Toyota Rav4 | Регулировка зазоров в приводе клапанов | Тойота Рав4
Toyota Rav4 | Регулировка зазоров в приводе клапанов | Тойота Рав4
После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку "Pay Now Оплатить ". Официальный сайт платежной системы PayPal https: Если у Вас уже есть кошелек WebMoney, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
Если у Вас нет кошелька WebMoney, и Вы хотите оплатить другим образом, Вам необходимо выбрать любой из способов, который предлагает WebMoney и осуществить оплату После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Официальный сайт платежной системы WebMoney https: На этой тойота рав 4 регулировка клапанов Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги. Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать. Повторите операции по замене регулировочных шайб на остальных клапанах, требующих регулировки зазора.
Регулировка зазора в клапанах бензинового двигателя Toyota Rav4 с 2006 года
Автомобили выпуска с года Установите толкатели с расчетной толщиной головки, предварительно смазав их моторным маслом. Также нанесите слой масла на внутреннюю часть толкателя, контактирующую со штоком клапана.
Порядок регулировки клапанов не имеет значения. Обратите внимание, что В данном случае необходимо ориентироваться на длинную метку 1.
Метка 2 нанесена на внутренней части шкива. Для удобства продублируйте ее, например фломастером, на его наружной части.
Измерьте плоским щупом зазоры в приводе клапанов одного из цилиндров. Замените регулировочные шайбы тех клапанов, зазоры в которых отличаются от номинального. Запишите значения измеренных зазоров.
Чтобы легче было вынуть регулировочную шайбу, в толкателе сделаны два паза. Поверните с помощью отвертки толкатель за паз так, чтобы было удобно поддеть шайбу.
Для удобства работы удалите масло из верхней части головки блока вокруг толкателей клапанов. В 1, 2, 4 цилиндрах компрессия оказалась около 12, в 3 цилиндре 8.
Зазоры клапанов двигателя 1AZ-FE
После вскрытия клапанной крышки, предположения подтвердились 2 клапана были зажаты конкретно, щуп 0,05 мм. Кстати зазоры ушли только на выпускных клапанах.
Поскольку я не был готов к продолжению ремонта, то пришлось все собрать обратно и ехать в автосервис, где два года назад мне эту причину уже устраняли. На этот раз мне был уже озвучен ценник в 9 тыс. Имея в запасе некоторое время я начал изучать информацию по регулировке тепловых тойота рав 4 регулировка клапанов на двигателях Z-товской серии.
Во всей официальной литературе по ремонту необходимо было замерить существующие зазоры, снять стаканы посмотреть номера, и пересчитать размер требуемых к установке стаканов.
Регулировка клапанов toyota rav4 1az
Зазоры клапанов двигателя 1AZ-FE. 1. отсоедините кабель от отрицательного (-) вывода аккумуляторной батареи. Предостережение: После отсоединения кабеля от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (-) подождите не менее 90 секунд, чтобы не допустить срабатывания подушки безопасности и преднатяжителя ремня безопасности. 2. снимите правое переднее колесо. 3. снимите нижнюю крышку двигателя № 1. отрегулируйте зазор в приводе клапанов. Снимите распределительный вал № 2 (см. стр. Нажмите здесь). Снимите распределительный вал (см. стр. Нажмите здесь). Извлеките толкатели клапанов.
Toyota RAV-4 второго поколения () > Toyota RAV 4 (второго поколения) > Обслуживание и эксплуатация 2. Ответить Новая тема. Версия для печати. зазоры клапанов положено проверять каждые 80ткм рано или поздно они уйдут из допуска из-за износа. статистика говорит, что обычно это бывает после ткм, но проверять лучше всегда когда положено. пRAVила. да, кстати, перед разборкой позвонили официалу узнать за регулировку зазоров обозначили цену в 45$.По времени сказали займет 3 часа, что не реально с охлаждением двигателя,снятием распр/валов и самой процедурой регулировки. Ответить Новая тема. Версия для печати.
О логотипе. Логотип Toyota представляет собой тройной овал. Два внутренних овала, расположенных перпендикулярно, символизируют прочные взаимоотношения между клиентом и компанией. Кроме того, если присмотреться и немного включить воображение, то в этих овалах можно увидеть изображение всех шести букв названия бренда T, O , Y , O, T, A.
Недостатки в двигателе 1AZ-FE — двигатель дергается.. Бензиновые автомобильные четырехцилиндровые двигатели автомобилей с серией AZ от Тойота — следующее поколение движков после серии S. Составные части двигателей серии AZ отлиты из алюминиевого сплава, в том числе головка имеющая два распредвала и по 4 клапана на цилиндр. Материал гильз цилиндров — чугун. С инжектором, рабочее топливо — бензин марки А и выше. Данный двигатель для Тойоты имеет систему изменения фаз газораспределения VVTi на шкиве распределительного вала для регулировки угла поворота распределительного вала впускных клапанов.
Несмотря на довольно высокую надежность данных агрегатов, детские болезни были и у них. Новичок Вставить ник Цитата Группа: Список моделей для данного агрегата небольшой. Навесное оборудование ходит долго, не вызывает проблем.
Регулировка зазоров после притирки клапанов 1AZ-FE — бортжурнал Toyota RAV4 года на DRIVE2
Здравствуйте, гость Вход Регистрация. Новичок Вставить ник Цитата. Может кто делал сам? Вообщем все кто сведущь вэлком!.
Перейти к альбомам пользователя. Активный пользователь Вставить ник Цитата. Старожил Вставить ник Цитата. Вообщем все кто сведущь вэлком! Позвони в магазин и спроси за сколько время привезут толькатели определённого размера. Впринципе в этом только проблемма. Вечером отдал,на следующий день после работы забрал.
Только где то на Варшавке объявили около 6. На хрена козе баян. Один раз в 80ткм можно и у ОД сделать. Это не замена масла. Про чо и базар , если бы это требовалось часто то стоило бы заморачиваться И у нас в Самаре я не нашёл спецов кто бы этим занимался прфиссионально и каждый день отсюда и вывод Опыта нет. У нас СТО не делает такие операции,тоже надо заказывать. Тоже думаю, делать или нет, вроде шумят чуток, но нужно промерить, прежде чем голову ломать С другой стороны уже продавать по весне..
Там действительно надо иметь набор толкателей. Но где-то читал на форуме авенсисоводов, наверное , что от восьмерки-девятки шайбы эти подходят по габаритам. Здесь вся проблема где взять толкатели, а остальное пустяки. Сняли крышку померяли зазоры и закрыли обратно все в допуске пробег т. Номинальный зазор в приводе впускных клапанов холодный двигатель: Главная страница Поиск Помощь Технический Раздел. Новичок Вставить ник Цитата Группа: RAV4 3 левый руль Пол: Мужской Материально помог форуму.
Активный пользователь Вставить ник Цитата Группа: Старожил Вставить ник Цитата Группа: Моего города нет в списке Авто: RAV4 2 правый руль Пол: RAV4 2 левый руль Пол: Ну а как еще.
Двигатель Toyota 1AZ-FSE
2.0-литровый двигатель Тойота 1AZ-FSE выпускался японским концерном с 2000 по 2009 год и ставился на многие популярные модели компании, например Калдина, Ипсум, РАВ4 и Авенсис. Этот агрегат выделялся в линейке наличием фирменной системы прямого впрыска топлива D4.
Технические характеристики двигателя Toyota 1AZ-FSE 2.0 литра
Тип | рядный |
Кол-во цилиндров | 4 |
Кол-во клапанов | 16 |
Точный объем | 1998 см³ |
Диаметр цилиндра | 86 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Система питания | прямой впрыск D4 |
Мощность | 150 — 155 л.с. |
Крутящий момент | 190 — 200 Нм |
Степень сжатия | 10.5 — 11 |
Тип топлива | АИ-95 |
Экологические нормы | ЕВРО 4 |
Описание устройства мотора 1AZ-FSE 2.0 литра
В 2000 году наряду с обычным мотором 1AZFE появилась версия с прямым впрыском топлива. Кроме фирменной системы D4 тут была своя поршневая, а еще жидкостный маслоохладитель. В остальном это вполне классический мотор серии AZ с алюминиевым 4-цилиндровым блоком, чугунными гильзами, 16-клапанной головкой с парой распредвалов и без гидрокомпенсаторов, приводом ГРМ однорядной цепью, системой изменения фаз газораспределения VVT-i на впуске.
В 2004 году этот мотор слегка подновили и появился так называемый силовой агрегат тип 04. Главным отличием была замена датчика абсолютного давления на массового расхода воздуха. Как и его собратья по серии в 2006 году 1AZ-FSE получил болты ГБЦ с более длинной резьбой.
MANUAL
Англоязычный мануал для мотора 1AZ-FSE выложен тут
ARTICLE
Конструкция двс семейства AZ описана в Toyota-Club.net
FORUM
Двигатель 1AZ-FSE
С инжектором, рабочее топливо — бензин марки А-92 и выше. Данный двигатель для Тойоты имеет систему изменения фаз газораспределения VVTi на шкиве распределительного вала для регулировки угла поворота распределительного вала впускных клапанов. На движке значительно снижены нагрузки на гильзы цилиндров, что снижает трение и повышает ресурс, проблема решена переносом оси цилиндра относительно оси. При объеме 2 л и мощностью 145-150 л. с. (при достижении 6000 об./мин.) двигатель 1AZ-FE с 2000 г. и по настоящее время (2016 г.) находится в производстве и устанавливается на Тойотах:
- Тойота Камри (Aurion)с 2006 по 2009 гг.;
- Тойота РАВ4 с 2001 по 2003 гг.;
- Тойота РАВ4 Euro с 2003 по 2006 гг.;
- Тойота Ипсум с 2001 по 2009 гг.
Без сомнений у двигателя имеется много достоинств. Недостатков со слабыми местами мало но они очень серьезные актуальные особенно если вы собрались покупать автомобиль с мотором 1AZ-FE не новым, а с пробегом.
Слабые места двигателя 1AZ-FE
- Топливный насос;
- Впускной коллектор;
- Головка блока цилиндров.
Слабые места более двигателя 1AZ-FE подробно…
Топливный насос изнашивается на отечественном бензине.
Впускной коллектор пластмассовый. Очевидно тонко просчитав рабочие условия двигателя, а также прочностные физико-механические свойства и конечно же дешевизну производства коллектор сделали пластмассовым. Но где тонко там и рвется, тем более с учетом времени в годах и суровых климатических условий, коллектор может о себе напомнить и попросить отремонтировать его или заменить.
Одним из слабых мест на моторе 1AZ-FE является головка блока цилиндров. Во первых, она не ремонтопригодная, во вторых от малейшего перегрева происходит вытягивание резьбового соединения, соответственно появляются зазоры между головкой и блоком. Проблема с резьбой полностью решена на движках выпускаемых с 2007 года.
Недостатки двигателя 1AZ-FE
- Блок цилиндров, головка блока цилиндров без возможности проведения ремонта;
- Отсутствие ремонтных размеров для элементов поршневой и кривошипно-шатунной группы;
- Топливный насос не рассчитан под отечественный бензин;
- Каплеобразование охлаждающей жидкости сзади блока цилиндров;
- Резонансная вибрация при малых оборотах;
- Двигатель дергается.
Недостаткимотора 1AZ-FE подробно…
Блок цилиндров, головка блока цилиндров без возможности проведения ремонта
Блок цилиндров и головка конструктивно не подразумевают возможность проведения ремонта. При износе гильз или при отклонениях геометрических размеров в следствии износа блок можно сдать не металлолом. С головкой точно такая же картина. Конструкция головки не рассчитана на ремонт, т.е. нельзя произвести замену или ремонт клапанов, так же как и седел на ряду со стаканами для регулировки тепловых зазоров.
Отсутствие ремонтных размеров для элементов поршневой и кривошипно-шатунной группы
Данный недостаток, заставит вас покупать новые детали и сборочные единицы поршневой и кришипно-шатунной группы, а это повлечет к большим затратам.
Топливный насос не рассчитан под отечественный бензин
Проблема заключается в износе плунжерной пары при работе двигателя на отечественном бензине и последующем попадании бензина в картер двигателя снижая вязкость двигательного масла. Дальше все трущиеся элементы двигателя будут ускоренно изнашиваться (кулачки распределительного вала, вкладыши, поршневая и т. д.). К сожалению наши бензины не содержат смазывающих присадок в отличии от зарубежных. Признаком появления износа плунжерных пар являются перебои в работе мотора.
Резонансная вибрация при малых оборотах
Этот недостаток не редкость для двигателей и вы может быть уже знакомы с этим явлением. На данном движке вибрация появляется при оборотах 500-600 об./мин. Добиться устранения невозможно, это конструктивный недостаток.
Похожие записи:
О двигателях «Хёндай» и Киа для РоссииСлабые места и недостатки двигателя 1MZ-FEСлабые места и недостатки двигателя ВАЗ 21213Слабые места и недостатки двигателя К9КСлабые места и недостатки двигателя Ecotec A18XERСлабые места и недостатки дизельного двигателя 3С
Японская крупнейшая корпорация Тойота выпустила в начале этого века новую марку автомобильных двигателей АZ, они заменили серию двигателей серии S. Мотор 3S-FE, с высоким рейтингом использования для среднего класса, заменили 1АZ-FЕ.
Двигатель серии AZ. Изображение взято с https://www.toyota-club.net
К моменту установки 1AZ-FE на Камри V50 в нем исправили все проблемы и недостатки, поэтому это самый надежный мотор Camry XV50.
Технические характеристики
Гидронатяжитель цепи 1AZ. Изображение toyota-club.net
Двигатель 1AZ выпущен корпорацией Тойота в 2000 году. Вес – 131 кг. Вид двигателя – рядный, 4-х цилиндровый, объемом – 1998 куб.см. Мотор имеет 16 клапанов. Максимально выдаваемая мощность агрегата 147 -152 лошадиные силы, номинальной – 145 – 150 л.с. При максимально выдаваемой мощности происходит 5,7 – 6 тыс. об/мин. Крутящий момент – 190 200 Н*м создается при 4 тыс. об/мин.
Особенности АZ-FЕ – последовательный многоточечный впрыск, система газораспределения VVT-I, цепной привод.
Блок цилиндров сделан из алюминия, гильзы тонкостенные чугунные диаметром 86 мм, ход поршня – 86 мм, степень сжатия – 9,8 – 11. Ось цилиндров расположена со смещением относительно коленчатого вала, что увеличило срок эксплуатации гильз.
Применяемое топливо – бензин АИ-95, его расход в городе на сто километров будет 11,4 литров, по трассе – 7,3 литра, при смешанной езде – 9,8 литров.
Для работы двигателя не забывайте следить за маслом. Объем масла в моторе 4,2 литра, тип масла — 0W-20, 5W20. На тысячу километров расход масла допускается заводом производителем не более тысячи грамм.
С 01.01.2016 года в РФ действует экологический стандарт Евро-5 на все автомобили. По выбросам установленная норма: СО до 0,8 г/км, СН до 0,05 г/км, NОу до 0,06 г/км.
Потребление бензина
Приведем вам заводские данные расхода двигателя 1АZ на разных автомобилях Тоyоtа.
На Камри V50 устанавливался 1АZ-FЕ в паре с 4-х ступенчатой автоматической коробкой. Потребление бензина мотором в данном варианте равно 11.4 литра в городе, 6.5 на трассе и 8.3 в смешанном режиме.
Конструкция головки блока 1AZ.
На Тоyоtа Аvеnsis на российском рынке устанавливался 1АZ-FSЕ, и агрегатировался 5МКПП и 4АКПП. Разница в среднем расходе между двумя вариантами заявляется существенная более одного литра на 100 км: 9.2л на 100км с автоматом и 8.1 с механикой.
В Европе 1АZ-FЕ устанавливался на Аvеnsis Vеrсо и агрегатировался 5-и ступенчатой механикой и 4АКПП. Расход топлива с механикой был 11.5 в городе, 6.8 за городом и 8.6 в смешанном цикле. С автоматом мотор потреблял на пол-литра больше.
Расход топлива любым мотором и 1АZ-FЕ/FSЕ не исключение зависит от многих факторов: манера вождения, масса автомобиля, коробка передач, время года, шины.
Слабые места и недостатки двигателя 1АZ-FЕ
Заводом изготовителем точный ресурс двигателя 1АZ-FЕ не указан. Но пробег в 300 тыс. км при должном обслуживании проблем с двигателем не вызовет. При высокой надежности возникают неприятности, абсолютно беспроблемным данный агрегат не назовешь.
Картер — он же верхняя часть масленного поддона 1AZ
Неисправности появляются после большего пробега, когда детали и механизмы подвергаются износу.
Поломки и устранение:
- Сорвана резьба крепления ГБЦ. Внешне проявляется в подтеках антифриза на задней стенке. Данный конструктивный просчет может привести к перегреву, сбою геометрии, блок можно выбрасывать. Проблема решается улучшением резьбы существующего блока цилиндров или установкой нового блока улучшенной модификацией. Проблема слабой резьбы крепления головки блока цилиндров была устранена Тойотой в 2007 году.
Масленый насос расположен в картере и приводится в движение дополнительной цепью.
- Повышенная вибрация мотора на холостых оборотах лечится чисткой дросселя, клапана холостого хода, форсунок, системы ЕGR (есть только у 1АZ на японском рынке), заменой опорных подушек.
- Когда появляется нагар в агрегате, ощущается дерганая работа двигателя 1АZ, связанная с загрязненной дроссельной заслонкой или впускным коллектором. Если их чистка не принесла результата, то причина в муфте VVT-і или в лямбда-зонде.
- В Японии силовой агрегат оборудовался системой ЕGR, как следствие образование нагара и плавание оборотов, а за ним потеря тяги, общей задержкой работы машины, увеличение расход топлива. Исправить этот минус можно заглушив клапан.
- В геометрии происходит сбой при перегреве ДВС, что приводит к замене на контрактный мотор.
- Использование бензина ниже АИ-95 приводит к неисправности топливного насоса, форсунок.
Масленый насос расположен в картере и приводится в движение дополнительной цепью.
Различия конструкций мотора 1АZ Тоyоtа
Сравним два вида ДВС 1АZ Тоyоtа: 1АZ-FЕ – с распределенным впрыском и 1АZ-FSЕ – с прямым.
1АZ-FЕ: распределенный впрыск, степень сжатия – 9.5 – 9.8, мощность до 150 лошадиных сил,
1АZ-FSЕ (D4): прямой впрыск, степень сжатия – 9.8, 10.5, 11, мощность до 157 л.с.
ДВС 1АZ-FSЕ – более усовершенствованная, сложная модель 1АZ-FЕ.
Тюнинг и доработка мотора 1AZ
- Коррекция программы блока для увеличения мощности двигателя до 165-170 лошадиных сил;
- Ликвидация ЕGR, катализатора, ограничений завода и программных блоков, установка прямоточного глушителя.
- Компрессор фирмы ТRD хорошо устанавливается на двигатель. К нему потребуются установить новые форсунки, интеркулер, блоуофф и др. Поршневая группа останется прежней при увеличении потенциала до 200 л.с.;
- При растачивании блока цилиндров получите движок 2АZ с объемом 2,4 литра и довольно большой тягой.
Любой тюнинг негативно скажется на ресурсе мотора.
Мотор Тойота 1АZ устанавливается
Черная Камри — классика
Двигатель устанавливается и на другие автомобили Тойота: Camry XV50, Аvеnsis и Аvеnsis Vеrsо, Nоаh, Vохy, RАV-4, Gаiа, Оpа, Isіs, Iрsum, Рrеmiо, Wіsh, Аllіоn, Cаldіnа.
1АZ-FSЕ отлично эксплуатируют многие владельцы машин японской сборки.
Вывод
Движок 1АZ-FЕ/FSЕ имеет хороший ресурс. До 300 тыс. км не требуется никакого ремонта, если менять масло вовремя и контролировать его уровень.
Видео
Технические характеристики 1AZ-FSE
Под маркировкой FSE подразумевается мотор, в котором организована прямая подача топлива в камеры сгорания. Японцы не были пионерами в этой разработке, но именно они придумали, как максимально снизить вредные выбросы в атмосферу. Из-за постоянного присутствия обедненной смеси на стенках цилиндров выбросы заставляли борцов за зеленую планету протестовать против таких агрегатов. Но в 1AZ-FSE характеристики показывают приемлемый уровень выбросов.
Основные показатели агрегата
Объем | 2.0 литра |
максимальная мощность | 150 лошадиных сил при 5700 оборотах в минуту |
Максимальный крутящий момент | 200 Н*м на 4000 оборотов |
Диаметр цилиндра | 86.0 мм |
Ход поршня | 86.0 мм |
Степень сжатия | 10.5:1 |
Не слишком большой объем и хорошая мощность позволили использовать двигатель 1AZ-FSE в самых разных автомобилях, поэтому его производство было достаточно массовым.
Недостатки и достоинства агрегата
Преимущества двигателя Toyota 1AZ-FSE заключается в оптимальном использовании топлива. При незначительных параметрах расхода агрегат выдает хорошую мощность. Тяга появляется не с самых низких оборотов, зато на трассе агрегат ведет себя, словно в родной стихии, позволяя активно набирать скорость. Недостатков у мотора 1AZ-FSE заметно больше, чем достоинств. Их можно вывести в небольшой список:
- блок цилиндров не имеет ремонтных размеров, что в наших условиях эксплуатации необходимо;
- непригодность двигателя к ремонту – запчасти меняются целыми узлами;
- топливный насос и форсунки 1AZ-FSE из-за слишком высокого давления в системе (порядка 120 Бар) быстро выходят из строя и стоят немало;
- пластмассовый впускной коллектор делает рискованным установку ГБО.
1AZ-FSE под капотом Toyota Avensis
Как видите, ремонт 1AZ-FSE может оказаться финансово непосильным для владельца автомобиля. Абсурд двигателя заключается в том, что он не любит высоких оборотов, хотя все его прелести раскрываются именно на оборотах за 4000 в минуту.
Куда устанавливали 1AZ-FSE?
В наших географических широтах силовой агрегат 1AZ-FSE D-4 устанавливался в основном на Avensis и Rav-4<, но в Японии и США с этим двигателем ездят и другие представители японского концерна. Вот полный список моделей, на которые устанавливали данный агрегат:
- Avensis и Avensis Verso;
- Noah;
- Voxy;
- RAV-4;
- Gaia;
- Opa;
- Isis;
- Ipsum;
- Premio;
- Wish;
- Allion;
- Caldina.
Несмотря на множество противоречивых данных, 1AZ-FSE эксплуатируется многими владельцами японских автомобилей отлично. Из-за прямой подачи топлива в камеры сгорания на состояние агрегата слишком сильно влияет качество этого самого топлива. Это объясняет, почему в странах СНГ двигатель имеет в большей степени негативное отношение автомобилистов.
Заказать контрактный двигательУстал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка – Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
Двигатель 1AZ-FSE: скрытая угроза?
Возможно, вас несколько озадачило название статьи? Принято считать продукцию японского автопрома воплощением новейших технологий и высокого качества. Упомянутый в названии двигатель устанавливали около десяти лет на известные модели Toyota: Avensis, Camry, Caldina, RAV4, не считая некоторых других.
Так в чем же опасность покупки японского авто, на моторе которого красуется табличка «D-4»? И почему перед продажей некоторые владельцы снимают ее? Обо всем этом вы узнаете, прочитав предлагаемый материал.
Место в истории
Серия AZ в начале 2000-х сменила предыдущую линейку двигателей 3S, которые выпускались для компании Toyota Motor Corporation с 1982 года. Среди них был и первый бензиновый мотор с непосредственным впрыском (НВ), или GDI (gasoline direct injection) — по международной терминологии. Автолюбители прозвали такие движки «джедаями». Речь идет об агрегате 3S-FSE.
Для продвижения новинки японские специалисты использовали термин «технология D-4», что означало, по-видимому, прямой впрыск (D) и 4 цилиндра. Во второй жизни (серии) «джедай» получил индекс 1AZ-FSE. Согласно «тойотовской» классификации это означает:
- 1 — порядковый серийный номер;
- A — серия двигателей;
- Z — бензиновый;
- F — стандартный мощностной ряд;
- S — непосредственный (прямой) впрыск топлива;
- E — электронный многоточечный впрыск.
Двигатель 1AZ выпускался и в более простой версии — 1AZ-FE, то есть, вместо прямого впрыска использовался распределенный. Основные характеристики двух версий представлены в таблице:
Двигатель | Объем, л | Диаметр цилиндра/ход поршня | Коэффициент сжатия | Мощность, л. с. | Момент кручения, Нм |
1AZ FSE | 2,0 | 86/86 | 9,8 — 11,0 | 147 — 155 | 192 — 200 |
1AZ FE | 2,0 | 86/86 | 9,5 — 9,8 | 137 — 152 | 190 — 194 |
Принцип работы
Особенностью исполнения ФСЕ является возможность работы на сверхбедной топливовоздушной смеси в пропорции до 30 — 40:1. Притом что оптимальный стехиометрический состав — 14,7:1, а для обычного инжекторного мотора (с распределенным впрыском) пределом является 20 — 24. Это достигается тем, что топливо после впрыска распределяется по объему неравномерно.
За счет специальных отражающих выемок в днище поршня образуется обратный вихрь, достигающий у свечи зажигания наибольшей концентрации, близкой к стехиометрической. В остальных областях смесь остается обедненной.
Рабочий процесс происходит с использованием некоторых инноваций: послойное образование смеси, трехрежимная работа форсунок, регулируемое газораспределение (система VVTi), повторное дожигание выхлопных газов. В соответствии с изменяющейся нагрузкой и скоростью движения ЭБУ включает нужный режим смесеобразования.
Меняется момент впрыска, количество инъекций, конфигурация топливного факела и положение регулирующих заслонок во впускном тракте. Краткое описание режимов работы мотора D-4:
- Послойное или поэтапное сгорание топлива (малые нагрузки, постоянная скорость). Бензин впрыскивается при завершении такта сжатия узким факелом, отражаясь от поршневого углубления, распыляется и попадает в зону действия свечи зажигания. Здесь достаточно обогащенный заряд воспламеняется, после чего поджигает оставшуюся обедненную смесь (ƛ=17 — 40).
- Гомогенная (однородная) смесь используется при нестабильных режимах работы двигателя: запуск, прогрев, нагрузка, регенерация во время торможения. Бензин впрыскивается на такте впуска, вдогон поршню. Факел имеет форму конуса, отражение от поршня отсутствует, и вся смесь имеет состав, приближающийся к стехиометрическому (ƛ=12 — 15).
- Двухэтапное смесеобразование. В процессе перехода от послойного к однородному режиму бензин впрыскивается дважды — при впуске и сжатии. Смесь начинает обогащаться (ƛ=15 — 25).
Отличия от серии 3S
Новый движок получил алюминиевый блок цилиндров (БЦ) с открытой рубашкой охлаждения — конструкция «Open Deck», при которой цилиндры омываются охлаждающей жидкостью (ОЖ) со всех сторон. Кроме того, сквозные каналы позволяют отказаться от применения песчаных стержней в процессе отливания, а сам процесс перевести на литье под давлением.
Конструктивная схема двигателя выполнена с дезаксажем — коленчатый вал смещен относительно продольного сечения БЦ на 1 см. Целью является уменьшение боковой реакции силы трения поршня о стенки цилиндров. Дело в том, что тонкие стенки не позволяют растачивать БЦ под ремонтные размеры. То есть, блок является фактически одноразовым.
Применение цепи ГРМ вместо зубчатого ремня также отличает новинку от предшествующей линейки. Остальные решения перекочевали с предыдущего мотора с некоторыми изменениями:
- Упрощено решение впускного коллектора и дополнительных заслонок. Привод последних осуществляется с помощью простого вакуумного сервопривода и электромагнитного клапана, проходные каналы увеличены и меньше зарастают сажей.
- Изменен электронный дроссель. Он стал меньше по размерам, датчики спрятаны внутри и не нуждаются в регулировке.
- Топливная рейка с одним проходным отверстием имеет более простое устройство.
- Усовершенствован топливный насос высокого давления (ТНВД). В регуляторе давления оставлен всего один неразборный клапан, сальник снабдили пружиной. И хотя протечки нового насоса стали гораздо меньше, срок службы удалось продлить незначительно.
Проблемы «джедая»
К сожалению, версия FSE генерации 1AZ, несмотря на все улучшения, так и не стала поистине массовой, и ей на смену пришло поколение 2AZ. Ниже изложены основные проблемы, возникающие при эксплуатации двигателей D-4.
Низкий ресурс ТНВД. И хотя это устройство давно успешно используется на дизельных ДВС, оказалось, что бензин, как рабочая среда, агрессивно влияет на его компоненты.
Дело в том, что бензин не обладает такими смазывающими свойствами, как солярка. И даже смазывающие присадки, добавляемые в него по нормам Евро-4, не столь эффективны, поэтому детали ТНВД изнашиваются значительно быстрее, чем на дизеле.
В результате горючее попадает в смазочное масло и разжижает его. При значительном износе объем масла в картере может за день-два увеличиться вдвое. А разжиженное масло приводит к износу кулачков, вкладышей и других деталей.
Еще одним слабым местом 1AZ-FSE является система вторичного использования отработанных газов. Несмотря на улучшение конструкции по сравнению с предшественником — 3S, впускной коллектор, регулирующие заслонки и дроссель EGR покрываются сажей, что приводит к неустойчивым холостым оборотам, провалам, дерганиям во время движения.
Регулировка клапанов ГРМ 1AZ возможна только подбором регулировочных стаканов, что весьма сложно и дорого, поэтому ее обычно не производят.
Другой непростительный «ляп» в конструкции мотора — недостаточная длина крепежных винтов головки блока цилиндров (ГБЦ). Это приводит к срыванию резьбы в легком сплаве со всеми вытекающими отсюда, в буквальном смысле, последствиями: утечки ОЖ, потеря компрессии и так далее. Начиная с 2007 года, проблема была, наконец, устранена.
А вот двигатель FE семейства 1AZ оказался несколько более удачным, поскольку в нем отсутствовал главный виновник большинства бед — ТНВД.
Советы по эксплуатации
Служба механизмов может быть существенно продлена, если избегать неблагоприятных условий эксплуатации:
- Самое главное, что противопоказано двигателям D-4 — некачественный бензин. Даже небольшой избыток серы, содержащийся в топливе, приводит к износу прецизионных сопряжений, словно от абразивного порошка.
- Чтобы не допустить аварийных протечек бензина из ТНВД в масляный картер, следует взять за правило регулярно проверять щупом уровень масла. Если последний начинает повышаться, есть повод отдать насос на диагностику.
- Необходимо периодически очищать от сажи впускную систему, дроссельные заслонки и EGR, а через 1 — 2 тысячи км пробега прогнать двигатель пару минут на больших оборотах, чтобы выжечь нагар на деталях ШПГ.
Когда выполняется замена цепи, необходимо обращать внимание, чтобы не только метки звездочек совпадали с рисками на крышках передачи, но и метки ГРМ на цепи, выполненные в виде помеченных звеньев, с рисками на звездочках.
Вместо эпилога
Ошибкой ордена «джедаев» оказалось фанатичное служение идеалам. В результате утраты Человечности они стали терять Силу. Так же случилось и с 1AZ-FSE. Главным приоритетом разработчиков было бескомпромиссное следование экологическим требованиям «зеленых» и экономия топлива. При этом агрегат потерял некоторые другие качества, а именно: надежность работы, простоту обслуживания и ремонтопригодность.
Первая генерация так и не стала поистине массовой, поскольку двигатель FSE скомпрометировал и все семейство 1AZ, а табличка с надписью «D-4» для российских покупателей стала настоящим пугалом. В конечном итоге все его представители быстро ушли со сцены, а на текущий момент выпускаются только модели 2-го семейства: 2AZ-FE и 2AZ-FXE. Последние разработки компании Toyota ведутся в области комбинированного — непосредственно-распределенного впрыска.