Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать втулку переднего колеса велосипеда

Как отрегулировать втулку переднего колеса велосипеда

втулка типа конус-чашка

Детали велосипедной втулки типа «конус-чашка». Слева-направо: контргайка, тонкая шайба и конус.

Полезные подсказки, которые вам помогут в работе:
  • Хотя разводной ключ можно использовать для откручивания контргайки, для удержания конуса вам понадобится специальный конусный ключ.
  • Для работы с передней втулкой обычно требуются 13, 15 и 17-мм конусные ключи, для задних втулок — 17 и 19 мм.
  • Для смазки внутренностей втулки лучше всего подойдёт густая водоотталкивающая смазка.
  • Перед разборкой втулки, подстелите под колесо кусок плотной ткани (например, полотенце) — если вы по неосторожности выроните шарики, они не раскатятся по полу.
  • В подшипниках передней вилки обычно используется 10 шариков диаметра 3/16″ (4.76 мм), в задних втулках — 9 шариков диаметра 1/4″ (6.35 мм). Обратите внимание: так бывает не всегда, поэтому посчитайте шарики, перед тем, как вытаскивать их из втулки.
  • Если вы собираетесь перебрать втулку, вам желательно поменять и шарики, благо они недорогие. Стоит сказать, что шарики подшипников дорогих втулок более качественные, чем те, что обычно продаются в магазин велосипедов. Поэтому, если штатные шарики в хорошем состоянии, менять их не стоит.
  • В процессе разборки у вас появится много мелких деталей. Выделите для них место на верстаке или на полу и укладывайте их в таком же порядке, в каком извлекали из втулки. Это упростит последующую сборку.
  • Очень важно, чтобы концы оси втулки не выступали слишком далеко за контргайку, иначе колесо нельзя будет зажать в раме или вилке. Ось не должна выступать за внешнюю поверхность дропаутов.
  • Цель переборки втулки — отрегулировать её так, чтобы натяг подшипника был минимальным, но исключал люфт. Втулки с деформированными шариками или повреждениями конуса и чашки не будут работать плавно, даже если их правильно перебрать и отрегулировать.
  • Записывайте или делайте какие-нибудь пометки: количество шариков в подшипнике, расстояние от контргайки до конца оси, порядок сборки и т.д.
Как сильно затягивать подшипник?

Обратите внимание, что чрезмерное затягивание втулки не поможет предотвратить её самораскручивание, но ускорит износ компонентов подшипника. Езда с перетянутой втулкой, скорее всего, повредит и конус и чашку, поэтому, в итоге, придётся менять втулку полностью. Аналогичный результат принесёт и езда с излишне ослабленной втулкой.

В идеале, втулки с полой осью и эксцентриком должны иметь небольшую слабину, т.к. при присоединении к велосипеду и защёлкивании зажима, ось колеса слегка изгибается, чем компенсируется её люфт. Если во втулке, снятой с велосипеда, совсем нет люфтов — это означает, что она перетянута. Это не касается монолитных осей, на которых колёса зажимаются гайками. В таком случае, если ось искривлена или повреждена чашка с конусом, втулку можно будет только выбросить. Если необходимо, замените испорченные детали и переходите к регулировке втулки.

Что вам потребуется:

Необходимые инструменты

  • Конусные ключи (самые распространённые размеры: 13, 15, 17 и 19 мм).
  • Густая смазка.
  • Разводной ключ (по желанию).
  • Струбцина (тиски) для зажимания оси колеса (по желанию).
  • Магнит (по желанию).
  • Чистая тряпка, ватные палочки.

Всё готово? Тогда приступим.

шаг 1

Шаг 1. Снимите колесо с велосипеда и вытащите механизм эксцентрикового зажима (не потеряйте две центрирующие пружины). В большинстве втулок с насыпными подшипниками используются резиновые или пластиковые колпачки-пыльники, которые нужно предварительно снять, чтобы получить доступ к шлицам конуса. Если вы работаете с задней втулкой, вам также потребуется снять кассету. Посчитайте количество открытых витков резьбы на концах оси колеса перед тем, как продолжать. Если ось без резьбы, как на фото, измерьте расстояние от конца оси до гайки линейкой или штангенциркулем.

Шаг 2

Шаг 2. Всегда начинайте разборку задней втулки с противоположной кассете стороны велосипеда (т.е. с левой стороны велосипеда), а разборку передней втулки — с противоположной тормозному диску стороны (справа).

В первую очередь вам нужно выкрутить конус из одного конца втулки. Удерживайте конус конусным ключом и откручивайте контргайку против часовой стрелки при помощи конусного или разводного ключа. Если у вас есть специальный зажим (тиски), используйте его для фиксации оси.

Шаг 3

Шаг 3. Положите колесо ослабленной стороной втулки вверх, чтобы детали не вывалились, затем полностью выкрутите контргайку, выньте тонкую шайбу и конус. Положите их куда-нибудь, где они не потеряются.

Шаг 4

Шаг 4. Возьмитесь за ось с противоположной стороны и вытащите её из корпуса втулки, стараясь не потерять шарики. Всегда обращайте внимание на то, с какой стороны втулки вы извлекаете ось, чтобы избежать проблем при сборке.

Шаг 5

Шаг 5. Итак, вы уже сняли конус, шайбу, контргайку и вынули саму ось. Хорошо почистите извлечённые детали от старой смазки и грязи. Стоит сказать, что в некоторых втулках встречается одна толстая шайба между конусом и контргайкой, в других — несколько тонких шайб. Шайбы не только предотвращают ослабление контргайки и конуса, но и обеспечивают необходимый зазор между деталями втулки. Собирая втулку, всегда используйте одни и те же шайбы, располагая их в том же порядке, в каком они стояли до разборки.

Шаг 6

Шаг 6. Теперь можно проверить, правильно ли втулка затянута с ротивоположной стороны. Удерживая конус конусным ключом, проверьте, насколько хорошо зажата контргайка, вращая её по часовой стрелке вторым ключом.

Шаг 7

Шаг 7. Сосчитайте количество шариков с каждой стороны втулки перед тем, как их вынуть. В передних втулках обычно (но не всегда) используется по 10 шариков, в задних втулках — по 9.

Шаг 8

Шаг 8. Шарики можно вытащить из чашки втулки при помощи магнита или намагниченной отвёртки. Если у вас нет магнита, просто выковыряйте шарики тонкой отвёрткой. Ещё раз проверьте чашки втулки, чтобы убедиться, что не забыли внутри шарики. Во многие втулки типа «конус-чашка» ставят металлические пыльники (серебристое кольцо, окружающее шарики на фото выше). Пыльники, как правило, запрессовываются во втулку, поэтому лучше оставить их в покое.

Шаг 9

Шаг 9. Теперь ваша задача — удалить всю старую смазку, грязь и мелкие частицы металла, которые могут быть на внутренних поверхностях втулки. Для этого используйте обёрнутую вокруг пальца тряпку или ватные палочки. Теперь пришло время тщательно проверить трущиеся поверхности чашки и конуса. Они должны быть гладкими и свободными от точечной коррозии или следов неравномерного износа. Если вы заметили повреждения на конусе, нужно поменять его на аналогичный новый (их существует много разных размеров, поэтому выбирайте внимательно). К сожалению, с повреждённой чашкой ничего сделать нельзя — она намертво запрессована в корпус втулки. Конечно, толстый слой густой смазки на какое-то время поможет, но сильно изношенная чашка — верный признак близкого конца втулки.

Шаг10

Шаг 10. Не жалейте смазки. Полностью покройте толстым слоем смазки вогнутую поверхность чашки. Густая смазка также поможет удерживать шарики на месте при сборке. Аккуратно установите шарики в чашки по обеим сторонам (вы же не забыли, сколько их должно быть?).

Шаг 11

Шаг 11. Как только вы вставили шарики в чашки, принимайтесь за установку оси. Перед сборкой нанесите смазку на трущиеся поверхности конуса. Вставляйте ось с той же стороны, что и снимали: для задних втулок это сторона велосипеда противоположная кассете, для передних — наоборот.

Шаг 12

Шаг 12. Поставьте конус на место, наденьте на ось шайбу и контргайку. Закручивайте конус по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдёт в контакт с шариками, затем отпустите его на четверть оборота.

Читать еще:  Регулировка реле давления воды на протоке

Шаг13

Шаг 13. Удерживая конус конусным ключом, затяните контргайку. Втулка, скорее всего, потребует дальнейшей регулировки, но помните, что было сказано ранее: втулки с эксцентриком, снятые с велосипеда, должны слегка люфтить. После установки и фиксации колеса на велосипеде люфт пропадёт.

Проверните ось втулки с эксцентриком пальцами — она должна плавно вращаться, но иметь едва ощутимый люфт. Установите колесо на велосипед и слегка его пошатайте: если колесо свободно вращается и вы не чувствуете люфта — всё нормально, ваша работа окончена. Если нет — смотрите дальнейшие шаги.

Шаг 14

Шаг 14. Снимите резиновые пыльники втулки и пружины эксцентрикового зажима колеса (гайка зажима должна контактировать только с внешней поверхностью контргайки втулки). Закрепите колесо снаружи рамы (см. фото), вставив один конец оси втулки в соответствующую прорезь в дропауте. Зажмите эксцентрик с усилием, с которым вы обычно его зажимаете при езде.

Шаг 15

Шаг 15. Возьмитесь одной рукой за конус и контргайку, а второй слегка пошатайте колесо. Если почувствуете в конусе стук — это означает, что вам нужно немного поджать подшипник.

Шаг 16

Шаг 16. Удерживайте конус одним ключом, а другим — отпустите контргайку, вращая её против часовой стрелки. Как только вы отпустите гайку, немного (градусов на 10) поверните ключ, удерживающий конус, по часовой стрелке. Удерживайте конус в таком положении, пока затягиваете контргайку. Снова проверьте втулку на наличие люфта (Шаг 15) — если почувствуете стук, повторяйте регулировку до тех пор, пока он не исчезнет.

Последняя проверка: немного отпустите рычажок эксцентрикового зажима колеса (примерно на 45 градусов — он всё ещё должен удерживать колесо на дропаутах) и проверьте втулку, слегка пошатав колесо — в ней должен быть едва заметный люфт. При затягивании эксцентрика, люфт должен исчезнуть.

Убедитесь, что ось колеса равномерно выглядывает с обеих сторон втулки: количество видимых витков резьбы на обоих концах оси должно быть одинаковым. Также сравните число витков до и после разборки — оно также должно быть одинаковым. Вытрите лишнюю смазку. Всё.

Как отремонтировать переднюю втулку колеса велосипеда своими руками

Прежде чем браться за ремонт втулки на колесе велосипеда, нужно определить, где именно находится эта деталь, без которой вращение переднего колеса невозможно. Передняя втулка велосипеда размещается по центру колеса и соединяется с ободом с помощью спиц, от этой детали зависит, насколько легко будет перемещаться ваш любимый транспорт.

Передняя втулка велосипеда

Передняя велосипедная втулка

Что представляет собой передняя втулка колеса?

Разновидности передних втулок

Велосипедная передняя втулка по сравнению с задней отличается вполне простой конструкцией. Велосипеды бывают самых разных видов, именно от этого зависят: размер детали, масса, надёжность, долговечность и прочность. В специализированных магазинах спортинвентаря продаются в большинстве своём алюминиевые составляющие, сделанные по методике литья.

Меньшим спросом пользуются точёные и штампованные модели. Они считаются более надёжными приспособлениями и имеют важное преимущество — минимальный вес, но найти их не так просто, да и стоимость элементов зашкаливает.

Втулка переднего колеса велосипеда может отличаться по таким критериям:

  • материал, из которого произведена деталь;
  • назначение детали;
  • что находится внутри — полый компонент или цельный.

Велосипеды, предназначенные для туризма, приятной езды по городу или для покорения гор, определяют, в каком качестве, прочности и степени защиты будет выполнен образец. Лучшей модификацией детали считают крепёж с эксцентриковыми зажимами, которые обеспечивают как лёгкое снятие, так и монтаж колеса на прежнее место. В транспортных средствах, предусмотренных для применения в экстремальных видах спорта, фиксация элемента подразумевает применение болтов.

Передняя втулка колеса

Втулка переднего колеса

Как устроена передняя втулка колеса

Корпус детали всегда сделан из металла, при этом конструкция корпуса может быть самой разной:

  • соединённый с чашечками;
  • состоящий из центрального компонента и 2 чашечек.

Чашечки необходимы для крепления в верхней части фланцев с отверстиями, в которые размещают спицы. Велосипедная деталь внутри скрывает ось, подшипники шарикового формата, находящиеся по разные стороны друг от друга, конусы, крышки для защиты, шайбы, контргайки и гайки, фиксирующие элементы к вилке велосипеда.

Конусы фиксируют к оси, причём один должен быть неподвижным, поэтому его плотно прижимают до упора. Другой крепят так, чтобы выдержать в подшипниках определённый зазор. Зазор легко откорректировать путём вращения конуса. Чтобы конусы крепко держались, производители предусмотрели на них резьбу и дополнительный крепёж в виде контргаек.

Устройство передней втулки

Из чего состоит передняя втулка

Как отремонтировать переднюю втулку своими руками

Когда нужно ремонтировать втулку

Ремонт втулки переднего колеса велосипеда своими руками предполагает демонтаж конструкции и последовательную установку. Когда без ремонта не обойтись?

  1. Если колесо, расположенное спереди, вращается хуже, чем раньше.
  2. Ушли в прошлое быстрота и лёгкость передвижения.

Ремонтные работы подразумевают в том числе смазывание обоймы для подшипников, справиться с этим может даже новичок.

Как разобрать

Разборка передней втулки велосипеда своими руками выглядит следующим образом:

  1. Поставьте транспортное средство перед собой в таком положении, чтобы вам было удобно ремонтировать конструкцию, желательно сверху «козла».
  2. Если есть дисковые тормоза, отсоедините их.
  3. Вооружившись двумя ключами, выкрутите втулку. Важно не потерять подшипники, которые сразу начнут выпадать из обоймы, соберите их и отложите в сторону. Даже при наличии сепаратора шарики всё равно могут выпасть, всё зависит от степени изношенности сепаратора.
  4. Специалисты рекомендуют запомнить последовательность откручивания каждой детали, в этом же порядке позже предстоит сборка функционального компонента транспортного средства.
  5. Осмотрите и оцените состояние чашки детали. Присутствие механических повреждений, сколов и царапин недопустимо, след от шариков в идеале должен быть ровным и гладким. Если повреждения есть, во время езды подшипник станет причиной появления настораживающего треска и заклинивания вращения переднего колеса, которое сложно игнорировать.

Передняя втулка велосипеда, ремонт которой можно осуществить своими руками, после разборки подразумевает тщательное протирание составляющих от пыли, а также смазывание чашки. В качестве смазочного вещества лучше использовать смазку, похожую на литол.

Как правильно смазывать

Втулка передняя смазывается жирным толстым слоем смазочного состава, после чего сверху с одинаковым шагом распределяются шарики, в качестве удобной альтернативы можно поставить подшипник, где есть сепаратор. Шаг, который нужно выдержать между шариками, достигает 1–2 мм. Следите за тем, чтобы с двух сторон обоймы находилось равное число шариков.

Теперь приступайте к проверке состояния поверхности конуса, которым оснащена передняя втулка. На плоскости не должно быть видимых повреждений. Обильно смажьте конус и ось.

Монтаж передней втулки

Установка передней втулки

Сборка детали

Если вы смогли разобрать втулку, то вы сумеете её и собрать — нужно всего лишь следовать обратному порядку вышеописанной инструкции. Помните важное правило: одну сторону детали делают неподвижной, затягивая гайку до упора. Далее, разместите ось так, чтобы передняя втулка была с ней соединена. Специалисты не рекомендуют переусердствовать с затягиванием конуса, это чревато тем, что колесо не будет вращаться. Слабое затягивание, в свою очередь, приводит к колебаниям звена в разные стороны.

Теперь можно поставить транспортное средство в обычное положение и окончательно отрегулировать его работу. Какие характеристики нужно проверить перед тем, как ездить на отремонтированном транспорте?

  • Правильная разборка передней втулки велосипеда, смазка и сборка решают вопрос тяжёлого передвижения транспорта.
  • Считается, что передняя втулка, обеспечивающая лёгкость езды велосипеда, также гарантирует отсутствие люфта.
  • Тщательно обработанная смазкой втулка переднего колеса убирает причину появления во время движения велосипеда шумов, трения и треска.
Читать еще:  Регулировка грм на волгу

Заключение

Теперь вы знаете, как отремонтировать переднюю обойму для подшипников велосипеда своими руками, и сможете в любое время сделать транспортное средство манёвренным, мобильным, статичным и мегаподвижным.

Вилка для горного велосипеда

Владельцев велосипедов условно можно разделить на тех, кто ездит на велосипеде до последнего вздоха, и тех, кто бережно ухаживает за двухколёсным другом, вовремя ремонтируя и предупреждая будущие поломки. Если вы стали ощущать на себе все кочки и камни на трассе, пора приниматься за ремонт передней вилки горного велосипеда, обеспечивающей при езде амортизацию.

Переспицовка колеса велосипеда

Велопрогулки приносят массу удовольствия, при активной эксплуатации велосипеда придётся освоить его регулярное обслуживание своими руками. Знания, как правильно переспицевать колесо на велосипеде, помогут сэкономить средства из семейного бюджета, в дополнение вы приобретёте ещё один навык ремонтных работ.

Колесо-мотор на велосипеде

Конструируем собственный велосипед с электродвигателем, устанавливаем мотор-колесо на велосипед своими руками. Что понадобится, для того чтобы установить мотор-колесо? Принцип действия, необходимые детали и рекомендации по установке.

Как исправить люфт колёс на велосипеде

проверка люфта колесаКак и любой транспорт велосипед сложная конструкция, где действие всех механизмов взаимосвязано и не может одно без другого. Для исключения поломок как раз и проводят периодическое обслуживание в мастерских или самостоятельно в домашних условиях. Начиная от мелких заканчивая основными элементами, точнее двум благодаря которым происходит движение всего велобайка – колёсам.

Проблемы с колёсами в основном возникают по ряду причин из-за чего ослабевает их фиксация во всей конструкции и происходит так называемый люфт. Как исправить люфт колеса на велосипеде для новичков является сложной проблемой, поэтому в статье разберём все тонкости устранения причины, и сложности, которые могут возникнуть.

Причины возникновения люфта колёс

обслуживание колесаПрежде всего для того, чтоб люфт не появлялся необходимо регулярно проводит проверку и обслуживание составляющих частей крепежа колеса к велосипеду. Но если люфт всё-таки произошёл, то не стоит и дальше ездить на таком велосипеде, особенно если люфт появился на заднем велоколесе велосипеда. Иначе это чревато аварией и травмами для человека. Основными причинами появления разбалтывания являются:

  • втулки, используемые могут стираться. Появление такой проблемы скорее связано со сроком службы;
  • нарушение целостности радиусных гаек, установленных для свободного движения шариков подшипника, такая поломка влечёт замену данного элемента при помощи инструментов;
  • износ особых насечек на контргайке, которая необходима для точного взаимодействия с гайкой радиусной, что исключает возможность раскручивания. Причины появления связаны с большими нагрузками на велобайк или длительным периодом эксплуатации гайки, для исправления нужна замена указанной детали и необходимые инструменты;
  • отсутствие надёжного стягивания между контргайкой и второй гайкой. Проблема решается стягиванием ключом;
  • образование свободного пространства от контргайки до рамы велосипеда. В этом случае промежуток заполняется установкой шайбы или гравера.

Какой инструмент понадобиться

инструментыЕсли владелец велосипеда относится к тем, кто самостоятельно проводит ремонт своего транспорта, то у него имеется уже хоть небольшой арсенал инструментов. Однако не у всех есть самые элементарные вещи. Для снятия колеса и дальнейшего ремонта необходим только ключи нескольких размеров.

Но если для устранения люфта проводят разбор заднего велоколеса, то для снятия звёзд может понадобиться съёмник трещотки или кассеты (хлыст).

Как устранить люфт заднего колеса

устранение люфта на заднем колесеУстранение люфта на заднем колесе, также разделим на несколько этапов:

  1. Для начала снимаем поджимающие гайки вынимаем велоколесо;
  2. В зависимости от установленного механизма (трещотка или кассета) используют тот или иной инструмент указанный выше для снятия звёзд с колеса велосипеда. Рассмотрим два случая отдельно:
    1. Трещотка. Фиксируем хлыстом трещотку и проворачиваем в противоположном направлении движении колеса велосипеда. Учитывайте, что необходимо будет приложить массу усилий;
    2. Кассета. Как и в первом случае, делаем фиксацию кассеты при помощи хлыста. В специальное отверстие кассеты продеваем съёмник кассет и прокручиваем пока не открутится небольшая гайка-фиксатор прилегающая к наиболее малой звезде на колесе велосипеда;

    Как устранить люфт переднего колеса велосипеда

    устранение люфта переднего колеса

    Устранение неполадок, а именно люфта на переднем велоколесе разделим на несколько этапов:

    1. Снятие и разбор переднего колеса с велосипеда происходит проще, чем заднего, поэтому останавливаться для разъяснения данного этапа не стоит;
    2. Протираем влажной тряпочкой от пыли и других загрязнений. Вытираем смазку на месте движения шариков и втулок;
    3. Наносим новым слоем смазку и устанавливает шарики подшипника. Процесс установки может немного отличаться, в зависимости от вида подшипников;
    4. После чего выполняем следующие этапы сборки. Гайку накручиваем на ось и затем вставляем её во втулку. С обратной стороны на ость накручиваем радиусную гайку. Не забывайте, что с обеих сторон должно оставаться одинаковый свободный отрезок оси с нанесенной резьбой;
    5. затягивание радиусной гайкиПосле чего накручиваем контргайки на оставшееся свободное резьбовое место для надёжного соединения затягиваем ключом. При чём насечки должны быть повёрнуты в сторону радиусных гаек. Отдельного внимания заслуживают подшипников, так как натяжение шариков не должно быть сильным, но и не слабым. Проводят данный процесс таким образом:
      1. Сначала затягивание проводят с одной стороны, где расположен тормоз. Используя при этом используется пара видов ключей (шведский и рожковый), но можно использовать и обычные ключи подобрав необходимую толщину;
      2. С другой стороной проделывает такие же операции. После выставления натяжения подшипников, проводит затягивание гайки. Если случилось, так что затянули слишком, то поворотом в обратном направлении при помощи рожкового ключа делаем слабее и дотягиваем по необходимости. Проводит проверку движения оси;

      Какие могут возникнуть трудности

      1. При разборке втулки велосипеда был утерян шарик или весь подшипник целиком или другая мелкая деталь;износ детали втулки
      2. Сложности с подбором зазора при затягивании конусных гаек;
      3. При разборке обнаружены множественные дефекты на деталях втулки;
      4. Не получилось снять трещотку.

      Итоги

      При отсутствии дефектов в конструкции втулки велосипеда устранение люфта на колесе не должно представлять особой сложности. Требуется лишь терпение и внимание к мелочам.

      Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

      (Пока оценок нет)

      Как отрегулировать втулку переднего колеса велосипеда

      переднее колесо велосипеда

      Переднее колесо велосипеда – движущий узел, без которого невозможно представить байк, разве что уницикл. Ведомое колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию велосипеда и, в большей мере, накатистость. В отличие от заднего, переднее колесо более простое по устройству, но также требует своевременного обслуживания.

      Велосипеду, как и машине, нужен регулярный уход, и переднее колесо – одна из таких важных составляющих, которой нельзя пренебрегать. Уделим ему немного внимания!

      Из чего состоит колесо

      Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились модели на литых дисках, ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.

      Устройство переднего колеса следующее:

      • втулка обычная;
      • обод;
      • соединительные спицы;
      • защитная лента обода (флиппер);
      • камера и покрышка;
      • диск (на моделях с дисковыми тормозами).

      Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.

      Втулка

      Втулка на открытых подшипниках

      Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:

      • одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
      • двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
      • тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.

      обода для велоколес

      Разновидности ободьев для велоколес

      Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:

      разновидности обода

      Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.

      Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.

      По типу сечения спицы разделяются на:

      • стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
      • аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
      • переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.

      Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.

      Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.

      Как снять переднее колесо с вилки

      Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:

      1. Перевернуть велосипед вверх колесами.
      2. Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
      3. Ослабить крепления с дропаутов вилки.
      4. Снять ось колеса с креплений.

      На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.

      Направление вращения эксцентрика

      Направление вращения эксцентрика при снятии

      Когда нужно снимать переднее колесо:

      • замена камер/покрышек;
      • подтяжка/ослабление спиц;
      • переборка втулки;
      • покраска обода.

      Установка переднего колеса на вилку делается в обратной последовательности.

      Переборка втулки, выравнивание обода, замена камеры и покрышки

      Техническое состояние велосипеда напрямую зависит от исправности всех его узлов, в том числе и переднего колеса. Проблем с ним не так много, но посещают они регулярно:

      • износ компонентов втулки, выработка смазки;
      • искривление обода – «восьмерки»;
      • пробои камеры, растрескивание покрышки.

      Втулка обеспечивает неподвижное закрепление оси на дропаутах и равномерное беспрепятственное вращение колеса. Недостаточная смазка вызывает повышенное трение подшипников и, как следствие, их быстрый износ. Симптомы – колесо болтается, ярко выраженный люфт, затрудненное вращение, хруст.

      Итак, как разобрать втулку:
      1. Снять ось с дропаутов (смотрим выше).

      съём оси

      2. Ослабить крепежную втулочную гайку. Для этого понадобятся два ключа на 17 мм – одним жестко зафиксировать гайку справа, другим против часовой стрелки скрутить слева.

      ослабление крепежа

      3. Свинтить конус. Для подцепки нужен будет ключ на 14, далее он легко скручивается руками.

      4. Вытащить ось с противоположной стороны. Аккуратно вынуть левый подшипник из полости корпуса и стянуть правый с конуса.

      вытаскивание оси

      Тщательно осмотреть всё, особенно подшипники. Поврежденные детали нужно заменить на новые.

      Чистка, смазка и сборка втулки:

      1. Выдуть грязь из пустого корпуса.
      2. С помощью узкой кисточки или ватной палочки нанести смазку тонким слоем на внутренние стенки втулки.
      3. Протереть ось, конусы и подшипники керосином и дать высохнуть (если устанавливаем те же компоненты).
      4. Смазать ось, подшипники и конусы с внутренних сторон, которые прилегают к подшипникам. На подшипники смазки не жалеем: чем больше, тем лучше. Излишки аккуратно стереть чистой тряпочкой.
      5. Одеть правый подшипник на соответствующий конус той стороной, какой он стоял раньше.
      6. Просунуть ось во втулку и установить на нее левый подшипник.
      7. Аккуратно вкрутить конус. Его поверхность должна касаться, но не зажимать подшипник.
      8. Затянуть втулку гайкой.
      9. Поставить колесо на дропауты и зафиксировать.

      Проверяем работу втулки – с силой раскручиваем колесо. Если все по переборке втулки было сделано правильно, колесо будет крутиться легко и беззвучно. Если вращение дается с трудом либо втулка «ходит» по оси, необходимо ослабить или подтянуть левый конус. Возможно, для точного результата регулировка потребуется несколько раз, тут главное – не спешить.

      Восьмерки – самая неприятная проблема с колесами. Она в равной степени возникает и спереди, и сзади. Передняя восьмерка доставляет меньше дискомфорта, чем задняя, но все-таки на кривом колесе ездить не по кайфу. Рассмотрим, как быстро устранить дефекты обода велосипеда. Для работы понадобится универсальный спицевой ключ, выглядит он так:

      втулка

      Ремонт восьмерки делается следующим образом:

      1. Определить максимальную выпуклость колеса. В этой области подтянуть спицу на угол, кратный 1 обороту.
      2. Ослабить две спицы по краям на угол, вдвое меньше, на какой подтягивали центральную спицу.
      3. Следующие крайние спицы подтянуть на угол, вдвое меньший, на который ослабляли те две спицы.

      И так далее, все зависит от величины искривления. На картинке представлена схема устранения 7-спицевой восьмерки.

      восьмёрка обода

      Если кривизна расположена между спицами, делаем так:

      устранение восьмёрки

      Замена камер проще устранения дефектов обода, но и чаще требуется. Чтобы правильно и беспрепятственно снять и поставить покрышку, желательно воспользоваться специальными пластиковыми монтажками.

      Как разобрать шину:

      1. Снять колесо с креплений вилки.
      2. Спустить воздух из камеры (если меняем только покрышку).
      3. Открутить защитный колпачок с ниппеля и слегка продавить его вниз.
      4. С противоположной стороны зацепить двумя монтажками борт покрышки.
      5. Третьей монтажкой подцеплять борт по бокам, до тех пор, пока покрышка не слезет с обода. Теперь можно достать камеру.

      Собрать шину по следующей схеме:

      1. Немного накачать камеру, чтобы она распрямилась.
      2. Уложить камеру в покрышку.
      3. По стрелочке выбрать правильное направление шины.
      4. Вставить ниппель в отверстие обода.
      5. Затолкать борта покрышки в обод со стороны ниппеля к противоположному концу. Когда заталкивать станет тяжело, воспользоваться монтажками.
      6. Вытянуть трубку ниппеля наверх (для Schrader).
      7. Проверить, чтобы борта полностью легли в обод и надеть колесо на велосипед.

      Переднее колесо на велосипеде – простой узел, который можно самостоятельно обслуживать дома своими руками: разобрать и собрать втулку, поменять шину и устранить искривления на ободе. Серьезные проблемы – поломка спиц, растрескивание корпуса втулки – потребуют помощи специалиста.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector