Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка и регулирование свободного хода и усилия на рулевом колесе

Проверка и регулирование свободного хода и усилия на рулевом колесе

Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949, который состоит из указателя, шкалы и кронштейна. При определении усилия на ободе рулевого колеса индикатор используют совместно с динамометрическим приспособлением КИ-16333.

Ставят шкалу 1 (рис.) индикатора на рулевом колесе и закрепляют указатель 2 на ветровом стекле трактора. При этом стрелка 3 индикатора должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора.

Рис. Определение свободного хода рулевого колеса индикатором КИ-13949: 1 — шкала индикатора; 2 — указатель; 3 — стрелка

Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивают рулевое колесо вправо до начала сжатия пружин центрирующего устройства или движения штоков гидроцилиндров поворота, устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг (в зависимости от марки трактора).

Перемещая шкалу индикатора по ободу рулевого колеса, ставят стрелку указателя над левой границей зоны допускаемого свободного хода.

Поворачивают рулевое колесо влево до устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг.

Если стрелка указателя выходит за границу соответствующей зоны шкалы, то это означает, что свободный ход рулевого колеса превышает 20°.

Для его уменьшения размещают трактор на горизонтальной площадке и останавливают дизель. Покачивая рулевое колесо в обе стороны, проверяют зазоры в головках шаровых пальцев. При наличии зазора производится регулировка или замена шарниров.

При необходимости регулируют роликовые конические подшипники вала сошки и зацепление червячной пары, изменяя толщину уплотнительных прокладок под боковыми крышками картера рулевого механизма. Во избежание смещения сектора по отношению к червяку толщина прокладок под каждой крышкой должна быть одинаковой.

Проверяют зазор в зацеплении «червяк-сектор», подведя к торцу вала сектора ножку индикатора или шток приспособления для измерения зазоров. Перемещая вал в осевом направлении, фиксируют показания индикатора. Например, для трактора МТЗ-80/82 и его модификаций при нормальном зазоре в зацеплении осевое перемещение вала равно: в средней части — 0,07-0,10 мм, в крайних позициях — 0,25-0,60 мм. Если зазор в средней части превышает 0,10 мм, необходимо регулирование.

Сначала проверяют правильность сборки рулевого механизма. При среднем положении сектора риски на его валу, а также на корпусе рулевого механизма и на сошке должны совпадать.

Зацепление регулируют в следующем порядке. Отсоединяют от сошки тягу обратной связи. Снимают крышку, упорную шайбу с регулировочной. Измерив толщину регулировочной шайбы, подбирают вместо нее шайбу такой толщины, чтобы После сборки узла обеспечивалось номинальное осевое перемещение вала сектора. Ставят на место снятые детали и, тщательно затянув крышку болтами, снова проверяют осевое перемещение вала. Если при его номинальном осевом перемещении в средней части оно в крайних позициях окажется менее 0,25 мм, червячную пару заменяют.

Проверяют плавность зацепления червячной пары: при вращении рулевого колеса из одной крайней позиции в другую в обоих направлениях сектор должен обкатываться по червяку без заедания и прихватов.

Проверяют осевое перемещение промежуточного вала рулевой колонки. Осевой зазор вала убирают затяжкой предварительно расконтренной гайки. При этом не должно быть затруднено вращение вала.

При необходимости регулируют зацепление сектора с рейкой штока, удалив соответствующее количество регулировочных прокладок из-под фланца, закрепленного на корпусе гидроусилителя. После регулирования зазор по зубьям между сектором и рейкой должен соответствовать зазору 0,1-0,3 мм между привалочной плоскостью фланца упора и корпусом рулевого механизма. Чтобы определить общую толщину прокладок, необходимую для обеспечения указанного зазора, измеряют зазор между привалочными поверхностями упора и корпуса при отсутствии зазора в зацеплении «сектор-рейка». Толщина прокладок должна быть больше измеренного зазора на 0,1-0,3 мм.

При наличии ощутимого осевого перемещения поворотного вала отпускают контргайку регулировочного болта, ввертывают болт до отказа, а затем вывертывают его на 1/10- 1/8 оборота и застопоривают контргайкой.

Усилие на ободе рулевого колеса проверяют в следующем порядке. Закрепляют на ободе кронштейн 3 (рис.) индикатора КИ-13940. Отсоединяют продольную тягу от рулевой сошки. При наличии гидросистемы управления поворотом (гидроусилителя руля) пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Поворачивая динамометрическим приспособлением КИ-16333 рулевое колесо сна чала в одну сторону, фиксируют по индикатору усилие на ободе колеса. Аналогично измеряют усилие на ободе колеса при повороте его в другую сторону. Показание индикатора 0,1 мм соответствует 20 Н.

Читать еще:  Регулировка форсунки на систему впрыска

У тракторов, снабженных гидросистемой управления поворотом (гидроусилителем руля), усилие на ободе колеса должно быть не более 50 Н, а у тракторов без гидросистемы (усилителя руля) — не более 80 Н.

Рис. Измерение усилия на ободе рулевого колеса динамометром КИ-16333 и приспособлением КИ-13940: 1 — индикатор часового типа; 2 — корпус динамометра; 3 — кронштейн

Проверка рулевого управления

Для проверки рулевого управления применяют прибор К-402, позволяющий определять свободный ход рулевого колеса и усилия на его ободе. Прибор К-402 носит название динамометр-люфтомер. Прибор состоит из двух самостоятельных действующих приспособлений: динамометра для измерения усилия на ободе колеса и люфтомера для измерения свободного хода рулевого колеса. Прибор крепится на ободе рулевого колеса посредством захватов н зажимов. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный и свободный ход рулевого колеса 20 — 25°, допустимый 36°. Люфт рулевого колеса определяют под действием усилия в 1кгс (10 Н).

Для измерения усилия на ободе рулевого колеса, которое характеризует трение в рулевом механизме, продольную тягу управления отсоединяют от других узлов — рулевой сошки и др. После этого заводят двигатель и прокручивают его на максимальных оборотах холостого хода. Затем устанавливают рулевое колесо в среднее положение, приближают к корпусу динамометра фиксаторное кольцо на одной из динамометрических рукояток и, перемещая противоположную динамометрическую рукоятку, повертывают рулевое колесо до отказа. После этого, освободив рукоятку динамометра, по положению фиксаторного кольца на шкале противоположной рукоятки отсчитывают усилие. Так же измеряют усилие на ободе колеса при повороте его в другую сторону.

При исправном состоянии рулевого механизма усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 3 — 6 кгс (30 — 60 Н), а при наличии гидроусилителя — 2 — 3 кгс (20 — 30 Н). Кроме люфта рулевого колеса, проверяют также зазоры в шарнирных и других соединениях. Зазор в подшипниках червяка рулевого механизма измеряют по осевому перемещению ступицы рулевого колеса относительно колонки.

Силы трения в механизмах контролируют по (наличию усилия, которое прикладывается при определении их технического состояния, пользуясь также динамометром-люфтомером. Механическая система управления. Нормальная работа этой системы характеризуется четкостью и безотказностью включения и выключения механизмов.

Контроль за механической системой управления, в которой привод обеспечивается от двигателя через распределительную коробку или коробку отбора мощности и карданные валы или цепные или клиноременные передачи и другие механизмы и устройства, сводится к проверке состояния муфт, шестерен, осей, валов и их опор.

При контроле особое внимание уделяют состоянию предохранительного латунного штифта в муфте предельного момента, через которую усилие двигателя передается к распределительной коробке. При возможных перегрузках в первую очередь срезается предохранительный штифт, что предотвращает поломки шестерен. До замены штифта новым необходимо выявить причины, которые привели к его срезанию, и устранить их. Контроль и технический уход за карданными валами заключается во внешнем осмотре, проверке плотности затяжки карданных болтов и их шплинтовке, а также в контроле за исправностью уплотнительного устройства шлицевых полостей валов и недопущения их биения и вибрации.

Регулировка механических приводов включает также устранение возможных перекосов и отработку нормального натяжения пружин или их замену.

Контроль и технический уход за канатно-блочной системой состоит в проверке состояния и крепления обойм блоков, износа блоков и их осей, смазке канатов и блоков. Нормальная работа канатно-блочной системы характеризуется свободным (без каких-либо защемлений) вращением блоков в обоймах и легким перемещением канатов по блокам.

  • Резание грунтов скрепером
  • Дорожные фрезы
  • Комплекты машин для строительства дорожных покрытий ДС-100 и ДС-110
  • Коробки передач

НОВОСТИ КОМПАНИИ

Башенные краны серии КБ
Краны серии КБ конструируются по единой схеме и комплектуются из узлов кранов КБ

Стреловые самоходные краны
Стреловыми самоходными кранами называются грузоподъемные машины

Автомобильные стреловые краны
Автомобильными называются стреловые краны, смонтированные на базе грузовых

ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРЫ

Грейдер-элеваторами называются землеройно-транспортные машины непрерывного действия, разрабатывающие грунт дисковыми или плоскими ножами и подающие его ленточным транспортером в отвал или транспортные средства. Грейдер-элеваторы традиционно характеризуются высокой мощностью.

Проверка и регулировка рычажной системы управления

Применяемые в дорожно-строительных машинах системы управления классифицируются по назначению на ..системы управления рабочими органами, рулевыми механизмами, муфтами, тормозами и другими механизмами и устройствами. По принципу устройства системы управления подразделяются на: рычажную (посредством рычагов, рукоятей и педалей), механическую, гидравлическую, пневматическую, электрическую.

Рычажная система применяется для управления рабочими органами машин, механизмом поворота, как, например, в гусеничных тракторах, тормозами машин. К этой системе относится также и рулевое управление колесными машинами (хотя в этих передачах часто применяются гидроусилители и другие устройства). Нормальная работа рычажной системы характеризуется четкостью и надёжностью включения и выключения элементов привода и механизмов, а также величиной рабочего хода рукоятей и педалей управления.

Контроль действия рычажной системы предусматривает проверку быстроты и надёжности включения и выключения; определение усилий, прилагаемых к рукоятям и педалям при их включении и выключении. Проверку выполняют на работающих машинах, при этом механизмы должны быть включены на холостой ход. Показателями состояния механизмов управления поворотом и тормозами гусеничных и колесных машин являются легкость и удобство управления и надёжность торможения при любых условиях эксплуатации.

К показателям состояния механизмов управления поворотом относятся: у гусеничных машин — степень изношенности муфт поворота и упругость нажимных пружин, свободный и полный ход рычагов управления поворотом, а также степень изношенности тормозов и ход тормозных педалей; у колесных машин -«свободный (без заеданий) ход рулевого колеса и усилие на его ободе, степень изношенности узлов, сборочных единиц и деталей тормозов и ход тормозных педалей.

У гусеничных и колесных машин, оборудованных гидроусилителями, показателями их состояния являются также давление открытия предохранительного клапана, состояние клапана потока масла в гидроусилителе, степень изношенности распределителя, производительность насоса.

Начало включения таких механизмов, как фрикционы и тормоза, должно начинаться не позже, чем на половине хода рукоятки или педали. Возможный люфт рычажной системы управления не должен превышать 1/15 — 1/20 общего хода рукояти или педали.

Свободный ход замеряют масштабной линейкой. Регулировку свободного хода рукоятей и педалей выполняют с помощью тех конструктивных элементов, которыми оснащена данная система; стяжными муфтами с винтовой нарезкой, секторами с отверстиями или пазами, телескопическими трубами с отверстиями и пальцами и др. Эти элементы позволяют изменять (укорачивать или удлинять) размеры соединительных тяг или плеч рычагов и т. п. Ход рукоятей и педалей не должен превышать величин, установленных для той или другой машины (в частности, базовых гусеничных тракторов) заводскими инструкциями, но не более: для рукоятей и рычагов 400 мм, для педалей 250 мм.

Для дорожностроительных машин, имеющих непосредственный привод органов управления (т. е. для машин, управляемых машинистом через рукояти и педали), предельными значениями будут;

размеры общих и рабочих ходов рычагов управления — для рукоятей не более 400 мм, для педалей не более 250 мм;

усилия на рычаги управления — для рычагов, снабженных сервоприводом, 30—40 Н; для рычагов, часто включаемых, 60—80 Н; для рычагов, редко включаемых, 120—160 Н;

усилия на педали управления — с гидравлическим или другими усилителями 80—100 Н, без гидравлических или других усилителей 200-300 Н.

Контроль рычажной системы в эксплуатационных условиях начинают с проверки четкости и надёжности включения и выключения механизма машины или оборудования. Так, например, рычаг (рукоять) управления однобарабанной лебедкой, приводящей отвал бульдозера, проверяют на три положения: «подъём» — фрикционная муфта лебёдки включена, тормоз выключен; «фиксация положения» — фрикционная муфта лебёдки выключена, тормоз включен; «спуск» — тормоз и фрикционная муфта лебёдки выключены.

Регулировка усилий в рычажной системе обеспечивается ослаблением или заменой возвратных пружин, проверкой и устранением неисправностей в передающей усилия системе, а также устранением люфтов и заеданий в сочленениях.

Для колесных машин признаками, характеризующими состояние .рулевого управления, являются свободный ход (люфт) рулевого колеса и усилие, необходимое для его перемещения после устранения люфта.

Для проверки рулевого управления применяют прибор динамометр-люфтомер К-402 (рис. 7.15), позволяющий определять свободный ход рулевого колеса и усилия на его ободе. Прибор состоит из двух самостоятельно действующих приспособлений: динамометра для измерения усилия на ободе колеса и люфтомера для измерения свободного хода рулевого колеса. Прибор крепится на ободе рулевого колеса посредством захватов и зажимов. При вращении рулевого колеса в обе стороны до устранения зазора в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный и свободный ход рулевого колеса 20—25°, допустимый до 36°. Люфт рулевого колеса определяют под действием усилия в 10 Н,

Для измерения усилий на ободе рулевого колеса, которое характеризует трение в рулевом механизме, продольную тягу управления отсоединяют от других элементов механизма — рулевой сошки и др. После этого заводят двигатель и прокручивают его на максимальных оборотах холостого хода. Затем устанавливают рулевое колесов среднее положение, приближают к корпусу динамометра фиксаторное кольцо на одной из динамометрических рукояток и, перемещая противоположную динамометрическую рукоятку, повертывают рулевое колесо до отказа. После этого, освободив рукоятку динамометра, по положению фиксаторного кольца на шкале противоположной рукояти отсчитывают усилие. Так же измеряют усилие на ободе колеса при повороте его в другую сторону.

 Динамометр-люфтомер
Рис. 7.15. Динамометр-люфтомер для проверки рулевого управления:
1 — захваты рулевой колонки; 2 — указательная стрелка; 3 — шкала люфто-мера; 4 — зажимы для крепления на рулевом колесе; 5 — динамометрические рукоятки со шкалами прикладываемых усилий; 6 — пружины динамометра (до 120 Н)

При исправном состоянии рулевого механизма усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 30—60 Н, а при наличии гидроусилителя — 20—30 Н.
Кроме люфта рулевого колеса, проверяют также зазоры в шарнирных и других соединениях. Зазор в подшипниках червяка рулевого механизма измеряют по осевому перемещению ступицы рулевого колеса относительно колонки. Силы трения в механизмах контролируют, пользуясь также динамометром-люфтомером, по наличию усилия, которое прикладывается при определении их состояния.

Увеличенный свободный ход рулевого механизма

Как правильно отрегулировать свободный ход рулевого механизма?

Повышенный свободный ход рулевого колеса свидетельствует об износе деталей шарниров рулевых тяг; поломке пружин шарниров рулевых тяг; ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки, поворотных рычагов, а также об увеличении зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней.

Если на данном авто стоит не электронно-регулируемая рулевая колонка, то ваши действия приблизительно следующие:

Проверка свободного хода рулевого колеса

Регулировка рулевого управления. Свободный ход рулевого колеса при работе двигателя на холостом ходу не должен превышать 25°. Регулировка шарниров продольной рулевой тяги, натяжения ремня привода насоса и схождения передних колес производится так же, как на автомобиле. Шарниры поперечной тяги не регулируются.Необходимость регулировки рулевого механизма проверяется путем измерения усилия на ободе рулевого колеса при отсоединенной продольной тяге в трех положениях:

первое — рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения, усилие на ободе должно быть 5,5—13,5 Н (0,55—1,35 кгс);

второе — рулевое колесо повернуто на 8/4—1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н (2,3 кгс);

третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе должно быть на 5—12,5 Н (0,5—1,25 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс).

Начинать регулировку следует с установления величины усилия в третьем положении. Делается это при помощи регулировочного устройства рулевого механизма. При вращении винта по ходу часовой стрелки усилие увеличивается, при вращении в другую сторону — уменьшается.

Регулировка свободного хода рейки рулевого управления

Рулевая рейка

  1. Регулировочный винт
  2. Уплотнительное кольцо, всегда заменяется новым
  3. Втулка сальника
  4. Крышка

Для проведения регулировки свободного хода рейки необходимо 2 механика. Регулировка проводится при заглушенном двигателе, автомобиль при проведении регулировки должен стоять на земле. Колеса должны стоять прямо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector