Система холостого хода (карбюратор)
Система холостого хода (карбюратор)
Система холостого хода (СХХ) — одна из систем карбюратора, которая обеспечивает работу двигателя внутреннего сгорания на холостом ходу и на переходном режиме, а также компенсацию состава смеси на всех остальных режимах работы двигателя.
Содержание
Устройство [ править | править код ]
Представляет собою воздушный, топливный и эмульсионный каналы с дозирующими элементами — жиклерами холостого хода или актюаторами. Топливный жиклер холостого хода запитывается из нижней части эмульсионного колодца, таким образом он оказывается включен в топливный канал ГДС. Воздушный жиклер ХХ соединен с пространством верхней части смесительной камеры, что обеспечивает изменение количества воздуха, поступающего в СХХ при разных режимах работы двигателя.
Ввиду указанных выше особенностей, СХХ является очень важным звеном компенсации смеси для ГДС. Очень часто воздух подается в СХХ по двум каналам, что обеспечивает двухступенчатое эмульгирование, способствующее дополнительной гомогенизации смеси и равномерности состава смеси по цилиндрам. СХХ открывается в смесительную камеру в задроссельном пространстве, где на холостых оборотах имеется вакуум достаточной для её работы степени. Отдельный канал соединяет СХХ с переходными отверстиями, расположенными в зоне кромки приоткрытой дроссельной заслонки.
Карбюраторы К-88 и ДААЗ-2108 имеют одно вертикальное щелевидное отверстие, часть его, расположенная ниже кромки дросселя, обеспечивает холостой ход, при открытии дросселя эта часть естественно увеличивается, обеспечивая переходный режим.
Часто, для обеспечения высоких экологических параметров и для обеспечения равномерности состава смеси по цилиндрам, выполняется с дополнительными смесительными устройствами, фактически представляющими собой карбюратор в карбюраторе, работоспособный при малых расходах воздуха (например, АСХХ «Каскад»). В этом случае дополнительный воздух поступает в СХХ в максимальном количестве из отверстия, расположенного чуть выше дроссельной заслонки. Тогда при малейшем её открывании СХХ прекращает работать как СХХ — за счет равенства разрежения на входе и на выходе этого канала и практически моментально переключается на переходный режим.
СХХ любого типа обеспечивает самый богатый состав смеси, необходимый для поддержания холостого хода и переходного режима — порядка 1 : 13 — 1 : 14 (α=0.8-0.85). Количество топлива на хх ограничивается только экологическими требованиями.
Регулировка холостого хода [ править | править код ]
Регулировка холостого хода осуществляется:
- по устойчивой минимальной частоте вращения;
- по составу смеси, который оказывает влияние на выброс угарного газа и углеводородов.
Повышенная частота вращения ХХ положительно сказывается на устойчивости работы, но ведет к износу ЦПГ, перерасходу топлива и повышению токсичности. Поэтому ее стараются снизить.
Осуществляют регулировку винтами качества и количества смеси. Результат должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52033-2003. [1]
Поскольку базовый состав смеси для режима холостого хода богатый или обогащенный, то реальное снижение выбросов токсичных веществ на этом режиме может быть достигнуто лишь с использование каталитических нейтрализаторов окислительного типа.
Частично снизить выбросы на режиме ХХ может рециркуляция отработавших газов.
Примечания [ править | править код ]
- ↑ГОССТАНДАРТ РОССИИ. [http://www.vashdom.ru/gost/52033-2003/ ГОСТ Р 52033-2003 ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ Нормы и методы контроля при оценке технического состояния] (неопр.) .
Литература [ править | править код ]
Юрген Казердорф. Карбюраторы зарубежных автомобилей (Vergaser testen undeinstellem). — 2-е, испр. и доп. — М. : За рулем, 2000. — 192 с.
А. В. Дмитриевский, В. Ф. Каменев. Карбюраторы автомобильных двигателей. — М. : Машиностроение, 1990. — 223 с.
А. С. Хачиян, К. А. Морозов, В. Н. Луканин и соавт. Двигатели внутреннего сгорания. Учебник для ВУЗов. — 2. — М. : Высшая школа, 1985, с изменениями. — 311 с.
Грибанов В. И., Орлов В. А. Карбюраторы двигателей внутреннего сгорания. — Л(СПб).: Машиностроение, 1967. — 284 с.
Карбюратор
Настройка карбюратора должна производиться на хорошо прогретом моторе. Если настройка сделана на холодном моторе, то можете ожидать её изменения в худшую сторону сразу после полного прогрева мотора. Надёжность ремонта измеряется сроком безпроблемной эксплуатации карбюратора.
Регулировка оборотов холостого хода производится при отсоединённой трубке вентиляции картера. Это нужно для устранения влияния картерных газов на состав рабочей смеси. Использование газоанализатора — желательно, но необязательно. В этом разделе мы рассмотрим надёжные и проверенные временем методы регулировки карбюратора без использования газоанализатора. Принцип регулировки холостого хода практически одинаков для большинства карбюраторов.
На любом карбюраторе имеется винт качества и винт количества. Вращая винт качества, мы изменяем сечение отверстия, через которое поступает в мотор бензин с небольшой долей воздуха. Вращая винт количества, мы изменяем сечение отверстия, через которое поступает в мотор воздух с небольшой долей бензина. Винтом качества регулируют в большей степени состав смеси, а винтом количества — в большей степени величину оборотов двигателя.
На некоторых карбюраторах винт качества изменяет сечение воздушного жиклёра системы холостого хода. В таких карбюраторах этот винт находится в верхней части карбюратора — (”Кайхин”, “Пирбург” ) и это означает, что регулировка производится по воздуху. Когда винт качества находится в самой нижней части карбюратора — это означает стандартный вариант регулировки по бензину. Отличие этих вариантов состоит в том, что при закручивании винта качества на системе регулировки по воздуху — рабочая смесь обогащается. При закручивании винта качества на системе регулировки по бензину — рабочая смесь обедняется.
Жигулёвский карбюратор “Озон” принадлежит к стандартному варианту регулировки по бензину. Но в средней части карбюратора под металлической пломбой находится винт регулировки по воздуху. Такая конструкция намного расширяет диапазон регулировок холостого хода.
Для учебного пособия по регулировке оборотов холостого хода мы будем использовать жигулёвский “Озон”.
В нижней части карбюратора находятся два регулировочных винта. Один из них расположен в углу нижней части со стороны аккумулятора. Это винт качества. Винт количества смотрит на правое крыло автомобиля. Между этими винтами расположена вакуумная трубка, к которой подсоединяется вакуумный регулятор опережения зажигания на распределителе.
Перед настройкой карбюратора нужно отсоединить трубку с регулятора опережения и снять с дроссельной заслонки тягу педали газа. При работе мотора на оборотах холостого хода нужно проверить отсутствие вакуума в трубке идущей к регулятору опережения. Это можно сделать, подсоединив к трубке вакуумный манометр или кончик своего языка. Вакуум в трубке должен появляться только после лёгкого открытия дроссельной заслонки первой камеры и полностью исчезать после закрытия заслонки. Если вакуум не пропадает после закрытия дроссельной заслонки, это означает, что существует помеха полному закрытию заслонки. Причиной этого может быть неправильно установленный ограничительный винт, заедание оси заслонки, не до конца задвинутая ручка управления воздушной заслонкой и др. Перед регулировкой нужно правильно установить дроссельную заслонку первой камеры.
Возможен вариант, когда вакуум в трубке не появляется при любом положении дроссельной заслонки. Это означает загрязнение отверстия в карбюраторе, и тут не обойтись без разборки и чистки.
После устранения неисправностей можно приступать к регулировке. Винт качества работает как бензиновый кран. Закручивание винта качества обедняет смесь. Откручивание — обогащает смесь. Бедная смесь — мало бензина. Богатая смесь — много бензина. Изменение состава рабочей смеси очень влияет на устойчивость оборотов двигателя. Можно поэксперементировать, вращая винт качества во всём диапазоне регулировок. При закручивании винта обороты двигателя снижаются и становятся неустойчивыми. На выходе из глушителя слышны нерегулярные хлопки. Дальнейшее закручивание может привести к полной остановке двигателя. Так выглядит процесс обеднения смеси на исправном карбюраторе.
Но мы не будем закручивать винт до полной остановки мотора.
Начинаем откручивать винт качества. Обороты двигателя плавно увеличиваются и одновременно стабилизируются. На выходе из глушителя уже не слышно частых, беспорядочных хлопков. Звук мотора становится ровным и карбюратор начинает шипеть. Так исправный карбюратор реагирует при переходе с бедной смеси на нормальную.
Дальнейшее откручивание винта приводит к переобогащению рабочей смеси. Обороты двигателя постепенно снижаются и становятся неустойчивыми. Но это уже происходит от переобогащения. Чтобы вернуть нормальный состав смеси нужно опять закручивать винт до максимальной стабилизации оборотов двигателя.
При вращении винта качества нужно внимательно слушать мотор. Любые посторонние звуки могут помешать настройке. Нельзя быстро вращать винт, так как мотор реагирует на каждую четверть оборота винта только через секунду.
Винт количества используется для установки величины оборотов холостого хода. Для жигулёвского мотора эта величина составляет 750 — 850 об./мин. После каждого вращения винта количества нужно проверять состав смеси винтом качества.
Самая экономичная регулировка находится на границе между нормальным и бедным составом смеси. При этом количество оборотов холостого хода не должно выходить за указанные рамки. Винт качества находится в максимально возможном закрученном состоянии и при этом наблюдается ровная работа мотора. Вакуум в трубке к регулятору опережения зажигания появляется только после лёгкого открытия дроссельной заслонки.
Выше описан идеальный вариант регулировки исправного карбюратора по принципу реакции мотора на вращение винта качества. Но в результате различных неисправностей встречаются, отклонения при которых невозможно обнаружить либо бедную, либо нормальную или богатую смесь. Если вращение регулировочных винтов не приводит к улучшению работы двигателя, то не имеет смысла долго мучиться. Исправный карбюратор регулируется очень легко.
Существует несколько распространённых неисправностей, которые повторяются очень часто:
1. Во всём диапазоне вращения винта качества самая стабильная работа мотора достигается при полном закручивании этого винта. На исправном карбюраторе в этом положении винта мотор должен заглохнуть. Это означает, что из всего диапазона регулировок “богатая” , “нормальная” , “бедная” мы можем установить только “богатую” и начало “нормальной” смеси. Заглушить мотор полным закручиванием винта качества — невозможно. Причиной этого может быть:
— загрязнение воздушного жиклёра холостого хода;
— увеличенный размер топливного жиклёра холостого хода;
— не закрученный до упора топливный жиклёр холостого хода;
— не полностью закрытая дроссельная заслонка первой или второй камеры;
— прорванная диафрагма экономайзера. (На карбюраторе “Озон” нет экономайзера. Эта неисправность может случиться на других карбюраторах.)
Если после устранения всех возможных неисправностей не удалось обеднить рабочую смесь, тогда можно воспользоваться верхним подстроечным винтом, который добавляет воздух в систему холостого хода. Напоминаем, что этот винт находится под металлической пломбой.
2. В диапазоне регулировки винта качества отсутствует “богатая” и “нормальная” смесь, а есть только “бедная”. Мотор работает неустойчиво, трясётся, часто глохнет. Автомобиль передвигается только на подсосе. Причина часто бывает в забитом топливном жиклёре холостого хода. Мелкий мусор, попадая в отверстие жиклёра, может частично или полностью перекрыть проход бензину. Эта неисправность может сопровождаться капанием бензина на дроссельную заслонку первой камеры и отсутствием характерного шипения воздуха.
Кроме мусора в жиклёре необходимо проверить размер топливного отверстия, состояние прокладки под карбюратором, гайки крепления карбюратора и впускного коллектора. Под жигулёвским карбюратором, на впускном коллекторе должна быть дренажная трубка для слива лишнего бензина. Если она потеряна или обломана, то из-за подсоса воздуха могут быть проблемы с холостым ходом.
На винтах качества и количества должны быть уплотнительные кольца из бензостойкой резины. Проверить подсос в этих местах можно прижав палец к отверстиям, в которых находятся эти винты. Если колец нет или они изношены, палец будет присасывать к этим отверстиям. Уплотнительные кольца на регулировочных винтах служат также для фиксации винта от самопроизвольного вращения. Если кольца изношены, винт может закручиваться от вибрации мотора, что приводит к обеднению смеси.
Когда на карбюраторе установлен электромагнитный клапан холостого хода, то причиной отсутствия стабильной работы мотора может быть негерметичность корпуса клапана или обрыв питающего провода. Иногда причиной бедной смеси на старых карбюраторах может быть наружная трещина канала холостого хода в месте соединения канала с нижней частью карбюратора. Причиной неустойчивых оборотов холостого хода может быть сильный износ на оси дроссельной заслонки.
При проверке эффективности уплотнений можно пользоваться одноразовым медицинским шприцом с объёмом 20 мл. и тонкой иглой. Заполнив шприц бензином, нужно капать на подозрительные места карбюратора при малых оборотах двигателя. Если капание бензина приводит к резкому изменению оборотов, значит в этом месте есть подсос воздуха.
Описанный выше метод регулировки и многие причины неисправностей полностью подходят не только для жигулёвских карбюраторов но и для всех остальных, подобных ему по конструкции.
На немецких карбюраторах “Пирбург” и некоторых других имеется вакуумная трубка для подвода постоянного разрежения к системе подогрева воздуха. Последняя находится в корпусе воздушного фильтра. Практика ремонтов показала, что кроме своей основной роли эту систему можно использовать для очень точной настройки оборотов холостого хода без применения газоанализатора. Вернее, использовать мы будем только резиновую трубку, подсоединённую одним концом к карбюратору.
В процессе регулировки оборотов холостого хода при снятом корпусе воздухоочистителя эта трубка должна быть заглушена. После регулировки нужно снять заглушку и внимательно следить за оборотами двигателя. В зависимости от того, как была выполнена регулировка, реакция мотора на снятие заглушки будет разной:
- работа двигателя сразу стала неустойчивой, мотор трясётся, вот-вот заглохнет. После закрытия заглушки обороты стабилизируются, двигатель опять работает ровно. Это признак бедной смеси.
- после снятия заглушки обороты холостого хода практически не изменились но двигатель начинает мелко вздрагивать. Лихорадка продолжается до тех пор, пока не закрыть заглушку. После закрытия — мотор работает ровно. Это признак нормального состава рабочей смеси.
- после снятия заглушки обороты резко выросли, словно кто-то нажал на педаль газа. Мотор работает ровно но обороты возросли по сравнению с теми, которые были при закрытой заглушке. Это признак богатой смеси.
Каждый раз после вращения винта качества смеси мы должны проверять свою регулировку, открывая и закрывая вакуумную трубку системы подогрева воздуха. Для уверенности можно несколько раз установить винтом качества бедную, нормальную и богатую смесь.
Самым экономичным вариантом настройки будет наименьшее изменение в работе мотора при снятии заглушки с вакуумной трубки системы подогрева воздуха.
Этот метод регулировки много раз проверялся на дорогих, хорошо настроенных газоанализаторах и результаты настройки всегда были наилучшими.
Кроме карбюраторов “Пирбург” этот метод настройки подходит для автомобилей “Форд Съерра” с карбюратором “Вебер” и “Моторкрафт”. Только вакуумная трубка системы подогрева воздуха находится на впускном коллекторе.
На японских карбюраторах для подобной настройки можно использовать трубку подвода разрежения от впускного коллектора к системе температурной компенсации холостого хода. Последняя расположена в корпусе воздухоочистителя.
Регулировка карбюратора К-88
Неполное открытие дросселей приводит к снижению мощности двигателя, а недостаточное прикрытие дросселей является причиной повышенных оборотов коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу и увеличенного расхода топлива.
Если воздушная заслонка полностью не открывается, то происходит обогащение горючей смеси, что вызывает перерасход топлива, а при неполном ее закрытии затрудняется пуск холодного двигателя.
Вначале регулируют ножной и ручной приводы дросселей, а затем привод воздушной заслонки.
Ножной привод регулируют при помощи резьбовой вилки на тяге карбюратора и резьбовой тяги педали управления дросселями с таким расчетом, чтобы при полном открытии дросселей педаль не доходила до пола на 3—5 мм.
Ход педали управления дросселями при этом должен быть не менее 160 мм.
По окончании регулировки тяги закрепляют контргайками.
Ручной привод дросселей регулируют зажимом, который устанавливают на конце троса привода так, чтобы при полностью вдвинутой ручке привода был зазор 2,0—-3,0 мм между зажимом и кронштейном, укрепленным на тяге.
Зазор этот необходим для того, чтобы при вдвинутой ручке ручного управления дросселями возвратная пружина обеспечивала прикрытие дросселей.
Дроссели в закрытом положении должны плотно прикрывать каналы смесительной камеры; между стенкой канала и кромкой дросселей допускается зазор не более 0,05 мм.
При регулировке привода воздушной заслонки надо установить ручку ручного управления так, чтобы она не доходила до упора щита кабины на 2,0—3,0 мм.
В этом положении при полностью открытой воздушной заслонке соединяют трос привода с рычагом заслонки и зажимают его винтом, затем закрепляют оболочку троса в другом зажиме.
В закрытом положении, т. е. при полностью выдвинутой ручке воздушная заслонка должна целиком закрывать канал горловины для прохода воздуха; между стенкой канала и кромкой заслонки допускается зазор не более 0,15 мм.
Регулировка малых оборотов холостого хода двигателя. Регулировка холостого хода должна обеспечить устойчивую работу двигателя на холостом ходу при наименьшем расходе топлива.
Регулировку осуществляют на работающем двигателе, прогретом до нормальной температуры (80—95°С) охлаждающей жидкости, при нормальных зазорах в клапанах и между электродами свечей зажигания и при полностью открытой воздушной заслонке.
На рис. 1 показана схема, по которой можно проследить работу системы холостого хода карбюратора К — 88А и процесс регулировки карбюратора. Схема карбюратора К-88 является аналогичной.
При малых оборотах на холостом ходу двигателя разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие 43 системы холостого хода и прямоугольное отверстие 42 в канал 44.
Под действием разрежения топливо из поплавковой камеры карбюратора, пройдя главный жиклер 47, направляется к жиклеру 6 холостого хода.
Для получения необходимого состава смеси к топливу подмешивается воздух, поступающий через вырез 7.
Образовавшаяся при этом эмульсия поступает через отверстия 43 и 42 в смесительную камеру.
При выходе из отверстий эмульсия смешивается с основным потоком воздуха, проходящим в камеру через щель, образованную кромкой дросселя 45 и стенкой смесительной камеры.
При регулировке следует учитывать, что карбюратор К-88А двухкамерный и что качественный состав горючей смеси в каждой камере регулируется своим регулировочным винтом 41 независимо от другой камеры. При этом надо помнить, что при завертывании регулировочных винтов смесь обедняется, а при их отвертывании — обогащается.
На рис. 2 показан способ регулировки карбюратора К-88А на автомобиле ЗИЛ-1З0.
Перед пуском двигателя и началом регулировки надо завернуть винты 1 качественной регулировки холостого хода до отказа, но не слишком туго, а затем отвернуть каждый на три оборота.
После этого пустить двигатель и выполнить количественную регулировку, т. е. установить упорным винтом 2 такое наименьшее открытие дросселей, при котором двигатель должен работать вполне устойчиво.
Затем следует постепенно завертывать один из винтов 1 при каждой пробе на 1/4 оборота до тех пор, пока двигатель не начнет работать с явными перебоями из-за большого обеднения смеси в цилиндрах. После этого обогатить смесь, отвернув винт 1 на 1/2 оборота.
Проделать те же операции со вторым регулировочным винтом 1.
Отрегулировав состав смеси, следует попытаться уменьшить число оборотов холостого хода, отвертывая понемногу упорный винт 2 дросселей, после чего снова попытаться обеднить состав смеси обоими винтами 1 поочередно, как указано выше.
Обычно после двух попыток удается найти правильное положение для всех трех регулировочных винтов и тем самым закончить качественную и количественную регулировку малых оборотов холостого хода двигателя.
Для проверки регулировки следует нажать на педаль управления дросселями и сразу отпустить ее. Если двигатель остановится, то число оборотов холостого хода надо увеличить.
При правильно отрегулированном карбюраторе двигатель должен устойчиво работать при 400-500 об/мин коленчатого вала.
Способ регулировки карбюратора на автомобиле ЗИЛ-1З1 такой же, как на автомобиле ЗИЛ-130.
Контроль и регулировку карбюраторов К-88 и К-88А можно выполнить на простейших установках и при помощи шаблонов, которые могут быть изготовлены в автотранспортном предприятии.
Проверка уровня топлива в поплавковой камере. Основные причины повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере карбюратора могут быть следующие: негерметичность поплавка, неправильный его вес (нормальный вес 18,7-19,8 г), заклинивание или негерметичность клапана 2 подачи топлива (рис. 1).
Одной из причин повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере может быть также неправильная установка игольчатого клапана подачи топлива при сборке его на корпусе воздушной горловины карбюратора.
Поэтому прежде чем приступить к регулировке уровня топлива, необходимо убедиться в исправности всех узлов я деталей, входящих в поплавковый механизм.
Герметичность собранного игольчатого клапана подачи топлива проверяют на вакуумной установке (рис. 3, а). Узел 4 игольчатого клапана с прокладкой 5 устанавливают в корпус 6, трубка которого ввернута в тройник 7.
Работа установки заключается в следующем.
При открытом кране 8 и перемещении поршня 9 при помощи штока 10 в направлении, указанном стрелкой, в цилиндре создается разрежение, под действием которого игольчатый клапан прижимается к своему седлу, и вода в стеклянной трубке 2 поднимается вверх.
Уровень водяного столба равен величине разрежения в цилиндре.
Поршень необходимо перемещать до тех пор, пока вода в стеклянной трубке достигнет высоты 100 см по шкале 3 от уровня воды в баке 1, после чего следует закрыть кран 8.
Если игольчатый клапан герметичен, то вода, находящаяся в стеклянной трубке, не будет опускаться вниз, при отсутствии герметичности вода опустится вниз.
Допустимая величина падения столба воды за 0,5 мин может быть не более 10 мм по шкале 3.
Для получения герметичности допускается притирка игольчатого клапана к седлу. Если после этого герметичность не будет получена, то игольчатый клапан надо заменить новым.
При установке узла 12 игольчатого клапана (рис. 3,6) на корпус 11 воздушной горловины необходимо правильно выдержать расстояние от верхней точки сферы игольчатого клапана до плоскости корпуса горловины. Этот размер регулируют прокладками 14, и он должен быть равен 13,5—13,8 мм по шаблону 13.
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора при давлении перед игольчатым клапаном в пределах 125-170 мм рт. ст. должен быть 18—19 мм от верхней разъемной плоскости корпуса поплавковой камеры.
Проверить уровень топлива можно двумя способами
Первый способ заключается в том, что при работе двигателя на режиме малых оборотов холостого хода следует отвернуть контрольную пробку (рис. 4, а) и через контрольное отверстие, располагаемое на уровне глаза (рис. 4, б), наблюдать за уровнем топлива.
При правильно отрегулированном уровне топливо будет видно, но оно не должно вытекать из отверстия.
Второй способ проверки заключается в том, что надо отвернуть пробку, закрывающую канал клапана механического экономайзера, и на ее место ввернуть переходник 1 (рис. 5), заканчивающийся стеклянной трубкой 2 с нанесенными на ней рисками, указывающими пределы колебания уровня топлива в поплавковой камере. Уровень топлива в поплавковой камере должен быть до верхней или нижней метки, т. е. на расстоянии 18-19 мм от разъемной плоскости поплавковой камеры.
Для получения правильного уровня топлива в поплавковой камере (при правильной установке игольчатого клапана) допускается подгибка кронштейна поплавка: при высоком уровне поплавок надо отогнуть вниз, при низком — вверх.
Проверка пропускной способности дозирующих элементов карбюратора
Уход за жиклерами карбюратора включает в себя не только промывку и продувку их калиброванных отверстий, но и проверку их пропускной способности на истечение.
Экономичность работы карбюратора, следовательно, и работы двигателя зависит от нормальной пропускной способности жиклеров, проверку которой осуществляют один раз в год.
Пропускную способность жиклеров проверяют на приборах двух типов: для проверки жиклеров на истечение воды с абсолютным определением расхода и для проверки жиклеров с относительным замером расхода воды.
Приборы с абсолютным определением пропускной способности жиклеров дают большую точность и стабильность показаний по сравнению с приборами с относительным определением. Поэтому лучше пользоваться прибором с абсолютным определением (рис. 6).
Пропускная способность жиклера выражается в кубических сантиметрах воды, вытекающей через проверяемый жиклер за 1 мин, при высоте столба воды 1000 ± 2 мм (считая от опорной поверхности жиклера) при температуре 20 ± 1°С, которая определяется термометром 4.
При проверке пропускной способности — жиклеры надо устанавливать в приборах так, чтобы жидкость протекала через них в том же направлении, что и в карбюраторе.
Все жиклеры перед проверкой на истечение должны быть очищены от заусенцев, грязи и масла, промыты в чистом бензине и продуты сжатым воздухом. При калибровке размеры отверстий жиклеров доводят до требуемой величины постепенным их развертыванием.
Чеканка или пайка отверстий для уменьшения их пропускной способности не допускается.
Если диаметр калиброванного отверстия жиклера больше нормы, то жиклер должен быть заменен новым.
Дозирующие элементы проверяют в следующем порядке. Вода из верхнего бака 1 (см. рис. 6) через кран 2 по трубке попадает в поплавковую камеру 16, в которой поплавковый механизм поддерживает постоянный уровень воды, равный 1000 мм от опорной поверхности проверяемого жиклера.
Из поплавковой камеры вода через кран 15 и трубку 13 попадает в корпус 12, поднимается по стеклянной трубке 3 и одновременно вытекает через проверяемый жиклер 5, ввернутый в держатель 11.
Вода, вытекающая через проверяемый жиклер, поступает в мерительную мензурку 6 или лоток 7, откуда через кран 9 поступает в нижний бак 10.
Из нижнего бака вода по мере надобности может сжатым воздухом от компрессора или ручного насоса подаваться в верхний бак 1 по трубке 14; краны 8 и 9 при этом должны быть закрыты.
После наполнения верхнего бака сначала открывают кран 8, а потом кран 9 для избежания переполнения водой лотка 7.
Для определения пропускной способности жиклера надо поставить под вытекающую струю воды мерительную мензурку 6 и определить по секундомеру время наполнения ее водой.
Пропускная способность жиклера определяется как частное от деления количества воды в мензурке в кубических сантиметрах на время ее наполнения в минутах.
Если истечение воды прекратить ровно через 1 мин, то объем ее в мензурке укажет пропускную способность жиклеров в кубических сантиметрах в минуту.
Для нормальной работы карбюратора также необходимо проверять герметичность клапана 34 (см. рис. 1) экономайзера с механическим приводом; проверку можно проводить на вакуумной установке (см. рис. 3, а) тем же способом, каким проверяют игольчатый клапан подачи топлива.
Следует также проверять осмотром прилегание к своим седлам шарикового 29 (см. рис. 1) и игольчатого 40 клапанов ускорительного насоса, а также их свободу перемещения.
Так же надо проверять правильность работы подвижных механизмов клапана экономайзера с механическим и пневматическим приводом, ускорительного насоса, воздушной заслонки 15 и дросселей 45, зависание и заклинивание которых не допускается.
При проверке игольчатого клапана 40 надо отвернуть полый винт 14 и вынуть клапан, помня при этом, что клапан в своем гнезде не закреплен, а поэтому может самопроизвольно выпасть и затеряться.
Регулировка карбюратора ВАЗ: 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213
Регулировка карбюратора ВАЗ может потребоваться в различных случаях: после его ремонта, после ремонта газораспределительного механизма, системы зажигания и даже смены загрязненного воздушного фильтра. Еще одной причиной является переход на зимние условия эксплуатации автомобиля или, наоборот, на летнюю эксплуатацию. Следует иметь в виду, что правильно и точно отрегулировать карбюратор ВАЗ можно только при помощи специального прибора – газоанализатора.
Такой прибор имеется в распоряжении работников СТО, выполняющих работы по ремонту и регулировке карбюраторов.
А как отрегулировать карбюратор ВАЗ своими руками без специальных приборов? Перед началом регулировки карбюратора ВАЗ-2106, равно как и для регулировки карбюратора ВАЗ-2104, необходимо выполнить несколько обязательных условий. Первое: газораспределительный механизм двигателя должен быть исправен и отрегулированы зазоры его клапанов. Второе: работы должны выполняться с исправной системой зажигания и установленными новыми или полностью рабочими свечами. Третье немаловажное условие – сам карбюратор Озон должен быть исправен, очищен и отрегулирована его поплавковая камера.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере показана в видеоролике автолюбителя Константина Овчинникова из Украины.
Собственно регулировка карбюратора ВАЗ-2105 заключается в настройке устойчивых оборотов холостого хода в заданном диапазоне. Особенностью карбюраторов Озон является автономная система холостого хода, то есть подача топлива в двигатель на этом режиме осуществляется в обход дроссельных заслонок. Регулировка оборотов холостого хода выполняется при помощи винтов количества топливной смеси (1) и качества топливной смеси (2).
Она должна выполняться на двигателе, прогретом до рабочей температуры (порядка 80 град.). Это можно сделать и в процессе настройки карбюратора. На неработающем двигателе оба винта заворачиваются до упора, а затем винт количества смеси отворачивается на 3 оборота, а винт качества смеси на 4-5 оборотов. Запускается двигатель и винтом количества (закручивая или откручивая его) выставляются обороты двигателя в районе 800 об/мин. Лучше, если эту величину можно определить с помощью стробоскопа или тахометра на приборной панели. После этого, закручивая винт качества смеси (тем самым, обедняя топливо-воздушную смесь) определяем при каком положении обороты двигателя начинают падать и становятся неустойчивыми. От этого положения отворачиваем винт качества смеси на 0,5 – 1 оборот, несколько обогащая смесь для устойчивой работы мотора на холостых оборотах. Можно попробовать перегазовать двигатель, чтобы убедиться, что обороты холостого хода остаются устойчивыми и находятся в диапазоне 800 (+50-50) об/мин.
Приведенные выше операции можно повторить 2-3 раза, чтобы убедиться в правильном результате. Вообще говоря, задачей регулировки карбюратора является устойчивая работа двигателя на соответствующих холостых оборотах при максимально обедненной топливо-воздушной смеси и, соответственно, самом низком уровне СО.
Все описанное справедливо и для регулировки карбюратора ВАЗ-2121. На автомобиле ВАЗ-2107 установлен Озон с экономайзером принудительного холостого хода, но регулировка карбюратора ВАЗ-2107 производится так же. А вот регулировка карбюратора ВАЗ-21213 несколько отличается, т.к. на этой модели установлен карбюратор Солекс.
Карбюратор — регулировка холостого хода своими руками
Как известно, карбюратор бензинового двигателя обеспечивает приготовление рабочей смеси, то есть смеси бензина и воздуха, и подачу её в цилиндры двигателя. Рабочая смесь должна иметь различный состав, в зависимости от режимов работы двигателя и его температуры, иначе невозможно обеспечить нормальную работы двигателя, и получить от него максимальную мощность.
В связи с этим очень важна правильная регулировка карбюратора. Как правило, наиболее оптимальная регулировка карбюратора производится на заводе – производителе и вмешиваться в эти настройки крайне нежелательно – чаще всего за автовладельцем оставляется задача периодической очистки карбюратора, регулировки уровня топлива в поплавковой камере, и регулирования оборотов холостого хода.
Регулировка карбюратора холостого хода
Именно регулировка холостых оборотов и рассматривается в данной статье. Следует сказать, что от правильности данной регулировки во многом зависит стабильная работа двигателя, его мощность, экономичность и легкость запуска.
1. Перед регулировкой карбюратора следует убедиться в нормальной работе привода дроссельной заслони и отсутствии заеданий, при нажатии на педаль газа.
2. Устанавливать обороты холостого хода нужно обязательно на прогретом до рабочей температуры двигателе. Кроме того, на двигателе должен быть правильно установлен угол опережения зажигания и правильно отрегулирован механизм газораспределения. Можно сказать, что регулировка холостого хода – это итоговая работа по настройке двигателя.
3. Несмотря на то, что карбюраторы отличаются по своей конструкции, они работают по одинаковому принципу, поэтому и принципы их регулировки похожи. Найдите на карбюраторе винт качества смеси и винт количества смеси.
Заверните до конца, а затем отверните на полтора – два оборота винт качества смеси, заведомо обогатив рабочую смесь. Винт количества (он ограничивает закрытие дроссельной заслонки), вверните на 1,5-2 оборота от положения, при котором заслонка начинается поворачиваться. Такие настройки не будут оптимальными, но они позволят запуститься мотору.
4. Запустите двигатель. Установите винтом количества смеси такое открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель будет работать вполне устойчиво. После этого винтом качества смеси установите такой состав смеси, при котором двигатель будет выдавать наибольшее число оборотов.
Теперь нужно винтом количества смеси уменьшить обороты до необходимой величины, рекомендуемой для данного двигателя, обычно это 800-1000 оборотов в минуту. Хорошо, если при этом есть возможность пользоваться тахометром для контроля за числом оборотов, хотя опытные водители вполне справляются с регулировкой, что называется «на слух».
5. При правильной регулировке привода дроссельной заслонки карбюратора, она должна находиться в закрытом положении при отпущенной педали газа, а при полностью нажатой педали, заслонка должно быть полностью открыта.
6. Если регулировку не удалось выполнить с первого раза, то процедуру регулировки следует повторить.
7. Чтобы проверить правильность регулировки оборотов холостого хода нужно резко нажать на педаль газа (или потянуть привод заслонки рукой), а затем отпустить. Если при этом двигатель не заглох и не возникло перебоев в его работе, то считают, что регулировка выполнена правильно. Если двигатель глохнет, то необходимо немного увеличить число оборотов винтом регулирования количества смеси, приоткрыв тем самым дроссельную заслонку.
Видео: регулировка холостого хода своими руками.
Так что — всегда делайте регулировку карбюратора холостого хода на автомобиле, в случае необходимости. Интересная статья: чистка и обслуживание карбюратора автомобиля.