Mazda4you.ru

Мазда №4
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка б/у шестерен главных передач

Регулировка б/у шестерен главных передач

Поделюсь некоторыми полезными рекомендациями по установке неновых шестерен главных передач, которые я выработал для себя.
1. По мануалам можно устанавливать только минимально изношенные ГП.

Попытка выставить по книжкам пятно контакта в сильно б/у главной паре контрпродуктивна, как и попытка регулировкой улучшить зацепление в загудевшей паре.

2. Установка б/у ГП без предварительной информации может превратиться в многоходовую процедуру без гарантированного результата. Даже если Вы приобрели б/у ГП, которая гарантированно нормально работала, не гудела и не натирала стружку в масло, то не факт, что Вам удастся выставить ее так, чтобы она продолжала работать также. Наилучшее с виду пятно редко даст наилучший результат.

3. Единственной гарантией, что исправная б/у ГП будет после установки нормально работать, это наличие предварительной информации в виде фотографий пятна контакта переднего и заднего хода и величина зазора в зацеплении:

При новой установке ее нужно поставить в то же положение. Часто удается при новой установке немного уменьшить зазор в зацеплении, чтобы он был хотя бы на верхнем пределе допуска. Но если зазор был сильно больше нормы, то его не удастся исправить. Пятно при уменьшении зазора катастрофически изменяется. Редукторы с завышенными зазорами обладают рядом неприятных особенностей и долго не живут.

4. Если Вам удалось приобрести ГП даже с необходимой информацией, это не всегда гарантия положительного результата. Есть умельцы типа Стрелка Битяна Алексея, которые умудряются фальсифицировать пятно:
www.drive2.ru/b/2907342/

5. Картинка пятна контакта может оказаться бесполезной, если она была сделана на шестернях, не очищенных от масла. Масло размазывает пятно. Вот для примера фото одной и той же ГП с маслом:

Я для промывки наливаю бензин в редуктор, расположенный фланцем вниз, и прокручиваю его до тех пор, пока не смоется масло. Потом бензин сливаю и сушу редуктор.

6. Также часто картинка пятна искажается, если при прокатке пятна имелся люфт ведущей шестерни. Можно попробовать до снятия отпечатка подтянуть гайку. Но нужно иметь в виду, что при этом Вы получаете уже не ту геометрию зацепления, которая не шумела с люфтами. Это редуктор с уже другим зацеплением. Совсем не факт, что он не загудит при такой конфигурации шестерен.
Вот фото пятна на редукторе с люфтом:

И вот лучшее, что удалось получить после замены подшипников и регулировки преднатяга:

7. Проще, предсказуемее и быстрее отрегулировать три новых ГП, чем одну б/у:)

Регулировка шестерен редукторов ЗИЛ-131

Крутящий момент, необходимый для поворачивания вала в подшипниках, должен быть в пределах 0,08—0,16 кГм, что соответствует усилию 1,3—2,7 кГ, приложенному к отверстию фланца 21 (для редуктора среднего моста — к отверстию меньшего фланца 29).

Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131

Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131Регулировка подшипников и шестерен редуктора ЗИЛ-131

Момент можно проверить при помощи безмена (динамометра).

Замерять крутящий момент необходимо при плавном поворачивании фланца в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники при этом должны быть смазаны смазкой, указанной в карте смазки.

При проверке момента вращения ведущей шестерни переднего и среднего мостов крышка 28 подшипника должна быть сдвинута, чтобы центрирующий выступ стакана 25 подшипников вышел из гнезда крышки и сальник не оказывал бы сопротивления вращению шестерни, а гайка крепления фланца ведущей шестерни должна быть затянута.

Момент затяжки гайки должен быть равен 20—25 кГм.

При затяжке гайки необходимо проворачивать вал ведущей шестерни, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

Регулировать подшипники ведущей шестерни следует путем подбора регулировочных шайб 32 необходимой толщины, устанавливаемых в количестве 2 шт. между торцами внутренних колец подшипников.

На заводе выпускаются регулировочные шайбы следующих толщин: 7,25; 7,30; 7,40; 7,50; 7,60; 7,70; 7,80 и 7,85 мм.

После окончательной регулировки подшипников гайка крепления фланца ведущей шестерни должна быть затянута и зашплинтована.

Двухрядный конический роликоподшипник 12 вала ведущей цилиндрической шестерни 8 поставляется заводом-изготовителем с подобранным регулировочным кольцом 13 и дополнительной регулировки не требует, детали этого подшипника не взаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы.

Внутреннее кольцо подшипника 12, имеющее на торце клеймо — букву V, должно быть установлено со стороны заклейменного торца наружного кольца.

После затяжки гайки крепления подшипника 12 она должна быть законтрена обжатием ее тонкого края в один из пазов вала.

Момент затяжки должен быть 35—40 кГм. Если необходимо отвернуть гайку при ремонте, ее следует предварительно расстопорить, отогнув тонкий край гайки, обжатый в паз резьбового конца вала.

Ведущую 23 и ведомую 5 конические шестерни редуктора подбирают на заводе в комплекты по пятну контакта и боковому зазору в зацеплении, притирают и клеймят порядковым номером комплекта.

Кроме того, в процессе работы автомобиля шестерни прирабатываются одна к другой, поэтому при необходимости замены шестерни следует заменять обе шестерни одновременно.

Вновь устанавливаемые конические шестерни должны иметь один порядковый номер комплекта.

При установке новых конических шестерен редуктора они должны быть отрегулированы по пятну контакта, «на краску» и по боковому зазору в зацеплении (табл. 1 в конце статьи)

Пятно контакта на обеих сторонах зуба ведомой конической шестерни должно иметь длину, равную приблизительно ⅔ длины зуба, и не должно доходить до торца узкого конца зуба на 2—4 мм, а также не должно выходить на верхнюю кромку зуба.

На ведущей шестерне пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба.

Пятно контакта получают путем вращения ведущей шестерни в обе стороны при одновременном подтормаживании рукой ведомой шестерни.

Боковой зазор должен быть в пределах 0,15—0,40 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца 21 вала ведущей конической шестерни на величину 0,18—0,48 мм при замере на радиусе расположения отверстий для болтов и при неподвижной ведомой шестерне, для редуктора среднего моста замер производится на меньшем фланце 29.

Боковой зазор необходимо проверять не менее чем для четырех зубьев ведомой шестерни, расположенных приблизительно на равных расстояниях по окружности.

При установке новых шестерен в редуктор необходимо установить регулировочные прокладки 24 общей толщиной 2 мм под фланец стакана 25 подшипников ведущей шестерни; после этого отрегулировать боковой зазор, перемещая ведомую коническую шестерню путем изменения количества прокладок 10 под фланец гнезда 9 подшипников ведомой конической шестерни, и проверить пятно контакта.

Если при этом правильного пятна контакта не получилось, необходимо передвинуть конические шестерни, как указано в табл. 1, изменяя количество прокладок под фланцами стакана подшипников ведущей шестерни и гнезда подшипников ведомой шестерни.

После окончательной регулировки в каждом наборе прокладок должно быть установлено не менее двух прокладок толщиной 0,1 мм.

Тонкие прокладки должны быть расположены по обеим сторонам набора прокладок для получения плотного не протекающего соединения.

Болты крепления стакана, гнезда и крышек подшипников после окончательной регулировки должны быть затянуты; момент затяжки 6—8 кГм.

После установки в картер редуктора переднего ведущего моста вала 25 (рис. 4) в сборе со стаканом подшипников необходимо легким ударом через оправку по торцу наружного кольца цилиндрического роликоподшипника 29 с внутренней стороны освободить ролики подшипника от прижатия торцами к кольцам подшипника.

Крышка 28 картера редуктора при этом должна быть снята.

Если шестерни имеют увеличенный окружной зазор в зацеплении вследствие износа зубьев, то регулировать их не следует, так как это нарушает правильность зацепления.

Читать еще:  Что регулирует клапан vfs2

Конические шестерни должны работать до полного износа без дополнительной регулировки.

Если увеличение окружного зазора появилось в результате износа конических роликоподшипников, т. е. если одновременно с увеличением бокового зазора имеется заметный осевой зазор в подшипниках, можно уменьшить боковой зазор, вынув соответствующее количество прокладок для компенсации этого износа; при этом сначала необходимо восстановить предварительный натяг подшипников ведущей конической шестерни.

После регулировки обязательно проверить правильность пятна контакта.

Устанавливать собранный дифференциал в картер редуктора следует после установки и регулировки конических шестерен и окончательной затяжки болтов крепления крышек подшипников.

После установки дифференциала в сборе с подшипниками в гнезде картера редуктора нужно завернуть от руки регулировочные гайки 2 (см. рис. 3) подшипников так, чтобы они плотно прилегали к кольцам подшипников, а потом поставить крышки подшипников дифференциала.

Если крышки не садятся на место, это значит, что регулировочные гайки перекошены, и их нужно завернуть еще раз. Принудительная постановка крышек может привести к повреждению картера, крышек и гаек.

После установки крышек подшипников нужно завернуть до отказа гайки крепления крышек и после этого отпустить их настолько, чтобы можно было провернуть регулировочные гайки 2.

Завертывая и вывертывая регулировочные гайки, необходимо сместить дифференциал так, чтобы ведомая цилиндрическая шестерня 14 заняла положение, симметричное по отношению к ведущей шестерне 8.

Конические роликоподшипники дифференциала должны быть отрегулированы с небольшим предварительным натягом.

Для этого сначала регулировочные гайки нужно отрегулировать так, чтобы дифференциал имел осевое перемещение, не превышающее 0,1 мм.

Проверять величину осевого перемещения нужно индикатором, установленным против венца ведомой цилиндрической шестерни и закрепленным на крышке подшипника.

После этого каждую из регулировочных гаек нужно завернуть на один паз, застопорить в этом положении стопором 1, завернуть гайки крепления крышек подшипников и зашплинтовать их (момент затяжки должен быть 17—19 кГм).

При регулировке подшипников необходимо несколько раз повернуть дифференциал, чтобы ролики подшипников приняли правильное положение между коническими поверхностями колец.

При сборке дифференциала необходимо следить, чтобы метки на чашках 20 были установлены одна против другой, момент затяжки гайки болтов дифференциала должен быть 12—14 кГм.

Регулировка подшипников и шестерен редуктора переднего ведущего моста аналогична регулировке редукторов заднего и среднего мостов.

Необходимо помнить, что при движении автомобиля вперед рабочей стороной зуба ведомой конической шестерни является для заднего и среднего мостов выпуклая сторона, а для переднего моста вогнутая сторона зуба.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Перед осмотром детали редуктора тщательно промойте. Это облегчит выявление износа и повреждения деталей.

Проверьте, нет ли на зубьях шестерен главной передачи повреждений и правильно ли расположены пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев

При недопустимом износе детали замените новыми; если зацепление неправильно, найдите причину.

В запасные части ведущая и ведомая шестерни поставляются комплектом, подобранным по шуму и контакту, поэтому при повреждении одной шестерни заменяют обе.

Проверьте состояние отверстий сателлитов и поверхностей их оси; при незначительных повреждениях поверхности отшлифуйте мелкозернистой шкуркой, а при серьезных повреждениях детали замените новыми.

Проверьте поверхности шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий в коробке дифференциала, состояние отверстий в коробке под ось сателлитов.

Обнаруженные повреждения устраните, как и в предыдущей операции, при необходимости замените изношенные или поврежденные детали.

Осмотрите поверхности опорных шайб шестерен полуосей, даже незначительные повреждения устраните. При замене шайб, новые подбирайте по толщине.

Осмотрите роликовые подшипники ведущей шестерни и коробки дифференциала; они должны быть без износа, с гладкими рабочими поверхностями.

Замените подшипники при малейшем сомнении в их работоспособности, плохое состояние подшипников может быть причиной шума и заедания зубьев.

Проверьте, нет ли на картере и на коробке дифференциала деформаций или трещин, при необходимости замените их новыми.

Сборка редуктора

Надежная работа редуктора обеспечивается строгим соблюдением нижеприведенных приемов по сборке и его регулировке.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Детали редуктора показаны на рисунке 1.

Сборка дифференциала

Смажьте трансмиссионным маслом и установите через окна в коробку дифференциала шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты.

Проверните сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения с осью отверстия в коробке, затем вставьте ось сателлитов.

Проверьте осевой зазор каждой шестерни полуоси: он должен составлять 0—0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Нм (1,5 кгсм).

При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените опорные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины.

Если указанный зазор не удается получить даже при установке шайбы наибольшей толщины, замените шестерни новыми ввиду их чрезмерного износа.

Закрепите ведомую шестерню на коробке дифференциала.

Оправкой А.70152 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца роликовых подшипников.

Установка и регулировка ведущей шестерни

Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом заднего подшипника.

Подбирайте регулировочное кольцо с помощью оправки А.70184 и приспособления А.95690 с индикатором. Операции проводите в следующем порядке.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Закрепив картер редуктора на стенде, запрессуйте в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками: для переднего подшипника А.70185, а для заднего — А.70171 (рисунок 2).

На оправке А.70184, имитирующей ведущую шестерню, установите с помощью оправки А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника и вставьте оправку в горловину картера редуктора (рисунок 3)

Установите, внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки роликов подшипников, затяните гайку моментом 7,85—9,8 Нм (0,8—1 кгсм).

Закрепите приспособление А.95690 на торце оправки 4 и настройте индикатор, имеющий деления 0,01 мм, на нулевое положение, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184.

Затем передвиньте индикатор 1 так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Поворачивая налево и направо оправку 4 с индикатором, установите ее в такое положение, в котором стрелка индикатора отмечает минимальное значение «а 1» (рисунок 4) и запишите его.

Повторите эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определите значение «a2».

Определите толщину «S» регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин «а» и «b»:

S = a – b, где:

a — среднее арифметическое расстояние от торца оправки 1 (рисунок 4) до шеек подшипников дифференциала

b — отклонение ведущей шестерни от номинального положения переведенного в мм.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (рисунок 5) в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус.

При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины «b» и ее единицы измерения.

Пример

Допустим, что величина «а», установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина «а» всегда положительна), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение «–14».

Чтобы получить величину «b» в миллиметрах, нужно умножить указанную величину на 0,01 мм.

b = –14 · 0,01 = –0,14 мм

Определите толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни в миллиметрах.

S = а – b = 2,91 – (–0,14) = 2,91 + 0,14 = 3,05 мм

В данном случае поставьте регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Наденьте на ведущую шестерню регулировочное кольцо нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 (рисунок 6) внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Наденьте распорную втулку.

При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни.

Читать еще:  Регулировка оборотов холостого хода 21214

Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.

Вставьте ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу.

Наверните на конец шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее.

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах.

Натяг контролируется динамометром 02.7812.9501 (рисунок 7), замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157–196 Н·см (16–20 кгс·см) для новых подшипников, 39,2–58,8 Н·см (4–6 кгс·см) – для подшипников после пробега 30 км и более.

Затягивать гайку фланца нужно периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни. При этом момент на гайке может быть в пределах 118–255 Нм (12–26 кгс·м).

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Для проверки момента сопротивления наденьте динамометр на переходную втулку 3 (рисунок 8), установите указатель 2 (см. рисунок 7) ограничения момента на деление шкалы, соответствующей 196 Н·см (20 кгс·см), и рукояткой 4 сделайте несколько оборотов по ходу часовой стрелки.

Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель 1 не должен переходить за указатель 2 и должен показывать не менее 157 Н·см (16 кгс·см).

Если момент сопротивления проворачиванию меньше 157 Н·см (16 кгс·см), а для подшипников после 30 км пробега 39,2 Н·см (4 кгс·см), то подтяните гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверьте вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни.

Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 196 Н·см (20 кгс·см), а для приработанных подшипников 58,8 Н·см (6 кгс·см), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, замените распорную втулку новой, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего провести регулировку правильно.

После замены распорной втулки повторите сборку с соответствующими регулировками и проверками.

Установка коробки дифференциала

Установите в картер предварительно собранную коробку дифференциала вместе с наружными кольцами подшипников.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Установите две регулировочные гайки 4 (рисунок 9) так, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников.

Установите крышки подшипников и затяните болты крепления динамометрическим ключом.

Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи

Эти операции выполняют одновременно при помощи приспособления А.95688/R и ключа А.55085.

Закрепите на картер редуктора приспособление винтами 1 и 6, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек.

По направляющей приспособления сместите кронштейн 7 до соприкосновения рычага 5 с наружной боковой поверхностью крышки и затяните винт 8.

Ослабьте винты 1 и 3 (рисунок 10) и установите кронштейн 4 так, чтобы ножка индикатора 2 опиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба, затем затяните винты 1 и 3.

Поворачивая регулировочные гайки, предварительно отрегулируйте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в пределах 0,08–0,13 мм.

Зазор проверяют по индикатору 2 при покачивании шестерни 6. При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга.

Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Последовательно и равномерно затяните две регулировочные гайки подшипников, при этом крышки подшипников дифференциала расходятся и, следовательно, увеличивается расстояние «D» (рисунок 11) на 0,14–0,18 мм.

Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверьте боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен изменяться.

Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,08–0,13 мм, то приблизьте ведомую шестерню к ведущей или отодвиньте, если зазор меньше.

Чтобы сохранить установленный предварительный натяг подшипников, перемещайте ведомую шестерню, подтягивая одну из регулировочных гаек подшипников и ослабляя другую на тот же самый угол.

Для точного выполнения этой операции следите за индикатором 9 (см. рисунок 9), который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников.

После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличивается расхождение «D» (см. рисунок 11) крышек и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляйте до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

После перемещения ведомой шестерни, по индикатору 9 (см. рисунок 9) проверьте величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторите регулировку.

Снимите приспособление А.95688/R, установите стопорные пластины регулировочных гаек и закрепите их болтами с пружинными шайбами.

В запасные части поставляются стопорные пластины двух типов: с одной или двумя лапками в зависимости от положения прорези гайки.

Регулировку и ремонт узлов редуктора выполняют на стенде, на котором можно также испытать редуктор на шум и проверить расположение и форму пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев, как указано ниже.

Проверка контакта рабочей поверхности зубьев шестерен главной передачи

Для окончательной проверки на стенде качества зацепления шестерен главной передачи:

— установите отрегулированный редуктор на стенд и смажьте рабочие поверхности зубьев ведомой шестерни тонким слоем свинцовой окиси;

— запустите стенд, рычагами стенда притормозите вращение установленных полуосей, чтобы под нагрузками на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни;

— измените направление вращения стенда и, притормаживая, получите следы контакта на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля назад.

Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая две трети длины и не выходя на вершину и основание зуба, как показано на рисунке 12, 1.

Дефектация и сборка заднего редуктора ВАЗ-2123

Случаи неправильного расположения пятна контакта на рабочей поверхности зуба указаны на рисунке 12 (2, 3, 4, 5).

Для регулировки правильного положения ведущей шестерни с заменой кольца необходима разборка узла.

При сборке повторите все операции по предварительному натягу роликовых подшипников ведущей шестерни, по проверке момента сопротивления проворачиванию, по предварительному натягу роликовых подшипников коробки дифференциала и по регулировке бокового зазора зацепления шестерен главной передачи.

Регулировка зацепления шестерен редукторов

тойота
БМВ
мазда
субару
Volkswagen
вольво
нисан
хундай
Mitsubishi
рено

киа
дэо
опель
форд
хонда
Chevrolet

ваз
газ
уаз
иж
камаз
маз
зил
краз
урал
т-90
разное
авто юмор

Рис. 4–71. Шестерни главной передачи: 1 — ведомая шестерня; 2 — порядковый номер; 3 — поправка в сотых долях миллиметра к номинальному положению; 4 — ведущая шестерня

b — отклонение ведущей шестерни от номинального положения, переведенного в мм. Величина отклонения маркируется на ведущей шестерне (рис. 4–71) в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус. При определении толщины регулировочного кольца учитывайте знак величины «b» и ее единицу измерения.
Пример. Допустим, что величина «а», установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (величина «а» всегда положительная), а на ведущей шестерне после порядкового номера поставлено отклонение «-14». Чтобы получить величину «b» в миллиметрах, нужно умножить указанную величину на 0,01 мм. b = -14· 0,01 мм = -0,14 мм. Определите толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни в миллиметрах. S = a — b = 2,91 мм — (-0,14 мм) =2,91 мм + 0,14 мм = 3,05 мм. В данном случае поставьте регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм.

Рис. 4–72. Установка внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню: 1 — внутреннее кольцо заднего роликоподшипника; 2 — оправка А.70152; 3 — регулировочное кольцо; 4 — ведущая шестерня

Наденьте на ведущую шестерню регулировочное кольцо нужной толщины и напрессуйте оправкой А.70152 (рис. 4–72) внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Наденьте распорную втулку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При ремонте редуктора заднего моста необходимо устанавливать новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку можно еще использовать.
Вставьте ведущую шестерню в картер редуктора и установите на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Чтобы не повредить сальник при запрессовке, его необходимо запрессовывать не до упора, а на глубину 2-0,3 мм между торцом картера редуктора и наружной поверхностью сальника.
Наверните на конец шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затяните ее (о моменте затягивания см. далее).

Читать еще:  Регулировка клапанов дизельного двигателя перкинс

Регулировка подшипников ведущей шестерни

Рис. 4–73. Динамометр 02.7812.9501: 1 — подвижной указатель; 2 — указатель ограничения крутящего момента; 3 — корпус; 4 – рукоятка; 5 — стержень с наконечником, вставляемым в переходную втулку гайки крепления фланца ведущей шестерни
Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах. Натяг контролируют динамометром 02.7812.9501 (рис. 4–73), замеряющим момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни. Моментом сопротивления проворачиванию определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157–198 Н·см (16–20 кгс·см) для новых подшипников и 39,2–58,8 Н·см (4–6 кгс·см) для подшипников после пробега 30 км и более. Затягивать гайку фланца нужно моментом 117–255 Н·м (12–26 кгс·м), периодически проверяя динамометром момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни.

Рис. 4–74. Проверка предварительного натяга подшипников ведущей шестерни: 1 — динамометр 02.7812.9501; 2 — картер; 3 — переходная втулка

Для проверки момента сопротивления наденьте динамометр на переходную втулку 3 (рис. 4–74), установите указатель 2 (см. рис. 4–73) ограничения момента на деление шкалы, соответствующее 196 Н см (20 кгс·см), и рукояткой 4 сделайте несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель 1 не должен переходить за указатель 2 и должен показывать не менее 157 Н·см (16 кгс·см). Если момент сопротивления проворачиванию меньше 157 Н·см (16 кгс·см), а для подшипников после пробега 30 км и более — 39,2 Н·см (4 кгс·см), то подтяните гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверьте вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни. Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 198 Н см (20 кгс·см), а для
приработанных подшипников 58,8 Н·см (6 кгс·см), что указывает на завышенный предварительный натяг подшипников, замените распорную втулку новой, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего провести регулировку правильно. После замены распорной втулки повторите сборку с соответствующими регулировками и проверками.
Установка коробки дифференциала
Установите в картере предварительно собранную коробку дифференциала вместе с наружными кольцами подшипников.

Рис. 4–75. Проверка предварительного натяга подшипников коробки дифференциала приспособлением А.95688/R: 1 — винт крепления; 2 — ключ А.55085; 3 — ведомая шестерня; 4 — регулировочная гайка; 5 — промежуточный рычаг; 6 — винт крепления; 7 — кронштейн индикатора; 8 — винт затягивания кронштейна; 9 — индикатор для проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала

Установите две регулировочные гайки 4 (рис. 4–75) так, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников. Установите крышки подшипников и затяните болты крепления динамометрическим ключом.
Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи
Эти операции выполняют одновременно при помощи приспособления А.95688/R и ключа А.55085. Закрепите на картере редуктора приспособление (рис. 4–75) винтами 1 и 6, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек.

Рис. 4–76. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи приспособлением А.95688/R: 1 — винт затягивания кронштейна; 2 — индикатор для проверки бокового зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен; 3 — винт крепления стержня индикатора; 4 — кронштейн индикатора; 5 — винт крепления; 6 — ведомая шестерня

По направляющей приспособления сместите кронштейн 7 до соприкосновения рычага 5 с наружной боковой поверхностью крышки и затяните винт 8. Ослабьте винты 1 и 3 (рис. 4–76), и установите кронштейн 4 так, чтобы ножка индикатора 2 опиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у края зуба, затем затяните винты 1 и 3. Поворачивая регулировочные гайки, предварительно отрегулируйте боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен в пределах 0,08– 0,13 мм. Зазор проверяют по индикатору 2 при покачивании шестерни 6. При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга. Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном
случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.

Рис. 4–77. Схема для проверки предварительного натяга подшипников коробки дифференциала: D — расстояние между двумя крышками подшипников дифференциала; 1, 2 — регулировочные гайки

Последовательно и равномерно затяните две регулировочные гайки подшипников, при этом крышки подшипников дифференциала расходятся и, следовательно, увеличивается расстояние «D» (рис. 4–77
). Это расхождение отмечает индикатор 9 (рис. 4–75), на ножку которого действует рычаг 5. Гайки для регулировки подшипников коробки дифференциала затягивают до увеличения расстояния «D» (рис. 4–77) на 0,14–0,18 мм. Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверьте боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен измениться. Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,08–0,13 мм, то приблизьте ведомую шестерню к ведущей или отодвиньте, если зазор меньше. Чтобы сохранить установленый предварительный натяг подшипников, перемещайте ведомую шестерню, подтягивая одну из регулировочных гаек подшипников и ослабляя другую на тот же самый угол. Для точного выполнения этой операции следите за индикатором 9 (рис. 4–75), который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников. После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличится расхождение «D» (рис. 4–77) крышек и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляйте до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение. После перемещения ведомой шестерни, по индикатору 2 (рис. 4–76) проверьте величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторите регулировку. Снимите приспособление А.95688/R, установите стопорные пластины регулировочных гаек и закрепите их болтами с пружинными шайбами. В запасные части поставляют стопорные пластины двух типов: с одной или двумя лапками, устанавливают пластины в зависимости от положения прорези гайки. Регулировку и ремонт узлов редуктора выполняют на стенде, на котором можно также испытать редуктор на шум и проверить расположение и форму пятна контакта на рабочих поверхностях зубьев, как указано ниже.
Проверка контакта рабочей поверхности зубьев шестерен главной передачи
Для окончательной проверки на стенде качества зацепления шестерен главной передачи: — установите отрегулированный редуктор на стенд и смажьте рабочие поверхности зубьев ведомой шестерни тонким слоем свинцовой окиси; — запустите стенд; рычагами стенда притормозите вращение установленых полуосей, чтобы под нагрузкой на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни; — измените направление вращения стенда и, притормаживая, получите следы контакта на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля назад.
Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая две трети его длины и не выходя на вершину и основание зуба, как показано на рис. 3–78 «е».

Рис. 4–78. Расположение пятна контакта в зацеплении шестерен главной передачи: I — сторона переднего хода; II — сторона заднего хода; а и в — неправильный контакт в зацеплении шестерен: отодвиньте ведущую шестерню от ведомой, уменьшив толщину регулировочного кольца; c и d — неправильный контакт: передвиньте ведущую шестерню к ведомой, увеличив толщину регулировочного кольца; е – правильный контакт в зацеплении шестерен

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты