления производится педалью (1), рис. 12, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилителя (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления.

Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемещение рычага (10) пропорционально ходу педали. При отпускании педали все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8).

Для работы гидроусилителя используется сливной поток масла, подводимого из насос-дозатора ГОРУ по маслопроводу (12).

Пройдя через гидроусилитель, масло по отводящему маслопроводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управление функционирует как механическое (см. рис. 11).

Рис. 12. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221 Беларус

1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 – гидроусилитель; 7 – кронштейн; 9 – тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 — оттяжная
пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачек; 24 – клапан перепускной.

Реверс

Для управления сцеплением применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилиндра (2) с тягой.

Выключение сцепления производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра.

Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) перемещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепления как описано выше для прямого хода. При этом корпус рабочего цилиндра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.

Корпус сцепления — В корпусе сцепления смонтированы приводы независимого ВОМ, масляного насоса ГНС и масляного насоса гидросистемы КПП.

Регулировка свободного хода педали сцепления МТЗ-1221.2 Беларус

Свободный ход педали сцепления должен быть в пределах 40-50 мм. Слишком большой ход педали не позволит полностью выключать сцепление и затруднит переключение передач.

Слишком малый ход педали вызовет проскальзывание дисков муфты, быстрый износ дисков и перегрев деталей сцепления.

Чтобы отрегулировать свободный ход педали сцепления:

— Расшплинтуйте и выньте палец (2), отсоединив тягу (5) от рычага (1).

— Ослабьте контргайку (4).

— Вывинтите болт (8) так, чтобы стержень педали (6) переместился вверх до упора в пол кабины.

— Поверните рычаг (1) в направлении против часовой стрелки до упора, то есть когда выжимной подшипник касается выжимных рычагов.

— Вывинчивая вилку (3), совместите отверстия в вилке и рычаге (1) и затем ввинтите вилку в тягу (5) на 5. 5,5 оборотов (то есть укоротите тягу).

— Соберите рычажную передачу педали сцепления в обратной последовательности.

— Убедитесь в том, что педаль сцепления надежно возвращается до упора в полик на участке свободного хода педали. В противном случае, отрегулируйте усилие пружины сервоустройства (7) с помощью болта (8) или измените положение кронштейна (9), повернув его относительно оси болта крепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления на реверсе Беларус-1221 В-2

— Расшплинтуйте и снимите палец (2);

— сдвиньте чехол (11) и ослабьте контрогайку (10);

— вращением вилки (9) толкателя (6) главного цилиндра (8) установите свободный ход педали (1) по подушке в пределах 4,5…9,5 мм от крайнего верхнего положения (упора) до касания толкателя (6) поршня (7). Это соответствует зазору между сферической головкой толкателя и углублением в поршне в пределах 1…2 мм;

— вытяните контрогайку, установите и зашплинтуйте палец;

— проверьте уровень тормозной жидкости в полости главного цилиндра, который должен быть на 10…15 мм ниже верхнего торца корпуса главного цилиндра. Если необходимо, долейте до уровня;

— прокачайте систему гидростатического привода, выполнив следующие операции:

— снимите защитный колпачек (23) (рис. Д-11а) клапана (24) и наденьте на головку клапана трубку, опустив свободный конец трубки в сосуд с тормозной жидкостью «Нева-М»;

— нажмите несколько раз на педаль (1), и удерживая ее нажатой, отвинтите клапан на 1/4 оборота, выпуская пузыри воздуха в сосуд;

— затяните клапан и отпустите педаль. Повторите операции до полного удаления воздуха;

— снимите трубку, наденьте колпачек, долейте тормозную жидкость. Наденьте чехол.

Смазка подшипника отводки сцепления МТЗ-1221-2 Беларус

— Снимите пробку с левой стороны корпуса сцепления.

— С помощью шприца произведите 4-6 нагнетаний смазки «Литол-24» через масленку, ввинченную в корпус отводки для смазки выжимного подшипника.

Читать еще:  Регулировка светодиодного фонаря с датчиком движения

Не нагнетайте избыточного количества смазки, поскольку излишняя смазка будет накапливаться внутри корпуса сцепления и может попасть на поверхности сухого трения.

Неисправности сцепления и их устранения

Муфта сцепления не передает полного момента («буксует»)

Отсутствует зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами — «муфта полувыключена» (недостаточный свободный ход педали сцепления) — Отрегулировать зазор.

Неполное включение муфты сцепления (рычаг сцепления не возвращается в исходное положение) при отпускании педали сцепления из-за нарушения работы управления сцеплением — Выявить и устранить причину.

Изношены накладки ведомых дисков МТЗ-1221 Беларус — Заменить накладки или ведомые диски в сборе.

Замасливание накладок ведомых дисков из-за попадания масла в сухой отсек — Выявить и устранить причину попадания масла в сухой отсек.

Недостаточное усилие нажимных пружин (усадка пружин при длительном буксовании и перегреве муфты) — Заменить нажимные пружины.

Муфта сцепления выключается не полностью («ведет»)

Увеличен зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами (большой свободный ход педали сцепления) — Отрегулировать зазор.

Недостаточный полный ход рычага сцепления при полном выжиме педали сцепления — Обеспечить полный ход рычага сцепления и соответственно ход поршня гидроусилителя при полном выжиме педали сцепления.

Отжимные рычаги неравномерно прилегают к выжимному подшипнику — Отрегулировать положение отжимных рычагов.

Повышенное коробление ведомых дисков — Проверить торцевое биение накладок ведомого диска относительно наружного диаметра шлиц ступицы – должно быть не более 0.8 мм на радиусе 165 мм. Если невозможно выправить, диски заменить.

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах вала трансмиссии — Зачистить шлицы, обеспечив свободное перемещение дисков на валу трансмиссии.

Разрушен подшипник опоры вала трансмиссии в маховике — Заменить подшипник.

Рычаг сцепления не возвращается в исходное положение при отпускании педали сцепления

Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе — Отрегулировать.

Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя — Провести регулировку.

Заклинивает поршень главного цилиндра на реверсе (не возвращается в исходное положение) из-за разбухания манжеты и уплотнительного кольца, что приводит к перекрытию компенсационных отверстий

Заклинивает поршень рабочего цилиндра из-за разбухания манжеты — Применение тормозной жидкости несоответствующей марки или наличие в тормозной жидкости минерального масла, бензина, керосина, дизельного топлива. Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.

Тугое перемещение поршня гидроусилителя — Заменить гидроусилитель.

Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре на реверсе — Прочистить компенсационное отверстие главного цилиндра на реверсе и удалить воздух из системы.

Потеря упругости оттяжной пружины — Заменить пружину.

Не обеспечивается полный ход рычага сцепления при выжиме педали сцепления

Отсутствует зазор между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра на реверсе — Отрегулировать.

Отсутствует зазор между толкателем рабочего цилиндра и штоком гидроусилителя — Отрегулировать.

Наличие воздуха в гидравлической системе управления сцеплением МТЗ-1221-2 Беларус на реверсе — Прокачать гидравлическую систему тормозной жидкостью на реверсе.

Недостаточный уровень тормозной жидкости в бачке гидравлической системы на реверсе — Довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра на реверсе.

Нарушение герметичности рабочих полостей главного и рабочего цилиндров из-за повреждения, износа манжет или уплотнительного кольца — Заменить манжеты или уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах, если они изношены. Проверить нет ли на зеркале главного и рабочего цилиндров заусенцев, неровностей или раковин.

Утечка тормозной жидкости в соединениях или трубопроводах в системе гидропривода. Подсос воздуха в гидросистему — Подтянуть соединения, заменить поврежденные детали.

Засорение отверстия в поршне (на реверсе), вызывающее разрежение в главном цилиндре, от которого воздух просачивается внутрь цилиндра через уплотнения. — Прочистить отверстие.

Закупоривание трубопроводов гидропривода из-за вмятины или засорения — Заменить трубопроводы.

Утечка масла через уплотнительные кольца гидроусилителя — Заменить уплотнительные кольца в гидроусилителе.

Нет усилия на педали сцепления на реверсе — Наличие воздуха в гидросистеме. Изношены манжеты и кольцо в главном и рабочем цилиндрах. Заменить манжеты и уплотнительное кольцо в главном и рабочем цилиндрах.

Рукав гибкий увеличивается в объеме, раздувается, удлиняется — Заменить рукав гибкий.

Сцепление трактора МТЗ-1221

Сцепление МТЗ-1221 (рис. 1) – фрикционное, двухдисковое, постоянно-замкнутого типа. Ведущей частью муфты сцепления МТЗ-1221 яв­ляется маховик (1), нажимной диск (3) и средний диск (2), имеющий на наруж­ной поверхности три шипа, которые входят в специальные пазы маховика.

К ведомой части сцепления МТЗ 1221 относятся два ведомых диска (26) с гасителями крутильных колебаний (9), установлен­ные на силовом валу (7).

Необходимое усилие прижатия трущихся поверхно­стей ведущей и ведомой частей сцеп­ления МТЗ-1221 для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии обеспечи­вается девятью пружинами (24). Средний диск (2) имеет рычажные ме­ханизмы (12), обеспечивающие автома­тическую регулировку его положения при выключении сцепления.

Опорами отжимных рычагов служат вилки (14), закрепленные на опорном диске сцепления МТЗ-1221 с помощью регулировочных гаек (16), фиксируемых шайбами (15).

Рис. 1. Сцепление МТЗ-1221
1 — маховик; 2 — диск средний; 3 — диск нажимной; 4 — вал ведущий; 5 — ступица; 6 — подшипник; 7 — вал силовой; 8 — ступица; 9 — гаситель крутильных колебаний; 10 — рычаг отжимной; 11 — накладка фрикционная; 12 — рычажный механизм; 13 — опорный диск; 14 — вилка; 15 — шайба; 16 — гайка регули­ровочная; 17 — подшипник выжимной; 18 — отводка; 19 — кронштейн; 20 — втулка соединительная; 21 — вилка; 22 — валик управления; 23 — стакан; 24 — пружина; 25 — прокладка теплоизолирующая; 26 —диск ведомый.

Управление сцеплением трактора МТЗ-1221

Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью сцепления (1) (рис. 2) че­рез рычажную передачу (1), (8), (5), от­водку (18) (рис. 1) и выжимной под­шипник (17).

Включение сцепления МТЗ-1221 при отпускании педали (1) (рис. 2) осуществляется нажимными пружинами (24) (рис. 1). Пружина сервоустройства облегчает выключение сцепления и постоянно поджимает рычаг (9) педали к полу кабины во включенном положе­нии сцепления.

Рис. 2. Управление сцеплением трактора МТЗ-1221
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления; 5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства

Управление сцеплением МТЗ-1221 с реверсом

Включение сцепления реверсивного трактора МТЗ-1221 производится педалью (1), рис. 3, действующей на рабочий цилиндр (2) гидроусилите­ля (6) и далее на тягу (9) и рычаг (10) вала вилок выключения сцепления.

Гидроусилитель служит для снижения усилия на педали при выключении сцепления и обеспечивает перемеще­ние рычага (10) пропорционально ходу педали.

Рис. 3. Управление сцеплением реверсивного трактора МТЗ-1221
1 – педаль сцепления; 2 – рабочий цилиндр с тягой; 3 – ось; 4,8 – оттяжная пружина; 5 – шланг; 6 -гидроусилитель; 7- кронштейн; 9 -тяга; 10 – рычаг; 11 – маслопровод отводящий; 12 – маслопровод подводящий; 13 – оттяжная пружина; 14 – педаль подвесная; 15 – палец; 16 – ось; 17 чехол; 13 – от­тяжная пружина; 19 – шток.; 20 – поршень; 21 – главный цилиндр; 22 – маслопровод; 23 – колпачок; 24 – клапан перепускной.

При отпускании педали сцепления МТЗ-1221 все элементы управления возвращаются в исходное состояние оттяжными пружинами (4,8). Для работы гидроусилителя использу­ется сливной поток масла, подводимо­го из насос-дозатора по масло­проводу (12).

Пройдя через гидроуси­литель, масло по отводящему масло­проводу (11) сливается в бак ГОРУ. При неработающем двигателе управ­ление функционирует как механиче­ское (см. рис. 2).

Для управления сцеплением МТЗ-1221 применен гидростатический привод, состоящий из подвесной педали (14) с оттяжной пружиной (13), главного цилиндра (21), маслопровода (22) и рабочего цилинд­ра (2) с тягой.

Выключение сцепления МТЗ-1221 производится педалью (14), действующей на шток (19) и поршень (20) главного цилиндра. Под действием поршня жидкость через маслопровод (22) и шланг (5) пе­ремещает толкатель гидроусилителя (6), обеспечивая выключение сцепле­ния как описано выше для прямого хо­да. При этом корпус рабочего цилинд­ра с тягой (2) и педаль (1) остаются в исходном положении.

Читать еще:  Регулировка фар при сломанном корректоре

Полезная информация

Системы механизмов тракторов минского производства отличаются не только простотой замены, но и доступной стоимостью элементов. Сцепление МТЗ требует постоянного техобслуживания и профилактического осмотра. В отличие от других агрегатов данный узел имеет простую конструкцию. Поэтому отремонтировать машину или заменить детали может штатный механик или оператор трактора. Это позволит существенно сэкономить не только средства, но и время на отправку машины в сервисный центр. Опытный тракторист выполнит работу всего за несколько часов, что позволит не нарушить рабочий график и выполнить задачи по посеву, уборке своевременно.

В каких случаях нужно заменить механизм

Частичный, полный ремонт или установка новых деталей системы понадобятся, если:

  • нет полного выключения;
  • педаль ходит частично;
  • обнаружен износ накладок ведомого диска, кронштейнов отводки, манжет;
  • крышка подшипника ведомого вала привода вылетает;
  • смазка протекает на сухие диски;
  • радиус нажатия на педаль увеличен;
  • подшипник заклинивает;
  • крутящий момент не полноценный;
  • появились нехарактерный звук, шум, стук при нажатии на педаль;
  • затруднено переключение передач;
  • сцепление пробуксовывает.

Стоит отметить, что ремонт для МТЗ моделей 80, 1221 и 320 выполняется одинаково за счёт аналогичных причин износа муфт.

Ключевые моменты: как правильно отрегулировать систему сцепления

Механизм конструктивно представляет собой пару плотно прижатых друг к другу фрикционных дисков, закреплённых на муфте. Передача срабатывает за счёт проскальзывания ведущего элемента к ведомому. Обе детали закреплены КПП и шлицевым узлом. Как только оператор отпускает педаль, схема включается, вследствие чего диски прижимаются. Если машинист нажимает, элементы расходятся, образуя зазор.

На тракторы МТЗ 80, 82 производитель устанавливает однопоточную систему, которая включает:

  • маховик;
  • два диска (нажимной и опорный);
  • пружины нажатия в количестве 12 штук.

Сцепление машины устанавливается и регулируется на заводе. Однако при ремонте может возникнуть необходимость монтажа системы. Если некоторые детали пришли в негодность из-за длительной работы в сложных условиях, привести механизм в порядок можно и своими силами.

ВАЖНО! Владельцу техники стоит помнить: эксплуатация машины с неисправным сцеплением не только представляет опасность для оператора, но и приводит к выходу из строя трактора. В таком случае ремонт обойдётся гораздо дороже. Придётся заказывать мелкие детали и целые агрегаты, чтобы вернуть машину «к жизни». В сезон уборки урожая или посева выход техники из строя приводит к «затягиванию» сельскохозяйственных задач. Если трактор используется в коммунальной сфере, то зимой невозможна своевременная очистка дорог от снега, а летом – от мусора.

Лапки сцепления регулируются так:

  • открепить тягу от рычага;
  • выкрутить болт, который предназначен для регулировки сцепления;
  • поставить педаль в исходное положение;
  • открутить рычаг до упора (только против часовой стрелки);
  • отрегулировать вилку тяги для соединения отверстия рычага, самой вилки;
  • уменьшить тягу на пять оборотов;
  • соединить вилку и рычаг;
  • проверить работоспособность системы.

Далее необходимо перевести педаль сцепления в первоначальную позицию. Отведите её на длину полного хода. Если заметили провисание, подтяните болты.

ВАЖНО! При разборке системы обязательно пометьте все детали. Разбалансировка обычно приводит к серьёзным поломкам, уменьшению срока эксплуатации машины.

Иногда настроить сцепление методом регулировки длины тяги не получается. Тогда необходимо изменить положение рычагов. После завершения всех манипуляций затяните контргайку, закрепите палец.

Для регулировки используется специальная оправа. Установите её торцевой поверхностью к упорам рычагов, подтяните до упора, закрепите стопорными шайбами.

ПРИМЕЧАНИЕ. При настройке системы сцепления нелишней будет помощь ещё одного человека. Это позволит облегчить работу и сделать её быстрее, качественнее.

Как продлить срок эксплуатации системы зажигания

Машинисту стоит внимательно следить за состоянием механизма при использовании трактора. Своевременная диагностика и техническое обслуживание помогут предотвратить серьёзные поломки и, как следствие, незапланированные расходы на ремонт. Чтобы сохранить машину в рабочем состоянии, нужно соблюдать несколько важных правил:

  • через каждые 60 моточасов смазывайте все детали агрегата;
  • солидол считается самым подходящим смазочным материалом (при покупке обращайте внимание на наличие в составе дополнительных присадок);
  • проводите проверку свободного хода педали через каждые 240 моточасов;
  • следите за размером свободного хода. В процессе эксплуатации износ деталей приводит к его постепенному уменьшению. Если размер меньше 30 мм, нужно поставить новый диск сцепления МТЗ 80;
  • не давите долго на педаль сцепления трактора. Так детали системы быстрее изнашиваются;
  • не дёргайте резко муфту. Передвигать её нужно плавно и не оставлять надолго в промежуточном положении;
  • муфта не должна находиться долго в выключенном состоянии;
  • проверяйте накладки через каждые 120 моточасов. Их износ негативно отражается на скорости хода педали.

Техническое обслуживание позволит сохранить трактор в рабочем режиме долгое время, сократить расходы на ремонт. Кроме того, покупка новых деталей – это всегда финансовые вложения. Отрегулировать сцепление на тракторе может и сам оператор машины.

Как отрегулировать и чем сцепление мтз 1221

Коробка передач является одним из наиболее важных узлов любого транспортного средства. Именно КПП отвечает за изменение направления и скорости движения. Для трактора с его высоким расходом горючего и значительной нагрузкой на силовую установку правильный выбор программы позволяет не только снизить потребление топлива, но и способствует продлению срока службы узлов и агрегатов.

Чтобы эксплуатировать КПП в оптимальном режиме, своевременно выявлять неисправности и осуществлять ремонт, необходимо представлять схему расположения отдельных элементов и принципы функционирования узла.

Устройство коробки МТЗ-1221

Коробка передач – механическое ступенчатое 6-диапазонное устройство с шестернями постоянного зацепления. Имеет 4 режима переднего хода и 2 режима заднего. Поддерживает возможность переключения 4 скоростей внутри каждого диапазона при помощи специальных синхронизаторов. В результате КПП обеспечивает включение 16 передних и 8 задних режимов движения.

Коробка передач трактора МТЗ включает следующие узлы:

  • механизм управления;
  • узел передач;
  • блок шестерен;
  • вторичный вал;
  • вал заднего хода и пониженных передач;
  • гидросистему;
  • корпус, в котором расположены вышеуказанные элементы.

Коробка передач МТЗ-1221: схема переключения

В тракторе «Беларус» управляющий механизм КПП состоит из двух компонентов: блок переключения передач с синхронизаторами и устройство переключения диапазонов. Каждый из указанных узлов имеет свой отдельный рычаг управления в кабине трактора.

Соответственно, при включении нужной скорости вначале устанавливается в требуемое положение рычаг включения передачи, а затем рычаг выбора диапазонов.

Схема переключения режимов работы КПП представлена на фото, расположенном на сайте. Римскими цифрами обозначены положения рычага включения передач, арабскими – рычага выбора диапазонов.

Неисправности коробки передач МТЗ-1221

КПП трактора является надежным износостойким устройством, способным прослужить более трех лет в режиме ежедневной эксплуатации до проведения первичного ремонта.

Для этого необходимо соблюдать соответствующий режим работы самого узла и сопряженных с ним элементов. На исправность коробки передач оказывают влияние следующие факторы:

  • достаточность уровня масла и соответствующее давление;
  • своевременность очистки центрифуги и фильтрующих элементов;
  • соблюдение режима регулировки сцепления;
  • состояние переднего ведущего моста;
  • правильность регулировки зацепления ГП заднего моста (для полноприводных моделей).

Ремонт КПП МТЗ-1221

Первый этап ремонта – демонтаж коробки передач, полная разборка и мойка узлов и агрегатов. Дальнейшие действия зависят от характера поломки. Наиболее характерные неисправности и причины их возникновения:

  • недовключение передач – износ компонентов верхней крышки КПП;
  • повреждение или повышенный износ шестерен первичного вала – пониженное давление масла или неисправность сцепления;
  • повреждение подшипников или срыв гайки вторичного вала – неправильная регулировка зацепления ГП.

КПП МТЗ-1221: схема переключения

Для удобства водителя схема переключения расположена возле соответствующего рычага (см. фото на нашем сайте).

Нужно учитывать, что во избежание повышенного износа деталей КПП включение скоростей производится последовательно. Переключение в пределах диапазона на ходу допустимо только при движении по ровной дороге. В условиях бездорожья рекомендуется преодолевать подобные участки на заранее выбранном режиме.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector