Mazda4you.ru

Мазда №4
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка рулевого управления на лодку

Регулировка рулевого управления на лодку

Специалист авторизованного сервисного центра ЗАО "МоторСервис" провёл монтаж и ввёл в эксплуатацию вторую в России систему электрического рулевого управления "Optimus EPS" , совмещённую с системой управления судном при помощи джойстика "Optimus 360" и системой динамического позиционирования с функциями авторулевого "Optimus Sea Station" .

"Optimus EPS" даёт целый набор комфортных дополнений к управлению судном. Таких, как полное отсутствие усилия на руле (возможна и регулировка "лёгкости" , "остроты" и "обратной связи руля" в зависимости от скорости); неограниченное расстояние от штурвала до двигателей ; возможность установки системы "Optimus EPS" на спаренные моторы без необходимости установки жесткой тяги (включая и жидкую).

Система "Optimus 360" не поставляется в виде готового продукта "в коробке". Конфигурация подбирается с учетом особенностей конкретного судна и установленных на нем моторов. После монтажа системы она требует серьезной настройки, которая позволит полностью учесть особенности гидродинамики этого судна. Без настройки система не будет работать эффективно, лодка не будет адекватно реагировать на команды джойстика!

Весь комплект пуско-наладочных работ с постановкой на гарантийное обслуживание систем электронного рулевого управления "Optimus" может быть выполнен только компанией ООО "Мореман" (официальный поставщик "Optimus" в России) или одним из авторизованных ею сервисных центров, каковым и является ЗАО "МоторСервис".

Вместо одного подвесного мотора в 300 л.с. было установлено два мотора Mercury ( F150XL EFI и F150CXL (с винтом левого вращения)). Демонтаж старой системы и установка нового комплекса заняли практически неделю. После ходовых испытаний был сдан в эксплуатацию весь комплекс, состоящий из "Optimus EPS" , "Optimus 360" и "Optimus Sea Station" .

Комплекс управляет каждым мотором независимо от другого и решает поставленную задачу заметно более эффективно и быстрее, чем традиционное рулевое управление.

Монтаж системы упрощается (в сравнении с гидравлической) из-за отсутствия гидравлических шлангов от руля в корму. Команда от рулевой машинки на электрогидравлические помпы передаётся по электрическим кабелям, а не через гидравлические шланги. Высокоточные датчики постоянно дают информацию о положении гидравлических цилиндров, что позволяет выполнять команду быстрее и точнее.

"Optimus EPS" — система управления судном
(базовая)

Электронное рулевое управление с электрогидроусилителем ( E lectronic P ower S teering) в котором команда, полученная от штурвала, передаётся по электрическим кабелям от рулевой машинки на электрогидравлические помпы, управляющие гидроцилиндрами, оснащёнными точными датчиками положения.

"Optimus EPS" даёт целый набор комфортных дополнений к управлению судном:

  • полное отсутствие усилия на руле, независимо от мощности двигателей и направления вращения гребных винтов (нет необходимости в установке отдельного усилителя);
  • возможность регулировать усилие на руле ("легкость" руля);
  • возможность настройки автоматического изменения "легкости" руля в зависимости от скорости движения лодки (при росте скорости руль "тяжелеет");
  • возможность в любой момент менять передаточное отношение рулевой системы ("остроту" руля) — на большой скорости количество оборотов руля автоматически увеличивается 5-7 оборотов, а на малой может составить всего один оборот, что существенно облегчает маневрирование при швартовке;
  • возможность тонкой настройки разноса осей гребных винтов;
  • возможность установки системы на спаренные моторы без необходимости установки жесткой тяги, в том числе так называемой жидкой тяги (liquid tie-bar) — благодаря наличию на гидроцилиндрах высокоточных датчиков положения, система в каждый момент времени "знает" положение каждого из цилиндров, что позволяет ей не допускать "уход" осей гребных винтов.

Система "Optimus EPS" может быть установлена на лодки с любыми подвесными моторами, независимо от их марки и мощности, в том числе и на моторы, в которых управление газом и реверсом производится механически (тросиками).

"Optimus 360" — система управления судном джойстиком
(дополнение к базовой)

Система управления судном "Optimus 360" (дополнительная к "Optimus EPS" ) — превращает сложное маневрирование на ограниченном пространстве в простую и приятную работу джойстиком. Стоит лишь отклонить джойстик в нужную сторону или повернуть его вокруг оси, и лодка в точности повторит движение: пойдёт боком, или развернётся вокруг себя на месте, или придвинется к причалу бортом, как если бы сработали подруливающие устройства.

"Optimus 360" позволяет осуществлять движение боком, под углом, вращение на месте — любые маневры выполняются только за счёт разнонаправленной тяги подвесных моторов, способных поворачиваться независимо друг от друга. Не требуется установки подруливающих устройств .

Получив команду, система просчитывает необходимые усилия и выбирает передний или задний ход на том и другом моторах, чтобы решить поставленную пилотом задачу. Не имеет значения ни марка подвесных двигателей, ни система управления газом-реверсом.

  • длина судна для установки "Optimus 360" — от 7.3 метра;
  • мощность каждого из двух подвесных моторов — не менее 90 л.с.

"Optimus Sea Station" — система динамического позиционирования и авторулевой

Система "Optimus Sea Station" позволяет нажатием кнопки зафиксировать позицию судна на акватории за счет тяги винтов, компенсируя ветер и течение. Фактически эта система работает, как якорь, удерживая судно на точке и в нужном положении. Кроме того, она выполняет функции авторулевого (удержание лодки на курсе, следование по треку).

Система "Optimus Sea Station" позволяет:

  • удерживать курс, независимо от силы и направления ветра и течения;
  • держать лодку на точке, как на якоре;
  • удерживать курс и позицию лодки (можно задать удержание позиции лодки так, чтобы она постоянно обращалась носом к волне).

Минимальные требования к лодке:

  • судно должно быть диной от 7.3 метра и более;
  • должно быть установлено два подвесных мотора по 90 л.с. каждый (или больше);
  • установлена рулевая система "Optimus 360" .

Сотрудник "МоторСервис" смонтировал, настроил и провёл оформление гарантии комплекса систем "Optimus" на катере KingFisher 2725 за 7 рабочих дней.

Важно отметить, что система управления судном "Optimus 360" — сложная рулевая система, для ввода в эксплуатацию и постановки на гарантийное обслуживание которой требуется целый комплекс пуско-наладочных работ.

Подробнее о достоинствах системы управления судном "Optimus" можно узнать на сайте "Мореман" — единственной компании в России, официально уполномоченной производителем ("SeaStarSolutions"), проводить монтаж всех систем управлением судном "Optimus". Авторизованные ООО "Мореман" дилеры также имеют право проводить комплекс работ по установке систем "Optimus". ЗАО "МоторСервис" — является официальным дилером ООО "Мореман". Заказать системы "Optimus" можно в "МоторСервис" и наш специалист проведёт монтаж элементов комплекса на месте базирования судна или в московском сервисном центре.

Полезная информация для водномоторников

Правильный выбор системы управления – это залог безопасности и оптимальной работы Вашего судна. Мощность двигателя подвесного лодочного мотора разных производителей непосредственно и определяет само усилие приходящиеся на систему рулевого управления лодочным моторов, поэтому к выбору системы рулевого управления на различных судах следует отнестись тщательным образом чтобы избежать проблем и обеспечить безопасность вашего судна!

С увеличением скорости и мощности моторной лодки заметно растёт толкающее усилие на органах управления и это усилие может стать причиной резкого ухода лодки со своего курса или затруднит выполнение резкого вынужденного манёвра. В таких ситуациях механическая система управления должна иметь достаточно хода и обеспечить минимальное усилие чтобы не затруднять управление лодкой. Тяги системы управления не должны иметь перегибов и чрезмерного натяга и не должны в момент установки по длине защемляться посторонними предметами, это обеспечит судоводителю лёгкость управления судном на любой скорости движения моторной лодки. Необходимо проводить периодические осмотры на предмет коррозии тяг, производители лодочных моторов рекомендуют свободные концы тяг рулевого управления и шток тяги рулевого управления смазывать специальной водоотталкивающей смазкой чтобы они были свободны от чрезмерного загрязнения. Эта простая операция защитит движущие открытые механические части органов управления от коррозии и выхода их из строя, тем самым обеспечит Вам безопасное вождение. Рулевые тяги следует регулярно осматривать на предмет обнаружения трещин или изломов; в случае обнаружения — заменить. При постановке лодки на длительное хранение, рекомендуем выполнить следующие виды работ. Отсоединить свободный конец тяги от штока системы управления на двигателе и выполнить операции по консервации мотора, а именно с помощью специального инструмента (шприца) и «прошприцевать» все точки смазки на двигателе. При выборе рулевого редуктора для вашей лодки следует учитывать мощность лодочного мотора. Механические рулевые редуктора непосредственно осуществляют передачу крутящего момента от рулевого колеса через рулевой трос на лодочный мотор. Механические рулевые редуктора подразделяются на несколько видов:

  • рулевые редукторы для моторов мощностью до 55 л.с.
  • рулевые редукторы для моторов мощностью свыше 55 л.с.
  • гидравлические системы рулевого управления.

Крупные моторные лодки с водоизмещающими корпусами, со встроенными двигателями или с кормовыми приводами или навесными двигателями больше 150 л.с., не оснащенные усилителями рулевого управления, могут создавать довольно значительные нагрузки на органы управления, вплоть до превышения физических возможностей человека. Для такого типа судов рекомендуем применить гидравлическую систему рулевого управления приводом лодочного мотора. Наша компапния предлагает Вам гидравлические рулевые системы от известного итальянского производителя Mavi Mare, более подробно вы можете изучить информацию в этом разделе нашего сайта — гидравлические системы рулевого управления

Типы рулевого троса лодочного мотора выбираются в зависимости от модели рулевого редуктора и его длина определяется в зависимости от длины и конструктива корпуса судна. При определении нужной длины определяют нормативную длину троса исходя из внешней его оболочки корпуса троса. Одни из новинок на рынке рулевых редукторов, это рулевые редукотора с регулировкой наклона руля от известного итальянского производителя Mavi Mare — более подробно Вы можете озанкомиться в этом разделе нашего сайта — редуктора к лдочным моторам

Другим важным решением является прокладка рулевого троса: для эффективной работы троса следует избегать всякого рода перегибов, и если нельзя без них обойтись, то радиус изгиба должен быть как можно максимальным не менее 200мм, а также излишняя длина троса управления, образуемая изгибом заметно ухудшит реакцию системы управления. Перед прокладкой рулевого троса необходимо обеспечить нишу в лодке для свободной прокладки. Отверстие через которое выходит трос в рецесс двигателя обязательно герметизируют резиновой манжетой чтобы избежать попадания «набегающей» воды в полость (трюм) лодки.

Для обеспечение отвода трюмных вод необходимо установить трюмную водооткачивающую помпу которая может работать как принудительно, включением на панели приборов лодки, так и автоматически в зависимости от типа трюмной помпы и её производителя. Для долгой и надёжной работы помпы также следует следить за чистотой в лодке чтобы попадание крупного мусора не вывело из строя крыльчатку водоотливной помпы. Устанавливать водоотливную помпу рекомендуем на расстоянии примерно 5см над низшей точкой трюмного отсека лодки.

Рулевой трос присоединяется к лодочному мотору посредством рулевой тяги, которая в основном идёт в комплекте с лодочным мотором непосредственно от производителя, для присоединения лодочных моторов существуют универсальные тяги для лодочных моторов которые могут применяться ко всем типам лодочных моторов.

Выбор рулевого колеса: Существует множество видов рулевых колёс для водно-моторной техники. Рулевые колёса для водно-моторной техники имеют конусообразное отверстие со шпоночным пазом для соединения с механическим рулевым редуктором. Все модели рулевых колёс совместимы со всеми типами рулевых редукторов независимо от мощности лодочного мотора. Рулевые колёса могут иметь лишь отличие по внешнему виду и диаметру рулевого колеса. Некоторые модели рулевых колёс могут поставляться отдельно от конусных втулок и подсоединяются они к рулевому редуктору посредством специальных переходных комплектов называемых водномоторниками «хабами»

Система дистанционного управления газ-реверс лодочного мотора

Система дистанционного управления газом и реверсом лодочного мотора включает в себя следующие компоненты:

  • пульт дистанционного управления («машинка», контроллер, коммандер)
  • комплект тросов газа и реверса (2шт)
  • комплект переходников (фитингов) для подключения.

Какие моменты следует учесть при выборе и прокладке тросов газ-реверс для лодочного мотора. Обычно троса газа и реверса не входят в комплект поставки лодочного мотора (исключение некоторые модели лодочных моторов предназначенных для «пакетных» продаж). Типы тросов выбираются в зависимости от производителя лодочного мотора, а длина тросов определяется длиной и конструктивными особенностями Вашей лодки. Управление газом и реверсом лодочного мотора подразумевает наличие комплекта из 2-х тросов одинаковой длины и одного типа. Перед прокладкой троса необходимо определиться с типом тросов и рассчитать нужную длину тросов. Длина тросов всеми производителями определяется в футах (1 ft = 30,5 сантиметров). Для этого необходимо произвести следующие замеры:

  • Первое расстояние (A) – это расстояние в см от центра коммандера до крайней точки транца
  • Второе расстояние (B) – это 12 часть ширины лодки по транцу в см.

Рассчитываем длину троса по формуле для подвесных лодочных моторов:

  • А + В + 90см = длина троса (в см) * 30,5 = длина троса в ft для подвесных лодочных моторов

Рассчитываем длину троса по формуле для стационарных лодочных моторов:

  • А + В = длина троса (в см) * 30,5 = длина троса (в ft) для стационарных лодочных моторов

При прокладке тросов газ реверс серии С2 следует учитывать что максимальный уровень изгиба желательно не должен превышать 13 радиуса примерно 260 градусов, это обеспечит плавное и правильное переключение газа-реверса лодочного мотора

Надеемся эта информация поможет Вам сделать правильный выбор оборудования для Вашего судна.

более подробно ознакомится с предлагаемым судовым обородуванием можно ознакомится в этом раздеде нашего сайта — судовое оборудование и аксессуары

Люфт рулевого троса управления

Поменял на лодке штуртросовую систему управления на импортную с рулевой машинкой и одним управляюшим тросом. Руль стал легким (чего и хотелось добиться), но при закрепленном штурвале есть люфт пера руля. Из-за этого на больших скоростях при отсутствии постоянного бокового ветра чуствуется как катер «перекладывает» с борта на борт.

При монтаже системы старался делать трос управления с минимальными перегибами, Люфта в рулевой машинке и шарнире нет.

На мой выпуклый взгляд люфт есть из за зазора между тросом управления и оплеткой. (но это только мое мнение)

Может кто поделится лечится ли как то этот дефект? В принципе не сильно напрягает, но зимой подумать самое то.IMG_20150131_121136small.jpg IMG_20150216_190253small.jpg IMG_20150207_094409smallзаклепки.jpg

#2 FVS2011

Рулевой 2-го класса

  • Из: Москва

Коллеги подскажите пожалуйста.

Поменял на лодке штуртросовую систему управления на импортную с рулевой машинкой и одним управляюшим тросом. Руль стал легким (чего и хотелось добиться), но при закрепленном штурвале есть люфт пера руля. Из-за этого на больших скоростях при отсутствии постоянного бокового ветра чуствуется как катер «перекладывает» с борта на борт.

При монтаже системы старался делать трос управления с минимальными перегибами, Люфта в рулевой машинке и шарнире нет.

На мой выпуклый взгляд люфт есть из за зазора между тросом управления и оплеткой. (но это только мое мнение)

Может кто поделится лечится ли как то этот дефект?

Уважаемый коллега, аналогичное однотросовое рулевое управление я себе поставил и люфтов в нем нет совсем, даже минимальных. Установка описана в теме Дистанционное управление рулем на бот.

По тем фоткам, что Вы привели, замечаю, что шток выдвижного тороса НЕ перпендикулярен оси вращения руля. Уголок опоры троса надо бы приподнять на несколько сантиметров.

Нет фотки вида сверху на кормовое рулевое. Не исключено, что когда руль установлен прямо, трос руля не направлен по касательной к окружности, которую описывает при вращении руля шпилька крепления рулевого троса. Судя по фоткам (не уверен) опору крепления троса надо сместить ближе к корме.

В целом совет один. Перемещением уголка добейтесь правильной геометрии установки рулевого троса. Тогда никаких люфтов в рулевом не будет.

Если в моих советах что-то не совсем ясно, спрашивайте.

У себя я штатный уголок крепления троса не смог использовать ( с ним никак не достигал правильной геометрии установки) и был вынужден изготовить специальный кронштейн крепления оболочки троса.

Системы рулевого и дистанционного управления для российских и японских лодочных моторов.

Системы дистанционного (ДУ) и рулевого (РУ) управления отечественными и зарубежными лодочными моторами отличаются принципиально. На отечественных моторах Нептун и Вихрь поворот мотора влево, вправо осуществляется с помощью двух тросов, так или иначе проложенных по обеим бортам лодки и закрепленных с одной стороны на рулевой колонке, с другой стороны укрепленных на моторе (как правило с помощью отверстия на ручке для транспортировки мотора). Управление газом и реверсом также осуществляется по такому же принципу, с помощью двух тросов (вперед, назад:1А, 2А, 1Б, 2Б См. Рис.1). Таким образом, для управления отечественными лодочными моторами необходима система тросов, состоящая из 6 (4+2) тросов и установочного комплекта кронштейнов и тяг. Как правило, система рулевого и дистанционного управления комплектуется производителями отечественных лодок и катеров (Прогресс, Казанка, Днепр, Крым, Обь и т.д.). Сами же лодочные моторы производятся уже полностью приспособленными к подобной системе дистанционного и рулевого управления. Наиболее удачным вариантом по мнению водомоторников является система дистанционного и рулевого управления, устанавливаемая на лодках Прогресс и выпускаемая ВАСО (г. Воронеж). В определенной степени комплект РУ и ДУ для отечественных лодочных моторов представляет собой конструктор «сделай сам» и в этом качестве его можно использовать и на других лодках, оборудованных постом управления. Немаловажным является вопрос наличия электрозапуска на лодочном моторе. Установка электростартера. на лодочный мотор производится в заводских условиях, главным образом, из-за необходимости маховика с зубчатым венцом, который должен быть правильно отбалансирован на специальном оборудовании. Сам же электростартер СТ-369 должен быть несколько доработан, в частности для использования на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25 необходимо доработать колокол электростартера.

Рис. 1. Монтаж дистанционного управления на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30.

  1. упор;
  2. хомут;
  3. шайба, шплинт;
  4. качалка;
  5. фиксатор;
  6. ось;
  7. ось газа Вихрь, Нептун;
  8. ползунок;
  9. ось газа Вихрь, Нептун;
  10. качалка;
  11. винт;
  12. упор;
  13. наконечник;
  14. контргайка;
  15. рукоятка реверса;
  16. кронштейн реверса;
  17. упор;
  18. трос реверса (1А);
  19. трос газа (1Б);
  20. трос реверса (2А);
  21. трос газа (2Б);
  22. ручка реверса лодочного мотора Вихрь, Нептун;
  23. защелка.

Комплект поставки дистанционного и рулевого управления:

  1. Трос – 4 шт.
  2. Кронштейн реверса – 1 шт.
  3. Фиксатор – 1 шт.
  4. Переходник – 1 шт.
  5. Кронштейн – 1 шт.
  6. Кронштейн газа – 1 шт.
  7. Качалка – 1 шт.
  8. Рукоятка – 1 шт.
  9. Пластина – 1 шт.
  10. Кронштейн – 1 шт.
  11. Прокладка – 1 шт.
  12. Крышка пульта – 2 шт.
  13. Сектор – 2 шт.
  14. Пистон – 1 шт.
  15. Упор – 2 шт.
  16. Шайба пружинная диам. 8 – 2 шт.
  17. Винт М5х50 – 4 шт.
  18. Винт М8х18 – 1 шт.
  19. Болт М5х26 – 2 шт.
  20. Болт М8х44 – 1 шт.
  21. Гайка М5 – 8 шт.
  22. Гайка М6 – 1 шт.
  23. Гайка М8 – 1 шт.
  24. Шайба 1,5-5-10 – 2 шт.
  25. Шайба пружинная диам. 5 – 10 шт.

Примечание: рулевая колонка, два троса рулевой колонки и крепеж поставляются вместе с лодкой или могут быть приобретены дополнительно.

Система дистанционного управления для японских лодочных моторов состоит из машинки газ-реверс, двух тросов управления газом и реверсом. Как правило, на машинке расположен ключ (кнопка) запуска электростартера и страховочный тросик (талреп).

Рис. 2. Монтаж дистанционного управления на японских лодочных моторах Tohatsu, Suzuki, Nissan Marine, Yamaha, Honda.

Рулевое управление импортным лодочным мотором осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение штока боудена (рулевого троса), на конце которого крепится рулевой рычаг, который, в свою очередь, крепится к специальной рейке на нижней части поддона лодочного мотора. Таким образом система рулевого и дистанционного управления лодочным мотором включает 3 троса и принципиально отличается от системы управления отечественными лодочными моторами. Что касается переделки лодочных моторов с ручным румпельным управлением на дистанционное управление, то среди японских производителей этот вопрос решен радикально. Можно приобрести как румпель в сборе с установочным комплектом, так и машинку газ-реверс с электростартером и установочным комплектом (См.Рис.2). Однако рентабельность подобных усовершенствований, ввиду высоких цен производителей на комплектующие детали, вызывает большие сомнения.

С другой стороны, приспособить импортную систему рулевого и дистанционного управления к отечественным лодочным моторам Нептун-23 и Вихрь-30 представляется весьма перспективным. В последнее время в сети интернет появляются публикации о возможности таких приспособлений.

Для этого используются фирменные кулачковые кронштейны — держатели тросов с возвратными пружинами (один для боудена, два для тросов управления газом и реверсом), которые крепятся непосредственно на транец лодки и на корпус лодочного мотора. Электрическая схема запуска и электроснабжения мотора также коммутируется в зависимости от конкретного типа машинки газ-реверс. В любом случае, дискуссия на эту тему нам кажется весьма полезной.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  В каком положении должен быть корректор фар при регулировке
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector