Ремонт и регулировка ТНВД bosch и Лукас — легковых и грузовых автомобилей
Ремонт и регулировка ТНВД bosch и Лукас — легковых и грузовых автомобилей
Топливный насос высокого давления обеспечивает подачу топливной смеси в цилиндры дизельных двигателей: в нужный момент под необходимым давлением. ТНВД — очень высокоточное устройство, от правильной работы которого зависит работа двигателя в целом. По принципу действия система подачи топлива в дизельном двигателе разделяется на аккумуляторную и систему с непосредственным впрыском.
На данный момент почти 70% дизельных двигателей оснащены аккумуляторной системой впрыска, называемой Common Rail. Особенность этой системы в том, что топливный насос высокого давления нагнетает топливо в аккумулирующую емкость, а уже оттуда топливо через форсунки попадает в цилиндры, вне зависимости от текущего положения поршневой группы. Так, за один такт работы двигателя, топливо может впрыскиваться до 9 раз. Этот принцип обеспечивает внушительный прирост мощности и экономичности в современных двигателях.
Причины неисправности ТНВД
Топливный насос довольно часто выходит из строя, так как этот агрегат является весьма требовательным к качеству топлива. Неисправности ТНВД могут носить разный характер:
— заклинивание плунжера и, как следствие – отсутствие подачи топлива;
— повреждение уплотнительных элементов;
— нарушения в работе электроники.
Появление шумов в топливном насосе высокого давления так же является веской причиной для его диагностики. Ремонт ТНВД Bosh является наиболее востребованной услугой, так как насосы именно этой фирмы наиболее распространены в силу их надежности.
Порядок ремонта топливного насоса высокого давления
Ремонт ТНВД обязательно должен начинаться с диагностики. Современные насосы управляются электроникой, поэтому диагностика является комплексной услугой. Помимо сканирования работы управляющей электроники, ТНВД тестируется на специальном стенде: с помощью которого измеряются показатели углов впрыска, частота вращения и другие параметры работы насоса.
По результатам диагностики работы насоса высокого давления специалисты решают, какой объем ремонтных работ предстоит выполнить. Если в результате диагностики стало очевидно, что плунжеры остались в целости, можно обойтись текущим обслуживанием насоса (регулировка ТНВД очень часто помогает восстановить работоспособность этого агрегата и избежать дорогостоящего основательного ремонта). В остальных случаях, вероятнее всего, необходима капитальная переборка насоса с отбраковкой деталей и их заменой. Ремонт ТНВД и форсунок осуществить своими силами практически невозможно, поэтому придется прибегать к услугам специализированной мастерской с соответствующим оборудованием.
Обращение к профессионалам
Специалист по ремонту ТНВД должен обладать большим опытом, поскольку кроме популярных сегодня аккумуляторных типов ТНВД, во многих автомобилях используются также рядные, распределительные и индивидуальные типы насосов. Распределительные виды насосов, в свою очередь, делятся на одно- и двухплунжерные. Разнообразие видов насосов высокого давления делает мастеров по их ремонту и настройке узкоспециализированными профессионалами
Капитальный ремонт ТНВД предполагает полную его разборку, промывку деталей, выявление испорченных элементов и их замену. После сборки насоса его следует проверить на стенде и отрегулировать. Все эти операции требуют высокой квалификации мастера, а также ультрасовременного оборудования для диагностики и ремонта.
Ремонт ТНВД, цена на который зависит, в первую очередь, от типа насоса и производителя, может колебаться в значительных пределах. Поскольку диагностика ТНВД является обязательным условием проведения восстановительных работ, к стоимости ремонта следует прибавить и эти услуги.
Своевременное обслуживание и выбор качественного топлива являются главными гарантами долгой службы топливного насоса высокого давления, поэтому не стоит пренебрегать советами производителя автомобиля по его обслуживанию и эксплуатации: это позволит вам экономить на внеплановом дорогостоящем ремонте агрегата.
Регулировка ТНВД
Узел насоса относится к составляющим частям топливной системы, обеспечивающей номинальное давление и дозирование горючего для дальнейшей доставки в камеры сгорания цилиндров двигателя посредством форсунок. Насосный механизм определяет правильный момент доставки топливного материала в цилиндры, функционирование узла соответствует порядку работы мотора.
Составные части ТНВД
- Корпус. Изготавливается
из алюминиевого сплава, обладающего специальными свойствами. Конструкция предусматривает размещение секций, соединяющихся трубопроводами, для питания двигателя. Имеется входное отверстие для забора солярки с бака и канал возврата излишков обратно.
- Элементы плунжерной пары. Отвечают за накачивание давления и подачи сжатой топливной жидкости на конечные детали впрыска.
- Приводной вал с кулачковым механизмом. Осуществляет функционирование плунжерной пары с нагнетательным клапаном.
По общей конструкции насосы высокого давления разделяются на следующие типы:
- С рядным размещением секций. Отличается надежностью и широким кругом применения. Смазывание составляющих элементов происходит за счет системы смазки мотора. По этой причине рядный насос может функционировать при использовании топлива невысокого качества. Монтируется на грузовых автомобилях и двигателях с раздельными камерами сгорания.
На легковых транспортных средствах данный узел не нашел широкого распространения и устанавливался на ранних моделях. Принцип действия ТНВД этого типа следующий. Вал, получая приводной момент, вращается вместе с кулачковым механизмом. Кулачковые рабочие органы воздействуют на толкатели плунжерных пар. При достаточном сжатии происходит открытие нагнетательного клапана, и питание поступает к форсункам. - ТНВД Bosch с распределительной конструкцией. Присутствует один или пара плунжерных деталей, обеспечивающих обслуживание всех цилиндров. Такие насосы принадлежат к относительно новым образцам. Здесь заметно уменьшились габариты и вес по отношению к предыдущим версиям оборудования. Конструкция пополнилась электроникой и сложным строением.
- Магистральные насосные агрегаты. Использует данный механизм аккумуляторная система впрыска Bosch Common Rail. Накачивание топливного материала происходит в специальную камеру. Создаваемое рабочее давление может достигать 160 Мпа.
Распределительные насосные механизмы разделяются по характеру исполнения привода плунжеров:
- Кулачковая система с
торцевым типом воздействия на толкатель (Bosch серии VE). Рабочим органом выступает плунжер, являющийся распределителем. Деталь совершает возвратно-поступательный тип движения, в результате происходят распределительные процессы разделения питания по соответствующим форсункам.
- Комплекс привода с внутренним кулачковым элементом. Данный тип присущ роторным насосам BoschVR. За сжатие и разделение горючего отвечает плунжер и распределительная головка.
Признаки неисправностей
Вероятные признаки возникновения проблем у насосов высокого давления таковы:
- наличие посторонних
звуковых проявлений, свидетельствующих о некорректной работе механизмов;
- имеются заметные подтекания топлива;
- динамика разгона и функционирование отличаются отсутствием плавности работы;
- произошло повышение потребления топливного материала;
- повышенная концентрация вредных веществ в составе отработанных газов, неполнота сгорания топлива (причиной является сбой настроек насоса);
- прекращение подачи питания на форсунок (возникает вследствие появления дефектов составных частей).
Возможные причины нарушений работоспособности ТНВД
- Сбои регулируемых
параметров. Некорректное значение величины опережения впрыска, давления, дозирования, порядка работы.
- Возникновение коррозионных процессов внутри насосного узла. Основной предпосылкой данного явления является выход из строя фильтрующего элемента тонкой очистки топлива, имеющего задачу задерживать микроскопические механические, абразивные частицы и водные примеси. Наличие данных явлений пагубно отражается на деталях насосного агрегата. При отсутствии нужного реагирования механизм может преждевременно произойти потеря работоспособности.
- Механические повреждения корпуса.
Регулировка ТНВД
Если требуется регулировка ТНВД VE Bosch и при подозрении на нестабильную работу топливного агрегата следует обратиться за помощью к мастерам хорошей станции технического обслуживания. Даже располагая поверхностными знаниями устройства насоса высокого давления, автовладельцам решить проблему самостоятельно не получится. Примерный признак неисправности не дает полной картины причин некорректного функционирования.
Для определения точных неисправностей необходимо пройти комплексную диагностику на специализированном оборудовании автосервиса. Восстановительные работы требуют наличия специальных приспособлений, опытного и обученного профессионала по ремонту топливной аппаратуры.
Настройка параметров работы и настроечные операции (в том числе ТНВД Bosch регулировка) проводятся на современных стендах, имеющихся в распоряжении сертифицированных автосервисов. Не нужно пытаться проводить работу самостоятельно, в гаражных условиях невозможно провести корректные настройки.
Подробная регулировка топливного насоса высокого давления
ТНВД является одним из полезнейших элементов инжекторной системы. Сегодня он устанавливается не только на дизельные моторы, но и на бензиновые агрегаты. Чтобы насос выдавал наиболее эффективный режим работы, должна быть грамотно проведена его регулировка.
Разновидности насосов
В функции ТНВД входит своевременная подача топлива в определённый момент и под определённым давлением в элементы двигателя. Объёмы автогорючего должны быть чётко отмерены. Блок в ответе за хорошее кругообращение горючего по всей системе.
Сегодня используются несколько разновидностей насосов. Есть так называемые «аккумуляторные» модели и ТНВД с непосредственным впрыском. Второй вариант считается более современным и продвинутым, необходимое распыление обеспечивается за счёт движения плунжера.
ПП или плунжерная пара является главным звеном насоса. Представляя собой продолговатый элемент небольшого размера, он максимально точно подогнан к цилиндру. Диаметр ПП в несколько раз меньше длины. Одно из удачных конструкторских решений, повышающих значимость ПП – зазор между поршнем и цилиндром. Он никогда не превышает 1-3 мкм.
Состоит цилиндр из одного или двух впускных сапунов, посредством которых подаётся топливо. Выпуск осуществляется через клапан, выталкивающий горючее наружу.
ТНВД классифицируются также по видам.
- Распределительный тип насоса, в котором поршни устанавливаются так, чтобы совершать инжекцию и рассредоточение по существующим цилиндрам.
- Рядный насос, имеющий всего одну ПП.
- Магистральный ТНВД, в задачи которого входит нагнетание бензина или солярки в топливную рампу или аккумулятор (хранилище).
Ремонт и регулировка
Настройка или ремонт ТНВД проводится в том случае, если:
- насос сильно износился;
- было использовано топливо низкого качества;
- некорректно работают электронные устройства.
Износ ТНВД определить можно сразу. Достаточно прислушаться к его работе, чтобы определить шум и неравномерность работы. Естественно, это приводит к затруднённому пуску двигателя на горячую и снижению мощности.
Если залить в бак некачественное топливо, оно пойдёт по всей системе ТНВД. Как известно, в этом насосе горючее используется и в роли антиадгезива для трущихся узлов. По сути, если бензин или солярка будут включать в свой состав много примесей, частичек мусора или воды, детали вскоре испортятся.
Износ – то, что происходит чаще всего. Заменить детали получится, если разобрать устройство. В принципе, осуществить восстановительные действия своими руками нетрудно, если досконально изучить схему насоса, иметь в наличии специальные инструменты и оборудование.
Что касается регулировки, то она является процедурой обязательной и периодичной. Без проведения настройки не удастся достигнуть нормального и бесперебойного функционирования всего силового агрегата. Корректировка проводится на профессиональном стенде, таком как СДТА-1. Прежде чем начать регулировку, надо демонтировать МОВ (муфту). Она отвечает за сцепление вала с приводом стенда, функционирует априори.
Затем проводится общая диагностика, в ходе которой тестируется размеренность и объём поступления горючего, момент начала впрыска и т. д. В целях более усовершенствованной проверки, используется особый механизм для привода шторки, которая закрывает цилиндры, не давая попасть топливу внутрь.
Для настройки момента начала впрыска используется моментоскоп. Это короткий отрезок шланга, с которым интегрирована стеклянная трубка. Для настройки момента начала используются также специальные болты, вкручиваемые в толкатели.
Регулировка насоса должна производиться с элементами впрыска, которые инсталлированы на мотор штатно. Каждый номер элемента впрыска должен быть помечен согласно порядку цилиндра. До настройки ТНВД все элементы инжекции обязаны быть чётко отрегулированы на другом оборудовании, в согласии с техпоказателями.
Работоспособность ПП оценивается и корректируется с помощью искусственного инжектора, настроенного таким образом, чтобы превышать номинал почти в два раза. Если насосу удаётся доставлять горючее в систему, плунжер функционирует в нормальном состоянии.
Цикловая подача
Одна из главных регулировок насоса. Важно суметь отрегулировать не только количество, но и размеренность такого поступления горючего. В этих целях топливную рампу или дозатор устанавливают на режим обозначенной подачи. При малой амплитуде вращения замеряется цикловая подача всех секций, контролируется уровень горючего в измерителях для каждой части насоса.
Объём подачи контролируется особыми калиброванными трубочками, которые фиксируются на тестовом стенде. Они присоединяются к выпуску штуцера, или на профоборудовании – интегрируются с экраном, на который выводится вся цикловая подача тестируемого ТНВД. Она обязана симметрировать с техусловиями насоса и регулироваться для определённой модификации силовой установки.
Несоответствие по частям допускается в ТНВД грузовиков КамАЗ и ЗИЛ, но не более 3 или 5 процентов. Иначе у ТНВД ослабляется фиксация корпуса и с помощью поворачивания переставляется на 1-2 зуба стопор. В его роли выступает специальная шайба. Что касается насосов, устанавливаемых на ЯЗДА, ЧТЗ, то здесь для прочности рассчитаны особые хомуты, которые могут ослабляться и регулироваться.
Следующим этапом регулировки является настройка УОНП. Диагностику проводят на стенде. Обязательно должен быть установлен моментоскоп, как и говорилось, стеклянная трубка со шлангом высокого давления.
Рампа должна быть установлена в положении номинальной подачи, а вал следует вращать в ручном режиме. Делать это можно, ухватившись за муфту. Тем самым, шланг оборудования заполняется горючим.
Чтобы определить момент, когда уровень топлива в шланге начинает дёргаться, вал отворачивают в обратную сторону. Лимб стендового оборудования показывает угол до оси симметрии ПП. Он должен обязательно отвечать техусловиям для конкретной марки насоса. Например, для насосов грузовика КамАЗ УОНП составляет сорок два или сорок три градуса.
Регулировка насоса тнвд бош
Часто возникает на форуме вопрос, типа такого:
— 2,5D с ТНВД BOSCH, машина тупая, плохо тянет, что делать?
— был 2,5TD с ТНВД LUCAS EPIC, его заменили на BOSCH VE. Машина стала тупая. Что посоветуете покрутить?
Предлагаю такую схему устранения тупизны Транзита:
1. Промыть ТНВД промывкой с запиткой напрямую. Этим мы уберем отложения грязи с внутренней поверхности ТНВД, ХХ станет ровнее, форсунки прочистим. Читать здесь http://transit-club.com/forum/28-733-1
2. Проверить опережение впрыска по меткам (маховик, распредвал, ТНВД). Например здесь http://transit-club.com/forum/24-1350-1. Опережение лучше выставить чуть пораньше.
3. Проверить переспускной клапан низкого давления (п.1). Выкрутить его, проверить, не закис ли он в открытом положении. Для этого его потребуется выкрутить. Отрегулировать, чтобы он был закрыт. Регулируется молотком (смешно, но это именно так), стучим по верхней части клапана, обсаживаем внутреннюю часть, чтобы закрыть переспускное отверстие.
На фото указываю на него отверткой:
Вот как он выглядит внутри:
4. Что потом можно крутить:
4.1. Отрегулировать цикловую подачу (вначале возможно придется сорвать заводскую пломбу, в простонародье целку). Расконтргаить Ц.П., вкручиваем — увеличиваем Ц.П., если выкручиваем — уменьшаем Ц.П., опять зажимаем контргайку, потом нужно откорректировать Х.Х, тоже вначале расконтргаить, потом зажать. При увеличении Ц.П. увеличивается Х.Х., на прогретом двигателе норма для Х.Х. 770-780об/мин-1 (по крайнем мере Я такой придерживаюсь, хоть по книге 800-810). На 1/4 оборота можно безбоязненно добавить.
На фото указываю на регулировку отверткой:
Бортовой компьютер рулит при регулировке ХХ. Времени с ним экономится уйма. Читать http://transit-club.com/forum/19-1853-1. Ставится на вывод W генератора. Можно даже временно подключить, чтобы ориентироваться в оборотах двигателя. На непрогретом двигателе ХХ обычно в пределах 710-720 об/мин-1, на прогретом 770-780об/мин-1
4.2. Затем отрегулировать гидрокорректор (вначале снять заводскую крышку, расконтргаить, отрегулировать, снова законтрить, при этом держать штифт от проворачивания). Если крутить штифт против часовой -тяга уменьшится, и расход топлива тоже уменьшится, если крутить по часовой -тяга увеличится, расход топлива тоже немного увеличится. На 1 оборот можно безбоязненно открутить.
На фото указываю на регулировку отверткой:
Как вариант, если нет уверенности в регулировке гидрокорректора — крутить штифт по часовой до упора, потом на 2 оборота закрутить против часовой. И смотреть что получится.
5. Смотрим на выхлоп на ХХ и на прогазовке. На ХХ дымления быть не должно в любом из вариантов. По тяге и расходу топлива корректируем так, как нам нравится. ХХ лучше ниже (на прогретом чтобы было 770-780, так как на повышенных идет необоснованно больший расход топлива и труднее включать передачи при проблемах со сцеплением)