Выбор рулевой колонки ВАЗ 2106
Выбор рулевой колонки ВАЗ 2106
Рулевое управление присутствовало во всех автомобилях: начиная с самого первого и заканчивая новейшими моделями, купить которые могут позволить себе далеко не все. Эта часть машины не должна меняться, так как от нее зависит безопасность. В конструкцию управления запрещено вносить какие-либо изменения. Популярна вазовская классика — это заднеприводные автомобили, имеющие редуктор червячного типа. Но рулевая колонка ВАЗ 2106 отличается от той, которая устанавливается на модель 2107.
Последняя немного длиннее несмотря на то, что их схема практически одинакова. На модели ВАЗ 2107 установлен травмобезопасный вал, который при лобовом столкновении складывается и не может нанести ран водителю. В ВАЗ 2106 такой системы нет, вал цельный и не содержит в себе шарниры. Случаются и проблемы с редуктором, которые можно решить простой регулировкой рулевой колонки. Но есть у механизма и «неизлечимые болезни», при которых оказывается проще купить новый руль и установить его на место старого.
Рулевое управление ВАЗ 2106
Реечное рулевое управление
Основная задача колонки — это передать вращательное движение, совершаемое рулем, на передние колеса. У всех автомобилей классической серии установлены практически идентичные механизмы. Так, для ВАЗ 2106 идеально подходит редуктор от ВАЗ 2101. Он крепится к кузову тремя болтами. В верхней его крышке находится болт, с помощью которого проводится регулировка рулевой колонки ВАЗ в случае появления большого люфта руля.
Между рулем и редуктором размещается вал из цельного куска металла. Крепится он при помощи шлицов. Причем со стороны руля на валу находятся наружные шлицы, а с другой стороны — внутренние. Если проводится замена рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2106, то можно слегка модернизировать систему, установив вал с двумя карданами, которые необходимы для повышения безопасности. На таком вале имеются игольчатые подшипники, благодаря которым руль будет не таким тугим.
Если проводится регулировка рулевой колонки ВАЗ, то никаких лишних манипуляций совершать не нужно. Другое дело — замена рулевых тяг, которых на ВАЗ 2106 три: две крайние и одна средняя. Чаще всего выходят из строя крайние. Их ремонт невозможен, допускается лишь замена наконечников.
После ремонта рулевой колонки обязательно сделайте сход-развал. Установить колеса под правильным углом в условиях гаража сложно, желательно проводить регулировку на специальном стенде.
Неисправности колонки и ее замена
Ремонт рулевого управления «шестерки»
Основа рулевой колонки — это редуктор с двумя шестернями, одна из которых червячного типа. Почувствовать неисправность рулевого управления можно на самой ранней стадии, поэтому главное — это не пропустить первый «звоночек» и провести ремонт вовремя.
Основные признаки поломки.
- Скрипы непосредственно в колонке, вызванные чрезмерным износом различных элементов, а также неисправностью подрулевых выключателей.
- Наличие люфтов — самый опасный признак. Причем люфт может быть двух типов — осевой и продольный. Первый говорит о неисправности редуктора или соединения на шлицах, второй — о чрезмерном износе кронштейна.
Первым делом стоит проверить затяжку всех резьбовых соединений. Если долгое время эксплуатировать автомобиль ВАЗ 2106 с изношенными шлицами на валу, это приведет к свободному проворачиванию руля. Со временем шлицы попросту стираются. Причем прийти в негодность могут шлицы на рулевом редукторе, а его цена довольно высокая, и никакая регулировка рулевой колонки ВАЗ не сможет помочь.
Если присутствует осевой люфт, его можно немного уменьшить. Несложная регулировка рулевой колонки ВАЗ позволит сделать это за несколько минут. Для работы потребуются плоская отвертка и ключ на 19, которым нужно ослабить гайку на верхней крышке редуктора. Нужно взять в помощь напарника, который будет вращать руль в разные стороны. Поворачивать рулевое колесо следует не более чем на 20-30° в каждую сторону. Это позволит отверткой прокрутить регулировочный винт, при закручивании которого люфт уменьшится. Когда он достигнет минимального значения, необходимо затянуть гайку.
Немного сложнее окажется ремонт, связанный с заменой редуктора. Для этого придется в целях безопасности отключать аккумулятор. Затем нужно ослабить болт на шлицевом соединении вала и редуктора. Левая сторона ВАЗ 2106 поднимается на домкрате и устанавливается на надежную опору, колесо снимается. При помощи съемника рулевых наконечников с редуктора снимаются две тяги.
Используя ключи на 17, выкручивают три гайки от болтов крепления редуктора к кузову. Далее проводится ремонт или замена, если регулировка рулевой колонки ВАЗ невозможна. При установке новой колонки необходимо надежно затягивать все резьбовые соединения, а после окончательной сборки провести регулировку развала и схождения колес автомобиля ВАЗ 2106.
Снимать рычаг с редуктора нежелательно. Во-первых, его очень сложно демонтировать, потратите немало времени и сил. Во-вторых, любая регулируемая колонка продается вместе с этим рычагом, он идет в комплекте с редуктором. Затяжка проводится гайкой, которую сложно выкрутить. Все это сделано в целях повышения безопасности.
Регулировка люфта рулевого колеса на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Люфт рулевого колеса – это довольная частая проблема практически всех автомобилей в особенности автомобилей «Классического» семейства. Люфт может возникать по разным причинам, начиная от банального наезда на кочку и заканчивая неисправностью в системе самого рулевого управления, поэтому чтобы убрать люфт вам придётся приложить усилия которые в будущём вы оцените.
Примечание!
Для регулировки люфта вам нужно будет запастись: Отвёрткой и к тому же гаечным ключом на «17»!
Краткое содержание:
Из-за чего может возникнуть люфт?
На самом деле он возникает по разным причинам, часть из них описывалась выше. Но при возникновении люфта, в этом может быть виновато: Ослабленное или сильно изношенное крепление рулевого механизма, а так же маятникового рычага и самих рулевых тяг.
Примечание!
Прежде чем грешить на все эти предметы рулевого механизма, сперва рекомендуется проверить и по возможности исправить увеличившейся зазор который может быть найден в зацепление ролика с червяком рулевого механизма – этой регулировкой мы и займёмся!
Как отрегулировать люфт, он же свободный ход у руля на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание!
Работу лучше делать с помощником, так как это намного проще и удобней!
1) В начале снимите защитный колпачок, который закрывает регулировочный винт колонки.
2) Затем ослабьте гайку регулировочного винта (Указана красной стрелкой) при помощи гаечного ключа «на 17». Гайку нужно ослабить до того, чтобы можно было поднять располагающуюся под этой гайкой шайбу (Указана синей стрелкой).
Следом когда гайку будет ослаблена, попросите вашего помощника сесть за руль в вашу машину и резко несколько раз поворачивая рулевое колесо в разные стороны, вы в это время отвёрткой вверните регулировочный винт который указан зелёной стрелкой.
Примечание!
Делайте это до того, пока люфт у руля не станет в пределах нормы. А так же не затягивайте больно сильно регулировочный винт, а иначе из-за этого руль может начать очень тяжело крутиться!
3) Далее полностью закрутите гайку регулировочного винта которая указана красной стрелкой, а во время заворачивания при помощи отвёртки удерживайте сам винт от его проворачивания.
Примечание!
После проделанных операций, проверьте свободный ход рулевого колеса в том случае если руль крутиться тяжело, тогда чуть ослабьте регулировочный винт ослабив для этого гайку. В том случае если после завершения работ люфт руля остался прежним или же сдвинулся но не значительно, и если поворачивание руля это сопровождается скрипом и щелчками, то в таком случае отремонтируйте в автомастерской или же замените рулевой механизм на новый!
Рулевой механизм вещь очень тонкая и поэтому не рекомендуется её чинить самостоятельно, потому что при неверной сборки механизм может заклинить на дороге в связи с чем машина перестанет откликаться на движения руля!
Если вы не знаете как проверить люфт рулевого колеса, то в таком случае прочтите статью под названием: «Проверка свободного хода у руля на ВАЗ»!
Вопрос?
А как вы регулируете свободный ход у рулевого колеса? (Ответ пишите в комментариях)
Дополнительный видео-ролик:
Более подробную регулировку свободного хода руля, вы сможете понаблюдать в видео-ролике который расположен чуть ниже:
Регулировка рулевой колонки ваз 2121
Внимание! Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка).
Вакуумный усилитель для наглядности снят.
Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки…
…и снимаем колпачок.
Накидным ключом «на 19» ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.
Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта. Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма (для наглядности гайка снята).
Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом),…
…пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом «на 19» затягиваем гайку.
Усилие поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).
Регулировку рулевого механизма на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 производят в случаях, когда увеличивается свободный ход сошки механизма, что в свою очередь увеличивает свободный ход рулевого колеса. Перед выполнением регулировки необходимо убедится в отсутствие осевого перемещения червяка в подшипниках. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- Снимаем защитный колпачок с регулировочного винта, поддев его плоской отверткой.
- Накидным ключом на девятнадцать ослабляем затяжку регулировочного винта вала сошки и плоской отверткой поддеваем стопорную шайбу.
- Обратите внимание, на шайбе имеется стопорный усик, который вставляется в паз регулировочного винта.
- Приподнимаем немного шайбу, чтобы она вышла из зацепления с винтом.
- Плоской отверткой или плоской пластиной изогнутой под 90 градусов начинаем вращать винт добиваясь устранения зазора.
- Как только регулировка будет выполнена, удерживая винт от проворачивания, затягиваем гайку.
Регулировку зазора в зацепление ролика с червячной передачей рулевого механизма на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 выполняют в случае увеличенного свободного хода ролика, что в свою очередь наблюдается на рулевом валу, а именно его вертикальное перемещение — люфт. Регулировку стоит выполнять только при отсутствие осевого зазора перемещения червяка в подшипниках. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов, после чего проделайте следующую последовательность действий:
Открываем капот автомобиля и очищаем поверхность рулевой колонки от грязи.
Поддев плоской отверткой, снимаем колпачок с регулировочного винта.
Далее накидным ключом на девятнадцать откручиваем стопорную гайку винта, после чего снимаем ее и расположенную под ней стопорную шайбу. Обратите внимание, шайба своим усиком входит в соответствующий паз на винту, тем самым противодействуя его проворачиванию. Скольжению самой шайбы по поверхности рулевого механизма противодействуют соответствующие наплывы, выполненные на крышке колонки.
Поддеваем шайбу плоской отверткой и снимаем.
Далее так же отверткой или подходящей по размеру изогнутой металлической пластиной, вращаем регулировочный винт и избавляемся от зазора в червячной передаче.
После чего проверьте вращение рулевого колеса. Оно должно вращаться без заеданий и затруднений.
Удерживая винт от прокручивания, одеваем стопорную шайбу и затягиваем контр гайку. Одеваем колпачок.
Регулировка рулевой колонки жигули
Рулевая колонка ваз 2106
Рулевое управление присутствовало во всех автомобилях: начиная с самого первого и заканчивая новейшими моделями, купить которые могут позволить себе далеко не все. Эта часть машины не должна меняться, так как от нее зависит безопасность. В конструкцию управления запрещено вносить какие-либо изменения. Популярна вазовская классика — это заднеприводные автомобили, имеющие редуктор червячного типа.
Ремонт
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите рулевую колонку (см. Раздел Снятие и установка рулевой колонки). Вставьте ключ в замок зажигания и поверните его в положение 0.
2. Краской или маркером пометьте положение вала колонки относительно верхнего карданного шарнира промежуточного вала.
3. Выверните стяжной болт и отделите промежуточный вал от колонки.
4. Запоминая установочное положение компонентов, снимите с основания колонки пружину, затем дистанционную и кольцевую втулки. Извлеките вал колонки вверх из направляющей трубы. Снимите нижнюю опорную втулку.
5. При соответствующей комплектации для снятия с верхнего конца вала колонки переходной насадки рулевого колеса потребуется съемник.
6. Снимите стопорное кольцо с верхнего конца вала колонки, затем снимите кольцевую проставку и верхнюю опорную втулку.
7. Проверьте состояние компонентов, дефектные замените.
8. При сборке, установив на верхний конец вала кольцевую и опорную втулки, сразу же зафиксируйте их стопорным кольцом. Проследите за правильностью посадки кольца в своей канавке. При соответствующей комплектации посадите на вал переходную насадку рулевого колеса.
9. Установите в направляющую трубу верхнюю опорную втулку, затем аккуратно заправьте в нее сборку вала. Наденьте на нижний конец вала кольцевую и дистанционную втулки и пружину.
10. Добейтесь совмещения нанесенных в процессе демонтажа меток, затем подсоедините к сборке промежуточный вал. Проследите за правильностью посадки вала в шлицах колонки, затем затяните стяжной болт с требуемым усилием.
11. Проверьте исправность функционирования колонки, затем установите ее на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка рулевой колонки).
Тюнинг рулевого управления по ссылке.
Замена
Учитывая, что шлицевые соединения в рулевой колонке не восстанавливаются, при условии, что на рулевом колесе и рулевом механизме они в хорошем состоянии, рулевую колонку необходимо просто заменить.
Сама по себе колонка снимается достаточно просто, гораздо больше потребуется времени для подготовительных процедур.
Замена рулевой колонки происходит следующим образом:
отключается аккумуляторная батарея;
снимается руль и кожух рулевого вала;
снимается система подрулевого управления (переключатель) и замок зажигания;
откручиваются болты рулевого кронштейна (некоторые из них придётся высверливать);
откручивается стяжной болт шлицевого соединения с рулевым механизмом;
откручивается нижнее уплотнение вала, и он извлекается внутрь салона.
Принимаясь за ремонт автомобиля, следует завести себе правило, складывать снятые детали поочерёдно. Так будет гораздо легче производить обратную сборку. Этим вы облегчите работу себе, да и глупых вопросов на автомобильных интернет-форумах станет значительно меньше.
Регулировка
Механическая регулировка
Рулевую колонку можно бесступенчато отрегулировать по углу наклона и высоте. Для этого следует отжать вниз стопорную рукоятку А (рис. 1–26), расположенную под рулевой колонкой, и установить рулевую колонку в желаемое положение. После этого следует стопорную рукоятку поджать с усилием вверх.
Предупреждения
Регулировать положение рулевой колонки следует только на неподвижном автомобиле.
Для обеспечения безопасности стопорная рукоятка всегда должна быть надежно поджата вверх, чтобы во время движения не могло внезапно измениться ее положение.Электрическая регулировка
Переключатель А служит для бесступенчатой регулировки рулевой колонки по углу наклона и высоте при выключенном зажигании.
Для перемещения рулевой колонки вверх/ вниз или вперед/ назад нажимайте в соответствующую сторону и удерживайте переключатель до установки рулевой колонки в требуемое положение.
На автомобилях с памятью положения сиденья водителя положение рулевой колонки также сохраняется в памяти.
Как снять
Для снятия рулевой колонки:
— снимите крышку аккумуляторной батареи;
— выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи;
— чехлами защитите передние сиденья;
— сдвиньте передние сиденья назад до упора;
— отключите единую систему подушек и ремней безопасности;
— снимите фиксатор безопасности;
— выверните болт 1 (рис. 7.1) крепления рулевого вала;
— включите противоугонную блокировку рулевого колеса;
— ослабьте, отвернув на несколько оборотов, болт крепления рулевого колеса;
— сдвиньте рулевое колесо со шлицев, при необходимости ударяя руками с обратной стороны по его периметру;
— установите колеса для движения прямо вперед;
— выверните болт крепления рулевого колеса;
— мелом, маркером или краской нанесите метки А совмещения на рулевое колесо и торец рулевого вала. Метки необходимы для повторной установки рулевого колеса в прежнее положение;
— отсоедините от рулевого колеса электрические разъемы;
— снимите рулевое колесо, предварительно поочередно пропустив электрические разъемы через вырезы в рулевом колесе;
— выверните винты крепления кожухов рулевой колонки, расположенные под нижним кожухом.
— снимите нижний кожух рулевой колонки;
— освободите из фиксаторов В верхний кожух рулевой колонки и снимите его;
— снимите блок подрулевых переключателей COM 2000;
— отодвиньте вправо защелку 1, удерживающую провода;
— снимите замок зажигания 1 с противоугонным устройством;
— отсоедините стержень клапана зубчатой рейки;— выверните четыре болта 1 крепления рулевой колонки;
— снимите рулевую колонку.
Как поменять
Итак, нам понадобится:
Головка на 17 и на 30
Длинный и мощный вороток
Монтировка
Молоток
Трещоточная рукоятка
Обычный рожковый ключ на 17Итак, механизм рулевого управления (колонка) находится в левой части пространства под капотом ВАЗ 2106, получается в самом левом нижнем углу. Стоит обратить внимание, что прежде, чем приступать к ее замене, первым делом необходимо снять рулевой вал.
Когда все готово, можно приступать к ремонту. Первым делом необходимо открутить нижнюю гайку крепления колонки к рулевым тягам. Для этого понадобится довольно длинный рычаг, можно сделать из двух мощных воротков:
Чтобы ее открутить, понадобится очень сильное усилие, я упирался снизу ногами, чтобы сорвать соединение:
Вообще, желательно не откручивать эту гайку, так как потом придется сбивать колонку со шлицов, что не очень приятное занятие. Удобнее просто отсоединить колонку вместе с рулевыми наконечниками. Но так как я разбирал автомобиль полностью, для меня это не было принципиально.
После того, как гайка откручена или наконечники отсоединены, можно приступать к отворачиванию болтов крепления рулевой колонке к лонжерону. Она крепится на трех болтах. Чтобы до них добраться, лучше снять переднее левое колесо, так удобнее будет.
Берем головку с воротком на 17 и с обратной стороны придерживая рожковым ключом поочередно откручиваем болты:
Придерживать с внутренней стороны не очень удобно, так как пространства там очень мало, приходится наставлять ключ с торца, особенно это касается нижней гайки с одной стороны:
После того, как болты стронулись с места, можно пользоваться трещоткой, так как с помощью нее можно выполнить все намного быстрее.
После того, как болты откручены, можно смело отводить колонку в сторону:
Если наконечники отсоединены, то колонка может быть свободно снята без особых проблем. Если же вы откручивали самую большую гайку, то придется сбивать ее со шлицов, что приносит довольно много неприятностей. Цена новой рулевой колонки на ВАЗ 2106 и другие модели «классики». В случае необходимости замены, покупаем новый механизм и производим установка у обратной последовательности.
Проверьте регулировку подшипников ступиц передних колес, вполне возможно что зазор слишком большой.
Проверьте качество затяжки гаек шарниров рулевых тяг, возможно их ослабление послужило причиной появления стуков в рулевом управлении.
Проверьте затяжку регулировочной гайки оси маятникового рычага.
Износ шаровых шарниров рулевых тяг.
Проверьте качество затяжки болтов крепления рулевой колонки к лонжерону кузова. Так же проверьте затяжку болтов крепления маятникового рычага.
Вполне возможно, что ослабли гайки крепления поворотных рычагов, проверьте и подтяните их при необходимости.
Разборка
В ВАЗ шестой модели устройство рулевой колонки аналогично множеству других транспортных средств. Назначение этого узла управления автомобилем – трансляция мышечных усилий водителя, вращающего руль, на вал рулевой колонки червячного типа с последующей передачей усилия вращения на колесную пару. Непосредственно рулевая колонка крепится к кузовной части автомобиля тремя мощными болтовыми соединениями с использованием особого элемента крепежа и имеет жесткое сочленение с механизмом руля.
В крышке сверху размещается установочный болт, которым осуществляется регулировка рулевой колонки при необходимости. Такая надобность возникает в случае обнаружения повышенного люфта рулевой колонки, которая в своей проекции представляет вал из цельной металлической трубы, оборудованный в навершии шлицами и внешним резьбовым соединением для крепежа руля, а также шлицами изнутри для крепежа червячного вала в верхней позиции.
С учетом упрощенной схемы устройства рулевой колонки ВАЗ 2106 дефекты такого узла немногочисленны. В такой ситуации главное – в прямом смысле прислушиваться к работе колонки рулевого механизма, к тем звукам, которые она издает в ходе эксплуатации. Большое значение имеет своевременная диагностика и регулировка рулевой колонки, которую можно провести без привлечения специалистов-авторемонтников.
К типовым дефектам рулевой колонки относятся:
поскрипывания в рулевой колонке, вызванные повышенным износом компонентов, временными изменениями облицовки, дефектами элементов системы переключателя, расположенного под рулем;
люфт в рулевой колонке, который расценивается, как более серьезный признак неисправности механизма руля. Такой люфт рулевой колонки в итоге приводит к повышенному износу компонентов или их провисанию. В то же время люфт рулевой колонки по проекции оси изделия свидетельствует об ослабление соединений шлицов, что может спровоцировать ситуацию, когда шлицы начнут стираться.
Для устранения недостатков в функционале колонки руля при ремонте необходимо использовать ремкомплект рулевой колонки, с помощью которого можно устранить возникшие неисправности.