Немного о двухдисковом сцеплении
Немного о двухдисковом сцеплении.
И снова неисправность. 09.07.2020 неожиданно стало вести сцепление. Кое как доработал день. Предположения были разные, но склонялся к неисправности механизма автоматической регулировки. Не думал, что устранение неисправности займёт много времени. Утром следующего дня открыл контрольный лючок на кожухе сцепления и увидел, что опять перекосило пятак. В лючок мало что видно и руками особо не подлезешь, решил, что причина в поломке одной из лапок ( как потом выяснил — ошибочно ). Значит опять снимать коробку. Я уже стал чемпион в этой дисциплине. К половине двенадцатого я уже съездил в гараж за лебёдкой, снял коробку, корзину и произвёл дефектовку. Снова сломаны пружины, прижимающие пятак. Что за напасть?! Две остались целыми, одна из сломанных попала между лапкой и пятаком, от этого был перекос.
Внимательно все осмотрев, увидел внутри корзины металлическую стружку, а болты диска сцепления аж блестят, так натерты. Получается, что при выжиме сцепления, пружины лапок (кузнечики) задевали за эти болты и пружины обламывало. Почему так? Внутренний диск сцепления еще старого образца, с высокой ступицей. Внешний диск — универсальный, прошлой осенью менял его, а внутренний хотя и старенький, но толщина накладок еще в допуске. Прикинув так и эдак, решил внутренний диск тоже заменить. Быстро собравшись поехал в магазин, где купил пружины и новый диск сцепления. Взял универсальный, Тюменский, теперь у мня оба диска одинаковые. Уже на автомате перебрал корзину и поставил ее на машину, отрегулировал лапки и воткнул коробку на место, Прикрутил кардан, завел машину и накачал воздух. Проверил, все работает. Молодец! Сам себя похвалил. Довольный походил вокруг машины, опять залез в кабину, завел и… Хрен! Не работает! Что я только не пробовал, вроде все нормально, но не работает. Залез под машину и стал руками, за тягу включать и выключать сцепление и смотреть, как оно работает. В нижнее окно видно только промежуточный диск и наружный диск сцепления. Что характерно — промежуточный диск отходит и полностью освобождает наружный диск сцепления. А раз сцепление ведет, то выходит, что промежуточный диск, отталкиваясь пружинами от маховика, прижимает внутренний диск сцепления к нажимному диску. Значит причина неисправности в механизме автоматической регулировки сцепления.
Из чертежа видно, что зазор в этом узле должен быть 1,2 мм. У меня же он оказался 4,2 мм. вследствии того, что тарельчатые шайбы раздавило и они сталь плоскими, как блины. А ведь я поставил все новые запчасти из ремкомплекта, месяца еще не прошло. Когда ныньче собирал сцепление, то как-то даже глаз за это не зацепился. В общем хрень эта ужасная с меня крови ведро выпила. Поразмыслив и представив, как работает механизм сцепления, немного поменьжевавшись, я с помощью монтажки и пассатижей, через нижнее окно выдрал пружины промежуточного диска.
На удивление, упрощенный вариант стал отлично работать, сцепление вести перестало.
Регулировка корзины сцепления КАМАЗа
Прочность, надежность, безотказность, — все это поверхностные характеристики автомобилей марки Камаз камского автомобилестроительного завода. Данные грузовики работают уже очень много лет, являются неотъемлемой частью военной спецтехники, дальних грузоперевозок, работают на карьерах, строительных площадках любого уровня сложности. Данные возможности осуществимы благодаря надежным механизмам, лежащим в основе строения данного типа автомобиля. Заблаговременно спланированное техническое обслуживание — залог длительной, безотказной работы всех систем управления. Регулировка сцепления — обычный, всегда актуальный процесс. Данную марку авто принято комплектовать либо двухдисковым, либо однодисковым функциональным сцеплением. Во время всего своего срока службы данный узел испытывает колоссальные нагрузки. Пробег грузового автотранспорта, особенно большегрузного, насчитывает порой миллионы километров, а сами тягачи называют миллионниками. Грамотный подбор запчастей вместе с хорошо выполненным техническим обслуживанием становится гарантией долгой эксплуатации. Регулировка функциональной корзины Камаза требует определенной сноровки, навыков.
- Наиболее ощутимым индикатором неисправности станет треск при переключении передачи. Передача должна переключаться максимально плавно, беззвучно. Если присутствуют посторонние звуки, необходимо быстро провести диагностику.
- Достаточно странно будет ощущаться пробуксовка на больших оборотах двигателя. Иногда пробуксовку можно спровоцировать специально, удерживая педаль нажатой, при этом значительным образом подгазовывая. Данная система прекрасно работает на легковых автомобилях, грузовики пробуксовывают более сложно. Например, чтобы подняться на гору, нужно «дать» двигателю больше оборотов, чем при обычном движении. Именно поэтому пробуксовка в данном случает только создаст дополнительные проблемы.
- Изменение свободного хода педали также является проблемой. Каждая педаль имеет свое числовое значение свободного хода, поэтому если проигнорировать данный момент, стоит в дальнейшем ожидать серьезной поломки.
Большинство возникающих проблем внутри механизмов дают о себе знать заблаговременно. Задача водителя — понять знаки, которые подает система, правильно растолковать, или доверить толкование непосредственно специалистам.
Правила регулировки
Снять либо отрегулировать сцепление вполне можно самостоятельно. Главное — соблюдать основные технологические моменты процессов, ведь нужно выполнять регулировку определенными этапами.
- Свободный ход педали. Педали Камаза имеют свой определенный люфт, который составляет разбег примерно 6-12 миллиметров. Основные изменения ведутся от центральной части ведущей пластины. Педаль опускают до момента, когда заработает основной цилиндр. Отклонения нормы регулируют между толкателями ПГУ и верхними упорами. Чтобы выполнить регулировку необходимо использовать эксцентриковый палец, являющийся соединительным механизмом между педалью, верхнего проушиного толкателя. Педаль вытяжения должна плотно прижимать рабочий механизм до упора сверху. Палец поворачивают таким образом, чтобы между поршнем и толкателем образовался зазор 6-12 миллиметров, устанавливая таким образом идеальные показатели. Работы завершаются плотным закручиванием корончатой гайки, полный ход имеет зазор примерно 19 миллиметров.
- Муфта выдерживает значение рабочего хода, рекомендованного производителем, диапазоном 3,2-4 мм. Рычаг вилки перемещается руками, данным образом производится контрольное измерение зазора. Рычаг в правильном рабочем положении двигается от сферической гайки толкателя. Гайка расположена на пневматическом либо гидравлическом усилителе привода сцепления (зависимо от модели Камаза). Для регулировки зазора сцепления придется снять пружину, перемещая рычаг не более чем на пять миллиметров. При свободном ходе менее трех миллиметров, регулировка производится при помощи сферической гайки.
- Привод можно проверить только зажав педаль до упора. Если значение составляет менее 24 миллиметров, полное выключение системы невозможно. Необходимо замерить уровень свободного хода педали, объема рабочей жидкости внутри главного цилиндра. Полный объем заполнения гидропривода составляет 380 кубических сантиметров. Если данные электронного блока показывают другие значения, вероятно внутрь системы попал воздух. Если избавиться от воздуха внутри системы, показатели придут в норму.
- Нажимной диск регулируется в определенной очередности. Первоначально необходимо демонтировать коробку передач. В Камазах данный механизм является очень массивным, поэтому однозначно потребуются помощники. Далее снимается корзина. Демонтируется сначала ведомый диск, затем средний, потом ведущий. В обратной последовательности устанавливаются новые детали. Далее важно отрегулировать пятак корзины сцепления. Проверяется правильность установки всех механизмов, после чего коробку передач возвращают на свое место. Данный порядок подходит для двухдискового сцепления. На однодисковом процесс будет немного проще.
- Лапки корзины также регулируются в несколько этапов. Для начала также демонтируют коробку передач. Гаечными ключами откручивают болты крепления. При помощи грузовой лебедки, чтобы не повредить детали, поднимается КПП. Проверяется техническое состояние муфты, оттяжного пружинного элемента, выжимного подшипника. Диск с маховиком соединяют винты, которые необходимо открутить. Ведомый диск слегка придерживают, чтобы открутить нажимной элемент. Далее желательно проверить дефектовку всех деталей, раз уж мы «забрались» так глубоко внутрь системы. Проверяется состояние выжимного подшипника: если механизм исправен, он достаточно легко вращается. Рабочую поверхность выжимного клапана можно просто проверить визуально.
Расположение лапок КС ориентируют на рабочее положение поверхности нажимного диска. С дополнительного маховика сами лапки снимать не нужно, достаточно отрегулировать их гаечными ключами под регулировочные винты. Винты закручиваются не сильно, чтобы при дальнейшей работе не были свернуты головки. Чтобы проверить правильно ли установлены лапки, нужна специальная пластина. Сферические выступы обычно касаются контрольной пластины, после чего все винты крепежа опорных пластин хорошенько затягиваются. Собирается механизм обратным циклом.
После основных этапов регулировки рычагов, лапок, может понадобиться дополнительная регулировка сцепления.
- Винты крепежа пневматического усилителя привода хорошенько закручиваются.
- Необходимо сначала оценить визуально, затем проверить руками герметичность привода сцепления. Если есть утечка, ее необходимо устранить при помощи замазки силиконовым клеем. Клей наносят тонким слоем.
- Далее гидросистему привода прокачивают. На холостых оборотах несколько раз до упора выжимается педаль сцепления.
- Проверяется работа оттяжных пружин, рычага вилки сцепления. При выявлении неисправных деталей, их необходимо заменить качественными оригинальными запчастями.
- Если необходимо, привод дополнительно регулируют. В регулировку входит проверка свободного хода педали, правильность работы муфты.
- Пока система открыта, лучше попутно смазать маслом подшипник муфты, вилки.
- Важно проверить уровень жидкости внутри бачка привода. Если жидкости не хватает, нужно ее долить. При устранении неисправности системы, старую жидкость иногда сливают, заливая новую.
- Если внутри системы образовался конденсат, его необходимо слить. Конденсат внутри бачка разбавляет рабочую жидкость, снижая ее показатели.
Пятак коробки сцепления иногда может выступать за поверхность кольца. В данном случае пятак утапливают, предварительно проверяя наличие федоро снизу.
Регулировка сцепления большегрузных машин проводится чаще, чем у легковушек. Обусловлено это большими пробегами, колоссальными нагрузками системы, иногда неправильным использованием. Некоторые водители резко бросают педаль, дожимают не до конца, неправильно переключают скорость. Неграмотное обращение укорачивает работу механизма, способного служить годами. Наиболее часто «летит» сцепление у неопытных водителей.
Регулировка сцепления КрАЗ-256, КрАЗ-256Б
Для нормальной работы сцепления между муфтой отжимных рычагов и подшипником при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2 — 4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ходпедали, равный 32 — 40 мм (полный ход педали сцепления равен 165—175 мм).
Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению и быстрому износу подшипника выключения сцепления.
При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью, что ведет к повышенному износу детален коробки передач. Неполное выключение сцепления обнаруживается при переключении передач по шуму шестерен в коробке, особенно в момент включения первой передачи или заднего хода.
Сцепление регулируют в два этапа: вначале регулируют величину отхода среднего ведущего диска (зазор А на рис. 31), а затем свободный ход муфты выключения сцепления (зазор Б). При регулировке строго соблюдать указанный порядок.
Рис. 31. Привод выключения сцепления
Последовательность регулировки зазора А.
Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Снять крышки 7 и 10 люков картера сцепления и картера маховика.
Проворачивая маховик ослабить контргайку 9 и ввернуть до упора в средний ведущий диск регулировочные болты 8.
После этого отвернуть каждый регулировочный болт на один оборот, что соответствует зазору 1 мм, и законтрить болты контргайками. Контргайки затягивать при зафиксированных болтах, без значительных усилий во избежание среза резьбы в кожухе сцепления и нарушения установленного зазора.
После регулировки проверить зазор А между средним ведущим диском и каждым регулировочным болтом.
Последовательность регулировки зазора Б.
Отъединить вилку 6 тяги 4 от рычага 17.
Отпустить контргайку 5 и, ввертывая или вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления.
Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления, зашплинтовать пален и затянуть контргайку вилки тяги.
Проверить величину свободного хода педали сцепления. Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика. Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач.
Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски. В случае, если износ фрикционных накладок еще позволяет эксплуатацию сцепления, а регулировка свободного хода изменением длины тяги уже невозможна, переставить на один шлиц рычаг 17 вала вилки 16 выключения сцепления, повернув его к тяге. 4. При установке новых накладок или дисков рычаг возвратить в первоначальное положение.
Какой зазор между диском сцепления и пятаком КАМАЗ
Чтобы провести замену сцепления, вам нужно проделать очень большую работу. В частности обязательно снимается коробка передач, без этого не получится провести ремонт.
Регулировка зазора лапок корзины
Именно из-за демонтажа КПП многие автомобилисты просто боятся самостоятельно делать ремонт. Много мороки, возникает необходимость в эстакаде или яме, на ровной поверхности провести ремонт практически нереально. Но стоит отметить, что на переднеприводных автомобилях ВАЗ, например заменить сцепление можно и без полного снятия коробки. Достаточно отодвинуть ее слегка в сторону, чтобы образовалась небольшая щель.
Вот через нее-то, как опытный доктор, и осуществляете ремонт. Они вкручиваются сверху, и получается так, будто КПП съезжает по ним, как по рельсам. В машине перевод передач происходит при выжатой педали фрикциона, связь между двигателем и коробкой передач отсутствует, и вращение не транслируется.
Рассмотрим устройство сцепления МАЗ. Итак, механизм включает в себя огромное количество элементов, таких как:. Данные составные элементы являются основными в устройстве запчасти МАЗ. Также все механизмы крепкие и устойчивы к большим нагрузкам.
Поэтому сцепление МАЗ. В основном используется чугун для изготовления элементов из устройства сцепления МАЗ. Рассмотрим подробнее каждую часть изучаемой детали.
Диск сцепления МАЗ нажимной и ведущий отлит из прочного чугуна. Имеет шипы, которые присоединяются к маховику грузовика. Также в данном случае осуществляется передача крутящего момента к такому элементу как диск сцепления МАЗ от маховика.
Поэтому во время работы элементов возникает сила трения. То есть от поверхности фрикционных накладок, дисков и маховика происходит передача крутящего момента к коробке передач МАЗ.
ВИДЕО: Регулировка корзины без снятия КПП Камаз и нюансы по сцеплению!
Отметим, что привод сцепления МАЗ современного грузовика не включает в себя диски. Заменяется корзина сцепления ВАЗ довольно просто, вот только перед этим нужно снять коробку.
Для этого выполняются действия в следующей последовательности:. Остается лишь выкрутить четыре болта и снять коробку скоростей. Делать только это нужно аккуратно, иначе можно повредить корзину. Чтобы замена корзины сцепления не вызвала проблем, необходимо полностью снимать КПП. Конечно, можно и сдвинуть ее в сторону, но удобства при этом практически.
Поэтому выполняете следующие действия:.
Сцепление автомобилей КамАЗ и УРАЛ
После выкручивания трех болтов и одной гайки у вас появится возможность сдвинуть в сторону коробку передач и снять ее полностью для проведения ремонта. Но нужно соблюдать общие требования независимо от того, какой автомобиль у вас — с передним или задним приводом.
Обратите внимание на то, что корзина и диск сцепления должны максимально подходить друг другу. Никаких перекосов не должно наблюдаться, в противном случае при работе двигателя появится посторонний шум и вибрация.
Желательно менять весь комплект полностью:. Только в этом случае вы получите гарантию того, что узел будет функционировать правильно и стабильно. Чтобы провести демонтаж и установку комплекта сцепления, вам нужно иметь под рукой небольшой отрезок трубы, а лучше — часть первичного вала КПП или специальную направляющую втулку.
С ее помощью необходимо установить корзину четко по центру маховика, чтобы отверстие в нем и ведомом диске максимально совпали. Но сначала выкручиваете все болты крепления корзины, причем желательно делать это крест-накрест.
Затем аккуратно снимаете ее и осматриваете маховик, особенно его венец — на нем не должно быть чрезмерной выработки. Если она имеется, то придется сбить венец, нагреть и установить обратной стороной. Если такая процедура проводилась, желательно поставить новый венец маховика. В противном случае стартер перестанет цепляться за зубья маховика, и запустить двигатель окажется проблематично.
Никакая регулировка корзины сцепления не требуется, ее достаточно правильно установить. Как было сказано ранее, делать это нужно при помощи устройства для центровки. В простейшем случае это небольшой отрезок трубы или шкворень.
Устанавливаете его таким образом, чтобы он проходил через отверстия в ведомом диске и маховике. Часто проводить замену накладок не следует, можно просто провести регулировочные работы сцепления. Вместо замены накладок можно провести регулировку всего узла, который состоит из упорных планок, штоков, а также колечек.
Дело в том, что когда накладки изнашиваются, происходит перемещение диска нажимного типа. Он смещается к маховику и кольца разрезного характера сами перемещаются к кожуху по штоку. В результате регулировки можно вернуть показатели первоначальных зазоров тем самым продлив срок службы накладок.
Могут устанавливаться ведомые диски сцепления: передний Б, задний 1 не взаимозаменяемые ; или два диска Г2 взаимозаменяемые. Два диска Г2 можно установить взамен дисков переднего Б и заднего 1. И наоборот. Торец удлиненной части ступицы диска Г2 имеет маркировку Г2.
После установки сцепления на маховик убедитесь в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2 0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.
Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и пробуксовке дисков. Эту проверку проводить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении. У ведущих дисков может быть износ плоскости, круговые риски и задиры, коробление и трещины. Диски с круговыми рисками и задирами шлифуют на плоскошлифовальном станке, а иногда, кроме того, предварительно протачивают на токарном станке.
При большом короблении и наличии трещин диски заменяют новыми. Изношенные поверхности выжимных рычагов наплавляют сталью газовой сваркой, а затем обрабатывают по шаблону. Со временем механизм сцепления изнашивается.
Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах
Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ. Для этого советуем купить:. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма.
Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана. Советуем также их отрегулировать.
Требует терпения. Поэтому продолжаем. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска ведущего. Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:. Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот.
После зафиксируем данные элементы контргайками. Есть один момент — регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует постоянного удержания инструментом винта. Таким образом отрегулированный зазор не сможет сбиться. Продолжаем регулировку. Линейкой измеряем зазор между гайкой и торцом задней крышки клапана. Помните, что он не должен превышать 3,3 мм. Регулировка двухдискового сцепления МАЗ включает работу именно с этим нюансом.
Для регулировки зазора ослабляем контргайку регулировочной гайки. После фиксации необходимого зазора 3,7 ммзатягиваем крепеж.
Все, регулировка двухдискового сцепления МАЗ сделана. О достоинствах и недостатках двигателей внутреннего сгорания можно говорить долго.
Конструктивные особенности
Какой зазор между диском сцепления и пятаком КАМАЗ есть у них одна специфическая особенность, присущая всем без исключения типам и видам, которую необходимо решать, тем более в свете высоких требований к современной технике.
Речь идет о неспособности ДВС обеспечивать нужный сегодня диапазон передаточных чисел без использования дополнительного узла — коробки переключения передач. При этом соединение ДВС-КПП невозможно обеспечить напрямую, так как суть работы коробки заключается в изменении очередности зацепления шестерен.
И если его просто агрегатировать мотор с КП, то это грозит износом и даже поломками зубчатых колес и прочих деталей. В общем, нужен еще один узел — сцепление, позволяющий выполнять плавное переключение….
Как и другие узлы-агрегаты оно может быть самым разным, поэтому для описания мы выбрали один из наиболее распространенных вариантов, к тому же используемый на популярной серии большегрузов. Устанавливаемое минчанами на автомобилях й семейства устройство дря кратковременно отсоединения трансмиссии именно так официально звучит определениеможно назвать классикой сухих разновидностей, на которых нажим-пружины расположены периферийно. И хотя количество этих пружин может отличаться в зависимости от типа двигателя общий принцип работы остается неизменным.
Нажимной и средний ведущий диски на наружной плоскости имеют четыре равноудаленных друг от друга прилива для контакта с маховиком, и могут без проблем перемещаться по оси и заниматься своим прямым назначением — обеспечивать передачу крутящего момента от этого самого маховика. Состоит данная вариация из следующих элементов:.
Последний пункт в перечислении можно было бы и опустить, то, что двухдисковое сцепление МАЗ имеет два ведомых диска и так понятно для тех, кто совсем не в курсе напомним, что количество ведомых как раз определяет тип сцепления-узла.
Ведомые элементы устанавливаются через шлиц-соединение на первичный вал МКПП, и благодаря этому и становиться возможной передача вращения.