7. 1. 2. Контрольно-проверочные работы при разборке коробки передач и регулировки при сборке
7.1.2. Контрольно-проверочные работы при разборке коробки передач и регулировки при сборке.
После снятия механизма переключения (см. рис. 2.6.2) проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т. д.
Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач:
1 — «планки переключения; 2 — корпус вилок переключения; 3 — щупы.
При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения заменяют. Вилки заменяют при толщине щёк менее 8,2мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3 — 1,6мм.
Диаметр валика механизма переключения передач | 24,85 |
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач | 14,85 |
Диаметр отверстия вилки переключения под валик | 25,08 |
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы | 10,5 |
Толщина щек вилок переключения | 8,2 |
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения | 9,3 |
Осевой зазор в подшипниках вторичного вала проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении (рис. 2.6.32).
Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала:
1 — вторичный вал; 2 — индикатор; 3 — монтажный ломик; 4 — корпус коробки передач.
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала. Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 2.6.33).
Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала:
1 — стакан вторичного вала; 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты.
После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Она должна быть в пределах 57,85 — 58,15мм. Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты ведущей шестерни главной передачи.
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи:
1 — штангенглубиномер; 2 — линейка; 3 — ведущая шестерня.
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Конструкция коробки переключения передач трактора МТЗ-82
Коробка передач КПП МТЗ-82 предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий, а также для изменения направления движения.
Кроме того, через коробку переключения передач обеспечивается привод заднего и бокового ВОМ, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста.
Рис. 4. Коробка передач МТЗ-82
1- гайка промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 — корпус коробки передач; 6 — стакан первичного вала; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 9 — ползун; 10 — вторичный вал; 11 — шарик; 12 —
крышка коробки передач; 13 — заливная пробка; 14 — Шаровая опора; 15 — рычаг переключения передач; 16 — чехол; 17 — штифт; 18 — рамка; 19 — валик рамки; 20 — шарик выключателя; 21 — выключатель ВК-403; 22 — регулировочные прокладки выключателя; 23- регулировочные прокладки; 24 — гайка; 25 — ведущая шестерня; 26 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 27 и 29 — конические подшипники; 28 — упорная шайба; 30 — крыльчатка; 31 — гнездо внутреннего вала; 32 — втулка; 33 — внутренний вал; 34 — подшипники; 35 — втулка; 36 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 37 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 38 — промежуточная шестерня; 39 — подшипник; 40 — ведомая шестерня III передачи; 41 — ведомая шестерня IV передачи; 42 —
промежуточная шестерня заднего хода; 43 — ось промежуточной шестерни; 44 — ведомая шестерня V передачи; 45 — подшипник; 46 — переднее гнездо внутреннего вала; 47 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 48 — валик переключения редуктора; 49 — поводок; 50 — промежуточная
шестерня; 51 — вилка; 52 — пружинное кольцо; 53 — упорное кольцо; 54 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 55 — крышка левого люка; 56 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода; 57 — скользящая шестерня 1 передачи и заднего хода; 58 — вал I передачи и заднего хода.
Коробка передач КПП МТЗ-82 (см. рис. 4) — механическая с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода, с понижающим редуктором, включение которого удваивает число передач.
В корпусе 5 коробки передач размещены соосные первичный 3 и вторичный 10 валы, параллельно им расположены промежуточный вал 2 и вал 58 пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.
Первичный вал КПП МТЗ-82 установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник размещен в стакане 6, вставленном в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в расточке переднего конца вторичного вала.
От осевых перемещений первичный вал удерживает передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными кольцами.
На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой шестерни 7 четвертой и пятой передач и ведущей шестерни 8 третьей передачи, а также неподвижная шестерня 4 понижающего редуктора.
Промежуточный вал 2 пустотелый, внутри него проходит внутренний вал 33 привода ВОМ. Спереди промежуточный вал опирается на подшипник 45, установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач; задней опорой является бронзовая втулка 35, запрессованная в отверстие ступицы ведущей шестерни 36 второй ступени редуктора.
На шлицы передней части промежуточного вала коробки переключения передач МТЗ-82 между подшипником 45 и упорным кольцом неподвижно установлены ведомые шестерни 40 и 41 соответственно третьей и четвертой передач и двухвенцовая шестерня 44, больший венец которой является ведомой шестерней пятой передачи, а меньший — шестерней заднего хода. Ступицы этих шестерен упираются друг в друга и стягиваются кернящейся гайкой 1.
На ступицу шестерни 40 на роликовом подшипнике 39 установлена промежуточная шестерня 38, при помощи которой получают пониженные передачи и задний ход через шестерню 56, а также привод ходоуменьшителя и бокового ВОМ. Промежуточная шестерня 38 постоянно зацеплена с шестерней 8 первичного вала.
На шлицах задней части промежуточного вала КПП МТЗ-82 может перемещаться ведущая шестерня 37 первой ступени редуктора, зацепляясь или с ведомой шестерней первой ступени редуктора, выполненной как одно целое с первичным валом, или с ведущей шестерней 36 второй ступени редуктора.
Наружные зубья шестерни 36 постоянно зацепляются с установленной на шлицах вторичного вала ведомой шестерней 26 второй ступени редуктора.
На заднем торце ступицы шестерни 36 сделаны кулачки для включения синхронного привода ВОМ. В ступице шестерни 36 штифтами закреплено гнездо 31 с бронзовой втулкой 32, которая служит опорой внутреннего вала 33 привода независимого ВОМ.
Снаружи к ступице шестерни 36 крепится крыльчатка 30 для разбрызгивания масла и улучшения смазки шестерен главной передачи и дифференциала.
Вторичный вал 10, выполненный как одно целое с ведомой шестерней первой ступени редуктора, установлен на двух конических роликовых подшипниках 27 и 29.
Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки корпуса коробки передач МТЗ-82, второй подшипник запрессован в стакан, установленный в расточку задней стенки коробки передач.
На вторичном валу КПП установлена ведомая шестерня 26 второй ступени редуктора и ведущая шестерня 25 главной передачи.
Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым венцом для соединения с ведущей шестерней 8 первичного вала. Подшипники и шестерни на валу стягиваются прорезной гайкой 24.
Вал 58 первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса коробки передач МТЗ-82. Опорами вала служат два шариковых подшипника, установленных в расточках корпуса.
На шлицы вала установлены ведомая 56 и скользящая 57 шестерни первой передачи и заднего хода и шестерня 54 включения ходоуменьшителя.
Ведомая шестерня 56 посажена на валу КПП МТЗ-82 свободно и может вращаться относительно вала, постоянно зацепляясь с промежуточной шестерней 38 вторичного вала, которая, в свою очередь, находится в постоянном зацеплении с шестерней 8 первичного вала.
Если шестерня 54 включения ходоуменьшителя сдвинута до упора в шестерню 56 и зафиксирована в этом положении пружинным кольцом 52 (как показано на рисунке), соединяясь своими внутренними шлицами.
С наружными шлицами ступицы шестерни 56, то обе шестерни и вал объединяются в одно целое и вращаются вместе. Это положение шестерен соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.
Перед установкой ходоуменьшителя для обеспечения перемещений шестерни 54 из канавки извлекают кольцо 52 и отодвигают его до упора в бурт вала.
Промежуточная шестерня 42 вращается на втулке относительно неподвижной оси 43 и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 44.
Редуктор коробки передач МТЗ-82 имеет две ступени. При помощи первой ступени включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, а остальные передачи — при помощи второй ступени редуктора.
При зацеплении шестерни 37 с наружным венцом вторичного вала включена первая ступень, при перемещении шестерни 37 назад до полного сцепления с внутренним венцом шестерни 36 включается вторая ступень редуктора
В зависимости от ступени редуктора МТЗ-82 двухвенцовая шестерня 7, перемещаясь на первичном валу, включает пятую или восьмую передачу, а при перемещении назад — четвертую или седьмую.
Шестерня 8, перемещаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. При перемещении шестерни 57 назад включаются первая и вторая передачи, а вперед-передачи заднего хода.
На верхней плоскости коробки передач КПП МТЗ-82 установлен корпус механизма переключения передач, в котором размешены прямоугольные валики — ползуны 9 с приваренными к ним вилками переключения. Положение вилок и переключаемых шестерен фиксируется шариками 11 пружинных фиксаторов.
Переключение ступеней редуктора осуществляется ползуном, к которому приварен поводок 49, соединенный с валиком 48, на котором закреплена вилка 51, перемещающая шестерню 37 редуктора.
Переключение передач осуществляется рычагом 15, установленным на шаровой опоре 14 в верхней крышке 12 коробки передач и уплотненным резиновым чехлом 16. Нижний конец рычага 15 заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.
Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической проверке и подтягивании крепления коробки передач к корпусам сцепления и заднего моста, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.
Масляная ванна КПП МТЗ-82 общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач.
Трактор останавливают на горизонтальной площадке, дают возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла и при необходимости доливают.
Заливная пробка 13 расположена на верхней крышке коробки передач. При замене масла следует открыть сливные пробки коробки передач, а также корпусов сцепления и заднего моста.
Сливать масло надо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, то трансмиссию рекомендуется промыть дизельным топливом.
Для этого заливают примерно 30 л топлива в корпус трансмиссии и запускают трактор (3. 5 мин на первой передаче), затем сливают топливо и заправляют трансмиссию маслом.
В эксплуатации следует обращать внимание на наличие повышенного шума и стуков в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего ведущего моста (ПВМ).
Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку КПП МТЗ-82, подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 10 и, перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.
Чтобы отрегулировать подшипники, нужно разъединить коробку передач с задним мостом, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.
Поэтому при заменах деталей и в других случаях вынужденных разборок, когда имеется доступ, нужно обязательно проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала и при необходимости устранить его.
Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 23, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач.
Для регулировки подшипников коробки переключения передач МТЗ-82 нужно расшплинтовать и отвернуть на 2. 3 оборота гайку 24, затем отвернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки.
Толщина вводимых дополнительно прокладок 23 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.
После установки прокладок 23 заворачивают до отказа болты крепления стакана и гайку 24. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7. 8 Нм (0,7. 0,8 кг/см).
После регулировки подшипников нужно проверить положение шестерен 25, оно определяется расстоянием 58 ± 0,15 мм от стенки коробки передач до наружного торца шестерни.
Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, отвернув гайку 24, снять шестерню и упорную шайбу 28 шестерни и прошлифовать до 58 ±0,15 мм. Затем нужно поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 24 и надежно ее зашплинтовать.
Коробка передач (кпп) трактора МТЗ 82: схема переключения передачи и устройство
Коробка передач трактора МТЗ 82 служит для смены передаточных чисел трансмиссии и получения различного диапазона скоростей и тяговых усилий. Помимо прочего, кпп обеспечивает привод на боковой и задний ВОМ, передний ведущий мост и ходоуменьшителя.
На трактор устанавливается механическая коробка передач, с девятью передачами для движения передним ходом и двумя задним. КПП оснащается понижающим редуктором, удваивающим общее число передач.
Схема переключения передач МТЗ 82
Устройство и схема коробки передач
В корпусе коробки расположены соосные первичный и вторичный валы, параллельно которым размещены вал заднего хода и пониженных передач, шестерни привода раздаточной коробки и ходоуменьшителя, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также промежуточный вал.
Схема коробки передач трактора МТЗ 82 в разрезе: а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16, 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренней вал; 32 — крыльчатка: 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57 — втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; 53 — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы: 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода: 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода.
Первичный вал
Монтируется на двух шарикоподшипниках. Передний подшипник установлен в стакане, находящийся в расточке стенки коробки передач; задний подшипник смонтирован в расточке переднего конца вторичного вала. Осевые перемещения первичного вала блокирует передний подшипник, зафиксированный в стакане и на валу при помощи стопорных колец. На шлицах первичного вала смонтированы подвижные каретки двухвенцовой шестерни 4 и 5 передач и ведущей шестерни третьей передачи, а также неподвижная шестерня понижающего редуктора.
Промежутка МТЗ 82
Промежуточный вал полый внутри, сквозь который проходит внутренний вал привода вала отбора мощности. Передняя часть промежуточного вала опирается на подшипник, который установлен совместно со стаканом в расточку стенки кпп; в качестве задней опоры служит бронзовая втулка.
На шлицах передней части промежуточного вала, между упорным кольцом и подшипником, неподвижно смонтированы ведомые шестерни и, соответственно, третьей и четвертой передач и двухвенцовая шестерня, больший венец которой выполняет роль ведомой шестерни 5-ой передачи, а меньший — шестерней заднего хода. Ступица данных шестерен упираются друг в друга и прижимаются кернящейся гайкой.
На ступицу ведомой шестерни промежуточной шестерни на роликовом подшипнике размещена промежуточная шестерня, служащая для получения пониженных передач и передач заднего хода посредством ведущей шестерни второй ступени редуктора.
На ступицу ведомой шестерни промежуточной шестерни на роликовом подшипнике размещена промежуточная шестерня, служащая для получения пониженных передач и передач заднего хода посредством ведущей шестерни второй ступени редуктора.
В задней части, на шлицах промежуточного вала имеет возможность перемещаться ведущая шестерня первой ступени редуктора, входя в зацепление либо с ведомой шестерней первой ступени редуктора, являющаяся как единое целое с первичным валом, либо с ведущей шестерней второй ступени редуктора. Наружные зубья ведущей шестерни второй ступени редуктора регулярно зацепляются с размещенной на шлицах вторичного вала ведомой шестерней второй ступени редуктора. На задней торцевой части ступицы ведущий шестерни второй ступени редуктора предусмотрены кулачки используемые для включения синхронного привода вала отбора мощности. В ступице данной шестерни при помощи штифтов зафиксировано гнездо с бронзовой втулкой, которая применяется в качестве опоры внутреннего вала привода независимого ВОМ. На наружной стороне ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора установлена крыльчатка, необходимая для разбрызгивания масла, способствуя тем самым улучшению смазывания шестерен дифференциала и главной передачи.
Вторичный вал
Вторичный вал изготовлен как одно целое вместе с ведомой шестерней первой ступени редуктора и смонтирован на двух конических роликовых подшипниках. Внешняя обойма переднего подшипника установлена в расточке перегородки корпуса кпп мтз 82, второй подшипник вмонтирован в стакан, находящийся в расточке задней стенки коробки передач. На вторичном валу размещена ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи. Кроме этого, передняя часть вторичного вала оснащена внутренним зубчатым венцом, необходимый для соединения с ведущей шестерней первичного вала.
Вал заднего хода и первой передачи находится в левой части корпуса коробки передач. В качестве опор для вала служат два шарикоподшипника, смонтированных в расточке корпуса. На шлицах вала установлены: шестерня включения ходоуменьшителя, ведомая шестерня, шестерня заднего хода и скользящая шестерня первой передачи.
Ведомая шестерня размещена на валу свободно и имеет возможность вращаться относительно вала, регулярно зацепляясь с промежуточной шестерней вторичного вала, находящаяся в постоянном зацепление с шестерней первичного вала. В случае, если шестерня включения ходоуменьшителя смещена до упора в упорную шестерню первой передачи и заднего хода и зафиксирована в данном положении пружинным кольцом, соединяясь своими внутренними шлицами с наружными шлицами ступицы шестерни первой передачи и заднего хода, то вал и обе данные шестерни соединяются в единое целое и вращаются вместе. Данное размещение шестерен соответствует эксплуатации трактора МТЗ 82 без ходоуменьшителя.
Перед тем, как установить ходоуменьшитель из канавки необходимо демонтировать кольцо и отодвинуть его до упора в бурт вала, для создания условий перемещения ведомой шестерни включения ходоуменьшителя. Промежуточная шестерня совершает вращения на втулке относительно неподвижной оси и постоянно находится в зацеплении с меньшим зубчатым венцом ведомой шестерни пятой передачи.
Редуктор конечной передачи трактора МТЗ 82
Редуктор коробки передач оснащен двумя ступенями. Используя первую ступень включают первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода, а также первую передачу заднего хода. Остальные передачи включаются при помощи второй ступени редуктора. При зацеплении ведущей шестерни второй ступени редуктора с наружным венцом вторичного вала — включена первая ступень. При смещении ведущей шестерни третьей передачи назад до полного зацепления с внутренним венцом шестерни второй ступени — включается вторая ступень редуктора.
В зависимости от ступени редуктора, двухвенцовая шестерня передвигаясь по первичному валу, включает пятую или восьмую передачи, а при передвижении назад — четвертую или седьмую. Скользящая шестерня третьей передачи, передвигаясь вперед, включает пятую или шестую передачу, а при передвижении назад соединяет внутренний зубчатый венец вторичного вала с первичным валом, что обеспечивает девятую прямую передачу. При перемещении скользящей шестерни первой передачи и заднего хода назад — включается первая и вторая передачи, а вперед — передачи движения задним ходом.
На верхней плоскости КПП размещен корпус механизма переключения передач, в котором находятся прямоугольные валики — ползуны с приклепленными к ним вилками переключения. Положение переключаемых шестерен и вилок блокируется шариками пружинных фиксаторов. Ползун отвечает за переключение ступеней редуктора.
Переключение передач на тракторе МТЗ 82 осуществляется при помощи рычага, который установлен на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага входит в пазы ползунов вилок и во время переключения передач передвигает необходимый ползун.
Техническое обслуживание коробки передач
Обслуживание коробки передач состоит в периодическом контроле за состоянием крепления КПП к корзине сцепления и корпусу заднего моста, проверке уровня масла и его своевременной замене.
Маслянная ванна КПП является общей с отсеком корзины сцепления и корпусом заднего моста. Уровень масла в трансмиссии должен равняться с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, находящаяся на правой стенке коробки передач. Трактор размещают на ровной поверхности, ждут пока остынет масло и стечет по стенкам и после этого проверяют уровень масла и в случае надобности доливают. Заливная пробка находится на верхней крышке коробки передач. Во время замены масла рекомендуется открыть сливные пробки КПП, а также корзины сцепления и корпуса заднего моста. При обнаружение в слитом отработавшем масле металлических примесей рекомендуется промыть трансмиссию дизельным топливом. Для промывки следует залить около 30 литров солярки в корпус трансмиссии, завести трактор на 3-5 минут, затем слить топливо и заправить масло.
Во время эксплуатации следите за появлением посторонних стуков и шумов в трансмиссии. Повышенный шум из трансмиссии может свидетельствовать о нарушении регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста МТЗ 82.
Для того, чтобы проверить осевой зазор в подшипниках вторичного вала необходимо снять крышку коробки передач, поднести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала и, передвигая зубчатый венец, выявить осевые перемещения вала, соответствующие осевому зазору в подшипниках. Допустимый осевой зазор составляет 0,3 мм.
Регулировка зазора в подшипниках коробки передач
Для того, чтобы отрегулировать подшипники необходимо отсоединить коробку передач от заднего моста, предварительно сняв кабину, отключив тяги управления сцеплением, электропровода и маслопроводы.
Регулировка осевого зазора в подшипниках осуществляется путем изменения толщины пакета разрезных накладок, находящихся между стенкой коробки передач и фланцем стакана. Для регулировки необходимо расшплинтовать и открутить на 2-3 оборота гайку, а после вывернуть болты крепления стакана подшипника и при помощи специальных болтов демонтировать его настолько, чтобы разместить под фланцем стакана регулировочные прокладки. Толщина размещаемых дополнительных прокладок должна соответствовать замеренному осевому зазору в подшипниках.
После монтажа прокладок заверните до отказа болты крепления стакана и гайку. Если подшипники правильно отрегулированы, то момент прокручивания вторичного вала и размещенных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с другими шестернями, должен составлять 7-8 Н/м (0,7-0,8 кгс/м).
По окончанию регулировки подшипников следует проверить размещение ведущих шестерен, оно определяется расстоянием 58±0,15 мм от стенки КПП до внешнего торца шестерни. Если данное расстояние превышает 58,2 мм, то необходимо отвернуть гайку, демонтировать шестерню и упорную шайбу шестерни и прошлифовать до необходимых значений.
Регулировки и обслуживание коробки передач МТЗ-80
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-80 с подвижными шестернями заключается в периодической проверке и подтягивании креплений, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки.
Масляная ванна коробки передач КПП МТЗ-80 общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на правой стенке коробки передач МТЗ-80.
Для контроля трактор ставят на горизонтальную площадку, дают возможность маслу стечь со стенок, а пене осесть и после этого проверяют уровень масла, при необходимости доливают. Заливная пробка расположена на верхней крышке коробки передач КПП МТЗ-80.
При замене масла следует открутить сливные пробки коробки передач МТЗ-80, корпусов сцепления и заднего моста. Сливать масло необходимо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее.
В эксплуатации следует обращать внимание на шумы и стуки в трансмиссии. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала или промежуточной шестерни привода переднего моста трактора.
Для проверки осевого зазора в подшипниках вторичного вала нужно снять крышку коробки передач МТЗ-80, подвести индикатор к торцу зубчатого венца вторичного вала 4 (см. рис.1) и. перемещая зубчатый венец, определить осевые перемещения вала, которые соответствуют осевому зазору в подшипниках. В процессе эксплуатации допускается осевой зазор до 0,3 мм.
Рис.1. Коробка передач КПП МТЗ-80
Чтобы отрегулировать подшипники нужно разъединить КПП МТЗ-80 с задним мостом, для чего требуется снять кабину, разъединить тяги управления сцеплением, маслопроводы и электропроводы.
Осевой зазор в подшипниках регулируют изменением толщины пакета разрезных прокладок 6, установленных между фланцем стакана и стенкой коробки передач.
Для регулировки подшипников коробки передач МТЗ-80 нужно расшплинтовать и открутить на 2-3 оборота гайку 10, затем открутить болты крепления стакана подшипника и при помощи демонтажных болтов выпрессовать его настолько, чтобы ввести под фланец стакана регулировочные прокладки. Толщина вводимых дополнительно прокладок 6 должна быть равна замеренному осевому зазору в подшипниках.
После установки прокладок 6 закрутить до отказа болты крепления стакана и гайку 10. Если подшипники отрегулированы правильно, то момент проворачивания вторичного вала и установленных на нем шестерен, освобожденных от зацепления с сопряженными шестернями, должен быть 7-8 Нм.
После регулировки подшипников коробки передач КПП МТЗ-80 нужно проверить положение шестерни 9, оно определяется рас стоянием 58±0,15 мм от стенки до наружного торца шестерни.
Если это расстояние будет больше 58,2 мм, то нужно, открутив гайку 10, снять шестерню и упорную шайбу и прошлифовать ее до 58±0,15 мм. Затем поставить упорную шайбу и шестерню, до отказа затянуть гайку 10 и надежно ее зашплинтовать.
Причиной неисправности КПП МТЗ-80 может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни и ведомой обоймы. Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани.
Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные с увеличенным диаметром. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни и обоймы.
Роликовые конические подшипники промежуточной шестерни КПП МТЗ-80 регулируют затягиванием гайки так, чтобы шестерня не имела ощутимого от руки осевого перемещения и свободно проворачивалась от небольшого усилия, при этом осевой зазор в подшипниках не должен превышать 0,05 мм. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач.
Стойка, фиксирующая положение тяги управления, закреплена на полике, который при деформации амортизаторов может вместе с кабиной перемещаться в небольших пределах относительно остова трактора. Это может повлиять на управление раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки.
Для нормальной работы коробки передач МТЗ-80 при заблокированной муфте свободного хода упор тяги должен заходить в верхний паз стойки. Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты на тяге так, чтобы при отключенной муфте упор располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки.
В трансмиссию тракторов, на которых установлены коробки передач КПП МТЗ-80 с переключением под нагрузкой и синхронизированные необходимо заливать масло М-10Г летом и М-8Г зимой. Заливать масло нужно через заливную горловину, установленную на правой стороне корпуса сцепления до метки “П” на указателе уровня.
Для замены масла сразу же после остановки трактора, пока масло не остыло, необходимо вывернуть сливные пробки в корпусах коробки передач КПП МТЗ-80 и заднего моста и слить масло.
При ТО-3 (960-1000 моточасов) нужно заменить масло в трансмиссии, промыть фильтры, очистить магниты и обкатать трактор 2-3 мин.
Проверить уровень масла, давление в системе. При повышении или падении давления на всех или одной из передач нужно остановить трактор, отрегулировать давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80 установкой дополнительных шайб под пружину переливного клапана.
Рабочее давление в гидросистеме коробки передач должно быть 0,9 МПа. Категорически запрещается работать при давлении в гидросистеме ниже 0,7 МПа при уменьшении частоты вращения дизеля.
Неисправности и регулировки коробки передач КПП МТЗ-80
Неисправности КПП трактора МТЗ-80 связаны с нарушением правильного зацепления шестерен, зубчатых муфт и другими дефектами деталей механических передач: вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов и т. д.
Признаками возможных неисправностей коробки передач МТЗ-80 могут быть тугое включение и выключение шестерен и зубчатых муфт при переключении передач, появление повышенных шумов и стуков, самопроизвольное выключение шестерен, большой свободный ход рычага переключения и т. д.
Большой свободный ход рычага переключения передач КПП МТЗ-80, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения кулисы 12, пазов скользящих кареток 13, вилки, потере упругости пружин фиксаторов 9.
После снятия механизма переключения КПП МТЗ-80 проверяют, есть ли выработка на наконечнике 11 рычага переключения передач, толщину щек вилок 14, ширину их зева, зазор между планками переключения, руководствуясь техническими требованиями таблицы допустимых размеров деталей механизма переключения передач.
Если видны следы износа на наконечнике рычага, его заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3…1,6 мм.
Если неисправности КПП МТЗ-80 возникают при включении или выключении первой передачи и заднего хода, снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. Если обнаружены следы износа и толщина щек вилки при замере окажется менее 8,0 мм, вилку первой передачи и заднего хода заменяют.
Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если он превышает 1,5 мм, вилку заменяют новой. Блок-шестерни заменяют при ширине паза более 10,8 мм.
Появление посторонних шумов в КПП МТЗ-80 и чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов коробки передач.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач и при необходимости боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях.
При этом обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, пользуясь съемниками и заменяя изношенные подшипники.
Если внешний осмотр коробки передач МТЗ-80 показал, что зазоров нет, проверяют индикатором осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении.
Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 не должен превышать 0,3 мм. При этом следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и из-за отворачивания гайки вторичного вала. Поэтому сначала проверяют надежность фиксации гайки, степень ее затяжки.
Для регулировки осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80 отсоединяют коробку от заднего моста, отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала.