Mazda4you.ru

Мазда №4
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт колеса велосипеда

Ремонт колеса велосипеда

Велосипед, как и любая другая техника, нуждается в обслуживании. Основные подвижные, подвергающиеся износу элементы велосипеда – это колёса и педальный цепной привод. Именно они определяют работоспособность и безопасность всего велосипеда. Колёса выполняют также роль амортизаторов.

Ремонт колеса велосипеда

Велосипед, как и любая другая техника, нуждается в обслуживании. Основные подвижные, подвергающиеся износу элементы велосипеда – это колёса и педальный цепной привод. Именно они определяют работоспособность и безопасность всего велосипеда. Колёса выполняют также роль амортизаторов. Причём, колёса – наиболее уязвимая часть велосипеда. Шины, спицы, подшипники, обод колеса должны быть, с одной стороны, максимально лёгкими, с другой – достаточно прочными, не терять работоспособность при значительных динамических и ударных нагрузках. Ремонт колеса велосипеда – наиболее часто встречающийся вид услуг нашей специализированной мастерской.

Основные причины поломки колёс

  • Удар передним колесом о преграду или о стенку ямы. При этом упруго деформируется обод колеса и теряют устойчивость некоторые спицы.
  • Боковой наезд на колесо. Результат — «восьмёрка» или излом обода, не поддающийся ремонту. Например, спортивный велосипед, на который после падения на велогонках наезжают преследователи, зачастую имеет именно такие повреждения.
  • Неправильная установка подшипников каретки, отсутствие в них смазки или попадание песка.
  • Задняя втулка (задняя каретка) имеет достаточно сложную конструкцию, что снижает её надёжность, поэтому ремонт заднего колеса велосипеда нам приходится выполнять чаще всего.
  • Проколы пневмокамеры острыми предметами;
  • Повреждение камеры из-за несовпадения отверстия в ободе и соска клапана типа Преста или Шрадер.
  • Чрезмерный износ протектора шины. Этим, в основном, страдает горный велосипед.
  • Повреждение боковой поверхности шины между ободом колеса и протектором.
  • Сильный динамический дисбаланс колеса.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание колёс велосипеда можно разделить на ремонт, регулировку, проверку.

По частоте проведения ТО можно разделить на текущее, по мере необходимости, и периодическое, например, месячное и годовое.

Вращение колеса должно быть свободным, без затираний и тормозящего момента. Если свободно вращающееся колесо необычно быстро останавливается, есть повод проверить подшипники. Возможно, подшипники сильно зажаты вдоль оси. В этом случае при длительной работе каретка или втулка колеса будет заметно нагреваться. Появление хруста в подшипниках означает, что без капитального ремонта не обойтись.

Различают два основных вида технического обслуживания:

  • планово-предупредительный ремонт;
  • наработка на отказ.

При своевременной регулировке, чистке и смазке механизмов ваш велосипед будет служить долго и надёжно. Особого внимания требует обслуживание заднего колеса велосипеда. При этом исключается возможность доведения отдельных узлов и деталей велосипеда до катастрофического износа, до разрушения. Исключение составляют картриджные каретки, которые не разбираются и заменяются целиком при необходимости. Планово-предупредительное обслуживание и ремонт переднего колеса велосипеда владельцы, как правило, предпочитают производить самостоятельно.

Профессиональный ремонт колёс

Многие ремонтные и планово-предупредительные работы можно сделать самостоятельно, в условиях домашней мастерской, если у вас имеются определённые слесарные навыки. Основная трудность – в оперативном ремонте, когда нет в наличии или в продаже необходимых запасных частей. Все подобные вопросы вы сможете разрешить в нашей веломастерской. Среди наиболее часто встречающихся услуг:

Регулировка подшипников заднего колеса горного велосипеда

При выборе байка многие начинающие велосипедисты чаще всего смотрят на задний переключатель, раму, наличие или отсутствие амортизатора. При этом такому важному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.

Виды велосипедных втулок и их компоненты

Классификация втулок

Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.

Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству. Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:

  • Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
  • Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
  • Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.

кассетная втулка Novatec d042sb-ss

Втулка задняя кассетная Novatec d042sb-ss

Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.

Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.

Втулка задняя JOY TECH 434

Втулка задняя JOY TECH 434 под трещотку

Подшипники

Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.

В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.

подшипник R8RS задней втулки КТ-155

Подшипник промышленный R8RS задней втулки КТ-155

В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.

Читать еще:  Регулировка клапанов фф2 1 6 115 л с

Корпус втулки

Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.

Задняя ось

Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.

В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.

Эксцентриковые зажимы

Эксцентриковые зажимы

Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.

ось Quando KT-262R 175mm

Ось втулки задняя Quando KT-262R 175mm на гайках

В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.

Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):

  • 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
  • 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
  • 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
  • 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
  • 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.

На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.

Разборка и обслуживание задней втулки

Механизм заднего колеса велосипеда нуждается в периодическом техобслуживании и ремонте, и часто у неопытных велосипедистов возникают проблемы при его разборке и сборке. Однако это довольно простая операция, и после небольшой практики она перестаёт вызывать затруднения. Главное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением. Также следует проявить максимум аккуратности, иначе закатившаяся куда-либо маленькая деталь или шарик может доставить серьёзные проблемы, и правильно собрать механизм будет невозможно. Если нет уверенности в своих действиях, то можно даже записать процесс на видео, чтобы при обратной сборке было понятно, куда следует установить тот или иной элемент.

Задняя втулка

Задняя втулка и её составные части

Все обычные втулки рассчитаны на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, то есть с левой. Рассмотрим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, так как такая конструкция является наиболее распространённой:

  • Для начала нужно открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. В случае с зажимами на эксцентриках даже не понадобятся инструменты. После того, как колесо снято, можно начинать разборку.
  • Теперь следует снять звёздочки, иначе получить полный доступ к внутренней части втулки будет невозможно. Если колесо имеет кассету, то понадобится инструмент под названием хлыст и съёмник. Хлыст накидывается на большую звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. После демонтажа кассеты нужно снять тормозной диск с левой стороны втулки (если установлены дисковые тормоза).
  • Для разборки колеса с трещоткой нужен съёмник и ключ с хорошим рычагом. Придётся приложить довольно большое усилие, потому что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку тоже нужно откручивать против часовой стрелки.
  • Для дальнейшей работы понадобятся два ключа. Специальный конусный ключ имеет маленькую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом нужно расконтрить левую гайку, которая фиксирует этот конус. Расконтренную гайку можно открутить, и теперь задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к подшипникам и внутренней поверхности ступицы колеса.
  • Шарики могут прикрываться металлическими пыльниками. И то, и другое нужно аккуратно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, теперь можно приступать к техобслуживанию и ремонту.

Схема разборки втулки на промподшипниках даже проще, определённую трудность составляет лишь извлечение кассет с шариками, так как они довольно плотно запрессованы в ступицу. Картридж придётся доставать специальным инструментом или выбивать ударами молотка по оси, но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить фланец.

Иногда приходится разбирать сам барабан, на который крепится кассета со звёздами. В этом случае понадобится особый съёмник со шлицами. Но такая необходимость возникает крайне редко, и в этом случае всё же лучше обратиться в мастерскую.

Техобслуживание задних втулок заключается в удалении старой смазки, очистке деталей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки. Нужно тщательно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, так как в неё часто набивается песок. При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков. Для этого обычно используется бензин, растворитель или специальные моющие средства. После очистки нужно нанести смазку на все подвижные детали.

Читать еще:  Регулировать карбюратор дааз 2107 1107010

Сборка втулки происходит в обратном порядке. Если детали не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.

При установке колеса в дропауты следует обратить внимание на один важный момент: ось со втулкой должны входить в них довольно плотно. Если образуется зазор, то следует вставить проставочные шайбы. В противном случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к возникновению постоянных напряжений в перьях и, в конце концов, к разрушению конструкции.

Наиболее частые проблемы и пути их устранения

Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы. В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.

Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений. Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой. При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.

Перетяжка конуса

Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.

Поломка или искривление оси

Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки. Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы. В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.

Сломанная задняя ось

Сломанная задняя ось велосипеда

К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению. Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте. Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.

Хруст или шум внутри втулки

Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно. Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста. Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.

Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл. Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.

Задняя втулка велосипеда – ремонтируем своими руками

На сегодняшний день велосипед – это один из наиболее выгодных и мало затратных видов транспорта. Однако всевозможные поломки и неисправности никто не отменял, поэтому если вы не хотите значительно увеличить затратную часть своего бюджета, лучше научиться самостоятельно справляться с небольшими проблемами.

Одной из наиболее важных составляющих вашего байка является задняя втулка колеса. Поэтому вы должны быть готовы в случае необходимости провести ремонтные работы.

Задняя втулка велосипеда – ремонтируем своими руками

Как устроена задняя втулка?

Втулкой называют центральную часть колеса, которая обеспечивает его свободное вращение. Можно выделить следующие элементы данной комплектующей:

  • Ось
  • Контргайка
  • Шайба
  • Конус

В зависимости от особенностей конструкции втулки делятся на:

  • Без тормозные
  • Со встроенными тормозами

Устройство велосипедной втулки

Различают эту составляющую колеса и по материалу, из которого она изготовлена. Обычно для ее создания используют:

  • Алюминий
  • Сталь

Обслуживание задней втулки

Для того, чтобы ваш байк работал без сбоев, необходимо систематически проводить профилактическую диагностику задней втулки. Она нуждается в постоянной смазке и замене шариков подшипников. Периодически нужно подтягивать и сам корпус втулки. Если все эти действия не проводятся вовремя, в ближайшем будущем вам придется ремонтировать все колесо.

Читать еще:  Регулировка пучок фар 2114

В каких случаях необходимо проводить экстренный ремонт втулки:

  • Люфт
  • Слышен хруст подшипников

Если ваш велосипед выдает один из этих симптомов, немедленно приступите к диагностике задней втулки. Ездить на таком велосипеде просто опасно и байк износится в рекордно короткие сроки.

Как правильно разобрать заднюю втулку?

Подготовьте для себя удобное рабочее место с хорошим освещением. При помощи съёмника и хлыста аккуратно снимаем кассету с оси. После этого раскрываем стопорное кольцо и достаем подшипники. Прежде чем разобрать эту конструкцию, внимательно изучите как она устроена, чтобы потом без проблем собрать все обратно.

Собираем втулку обратно

После того как вы разобрали заднюю втулку, заменили необходимые детали и смазали ее, собираем все обратно. Данный процесс нельзя назвать сложным, но лучше проявить собранность и аккуратность. Вставляем ось и регулируем ее с помощью левого конуса. Он должен быть надет на ось до упора. После этого необходимо одеть шайбы и контргайки. Заключительный этап – регулировка подшипников.

Если вам необходимо произвести ремонт задней втулки, придерживайтесь следующей инструкции:

  • Снимаем стопорное кольцо и ось
  • Демонтируем детали, которые противоположны звездочкам
  • Регулируем положение конусной и контргайки (их необходимо послабить или затянуть)

Почему втулка обычно выходит из строя?

К наиболее распространенным причинам неисправности задней втулки можно отнести:

  • Некачественное обслуживание байка
  • Люфт
  • Износ, связанный с длительной эксплуатацией

Любой велолюбитель, даже новичок, должен понимать, что систематическое и своевременное обслуживание велосипеда – это главный аспект, который влияет на срок его службы. Не запускайте байк и не катайтесь на неисправном велосипеде. Обслуживание велосипеда – это достаточно простой и увлекательный процесс, который не должен быть вам в тягость. Если по ряду причин вы не можете проводить его самостоятельно, обратитесь в специализированную станцию технического обслуживания, где за умеренную плату вам проведут полную диагностику и обслуживание байка.

В случае невозможности ремонта, приобрести втулку вы можете в разделе "Втулки и эксцентрики".

Из тех комплектующих, которые наиболее часто подвержены износу и требуют систематического вмешательства, можно выделить каретку. Именно на этой детали мы остановимся более подробно.

Трещотка – это механизм, который неразрывно связан с втулкой заднего колеса. Он снимает необходимость крутить педали без остановки и передает вращающий момент от цепи к педалям.

Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру после каждой поездки по загрязненной местности.

Трансмиссия играет очень важную роль в работе всего велосипеда, поэтому вы должны внимательно следить за износом отдельных ее частей.

Для того, чтобы установить на велосипед дисковые тормоза, можно отправиться в любую веломастерскую, либо осуществить данный процесс самостоятельно.

Ремонт задней втулки велосипеда: причины поломки, ремонт заднего колеса велосипеда.

Самая распространенная неисправность задней втулки велосипеда, которая может привести к тому, что придется делать ремонт заднего колеса велосипеда — это произвольная затяжка или послабление конуса. Если конус задней втулки ослаблен, то в колесе будет заметен большой люфт. В другом варианте, если конус перетянут, то заметно увеличивается тяжесть хода велосипеда и может быть слышен хруст подшипников. В обоих случаях необходимо не откладывая произвести ремонт задней втулки велосипеда. Для устранения этих неисправностей необходимо снять заднее колесо с велосипеда, если это спортивный скоростной или горный велосипед, то на них могут применяться эксцентриковый зажим, и колесо в таком случае снимается без задействования дополнительных ключей. На велосипедах начальных уровней колесо может быть прикручено двумя гайками, понадобится пара ключей.

втулка заднего колеса велосипеда

Задняя втулка с эксцентриковым зажимом.

ремонт заднего колеса велосипеда втулка

Ось задней втулки.

Ремонт

Чтобы устранить люфт или наоборот подтянуть конус нам понадобится пара ключей, обычно это рожковый конусный ключ на 15, и рожковый на 17 мм. Сначала нам потребуется послабить контргайку, затем ослабить или затянуть конусную гайку до нужного значения, в идеале люфта быть не должно, затем снова закрутить контргайку.

При нормально отрегулированном конусе, колесо должно с легкостью провернутся под тяжестью катафота или соска.

разобранная втулка заднего колеса велосипеда

Бывает момент, когда ось втулка велосипедного колеса ломается или гнется, чаще всего это происходит из-за не качественных деталей. В таких случаях необходима полная замена оси втулки на новую, более высокого качества. При замене оси втулки, или когда нужно сделать ТО или ремонт задней втулки велосипеда, для удобства можно снять трещотку, если нужно простого подтянуть или ослабить конус, то можно обойтись без этого действия.

ремонт втулки заднего колеса горного велосипеда

искривленная втулка заднего колеса велосипеда

Искривленная ось втулки заднего колеса.

ремонт заднего колеса велосипеда

Для того чтобы поломки происходили реже, необходимо делать периодическое ТО, в основном это регулировка конуса а также мойка, чистка деталей и смазывание подшипников, иногда замена подшипников, сальников или шайб.

ТО задней влулки — разборка, профилактика и сборка

Например, бывает такое что подшипники «выедают» в самом корпусе задней втулки ямы, возможно из-за искривления оси или недостачи смазки. При таком раскладе ремонт заднего колеса велосипеда, заключается в полной замене корпуса втулки или даже самого колеса. Поэтому, чтобы не случалось такого, необходимо перед каждым дальним выездом на велосипеде проводить осмотр своего двухколесного коня, и во время устранять неполадки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector