Магнето МТЗ на трактор: принцип работы и установка
Магнето МТЗ на трактор: принцип работы и установка
Прежде чем приступать к установке детали, рекомендуем разобраться в устройстве запчасти.
Тракторное магнето состоит из винта-эксцентрика, подвижного и неподвижных контактов, крышки, стопорных винтов.
Кроме этого магнето включает в себя обмотку трансформатора (вторичную и первичную), сердечник, корпус из оцинкованного сплава, ротор и стойку, кулачок, выключатель зажигания, конденсатор, провод высокого напряжения.
Электрод свечи зажигания, корпус свечи, изолятор также входят в устройство запчасти МТЗ.
Переходим к установке тракторного магнето на пусковой двигатель модели 10М (10М2 или же ЮУ).
Для этого необходимо аккуратно вывернуть свечу. Далее поворачивайте маховик против направления вращения. Также не забудьте опустить поршень на 5,8 миллиметров.
Отрегулируйте зазор между контактами поворотом ротора до начала размыкания контактов.
Только после этого магнето на трактор устанавливают так, чтобы поводки муфты механизма входили в прорезь шестерни привода двигателя.
Несильно закрепите деталь болтом. Далее приложите, к примеру, небольшой клочок бумаги к контактам тракторного магнето. Поверните корпус запчасти, затем закрепите окончательно магнето.
Установка магнето для двигателя П-23
Некоторые модели сельхоз техники оснащены пусковыми двигателями П-23, П-23М или же П-46. Рассмотрим подробно установку тракторного магнето в данные механизмы.
Снимите крышку муфты сцепления, которая закреплена на пусковом двигателе. Далее поверните маховик мотора до метки «Заж. М-10». После аккуратно поворачивайте ротор тракторного магнето.
Таким образом установите зуб большой шестерни детали в обратном направлении от риски крышки запчасти. Устанавливаем тракторное магнето в прорези муфты привода.
Не забудьте проверить совпадение положения муфты с риской глазка. Только после осмотра положения элемента необходимо его закрепить.
Магнето трактора и его ремонт
Казалось бы, магнето – простой механизм с предельно понятным устройством. Деталь не требует тщательного ухода, изготавливается из крепких материалов с соблюдением стандартов качества.
Тем не менее, со временем тракторное магнето дает сбои в своей работе. В некоторых случаях возможно появление искр и даже возгорания. Хотите увеличить срок службы запчасти МТЗ?
Периодически осматривайте тракторное магнето и устраняйте признаки неисправностей.
К примеру, если вы обнаружили, что контакты подгорают или замасливаются, то срочно протрите их замшей, предварительно смочив ткань бензином.
Некоторые мастера для ремонта магнето на трактор используют зачистку контактов напильником.
Также не забывайте и про регулировку зазора между контактами. Не экономьте и на подушечке рычага тракторного магнето.
Заметили, что данный элемент износился? Профессионально отрегулируйте зазор и установите зажигание. После этого замените рычаг прерывателя новой деталью. Следите за состоянием магнето на трактор.
Если не можете отремонтировать элемент самостоятельно, обращайтесь к профессионалам. Также помните о периодической замене магнето новой запчастью МТЗ.
Полезная информация
Среди фермеров и механиков вопросы о том, как правильно выставить зажигание на технике МТЗ, возникают нередко. Обычно настройку делают специалисты при производстве тракторов. При покупке новой машины регулировать зажигание не нужно. Если же речь идёт об эксплуатации трактора в сложных погодных условиях, на рыхлой почве, то без дополнительной настройки обойтись сложно. Понадобится она ещё и в том случае, если трактор испытывает при работе серьёзные нагрузки. При выходе из строя деталей механику нужно самостоятельно отрегулировать зажигание, выставить правильные параметры в замке.
Способы регулировки зажигания на тракторах минского завода
Чтобы машина работала как можно дольше и не требовала ремонта, важно предотвратить блокировку в системе зажигания. Профилактические меры позволяет продлить срок эксплуатации, снизить вероятность выхода из строя основных деталей и систем трактора. Необходимо периодически выполнять:
- осмотр ширины зазоров между контактами (желательно делать диагностику через 960 рабочих часов). При выявлении неисправности устранить её;
- очистку от нагара – он затрудняет образование искры;
- проверку контактов после длительного простоя машины. Если техника длительное время находилась в ангаре, перед настройкой необходимо удалить накипь. Работа выполняется с помощью гладкого напильника. Использование инструмента с абразивом может привести к повреждению деталей;
- проверку смазки на кулачках (через каждые 1440 моточасов). Возьмите папиросную бумагу, проведите по детали. При отсутствии масляных пятен, нужно смазать элементы. Это поможет продлить работу системы.
При осмотре ширины зазоров желательно использовать щуп. Такой инструмент найдётся в ящике каждого механика или оператора трактора.
Важно! Не пренебрегайте профилактическими проверками узлов машины. Это позволит предотвратить серьёзные поломки в пик сезона, например, при посевных или уборочных работах. Для ремонта используйте только оригинальные запчасти для трактора МТЗ 80.
Как правильно выставить зажигание
Основная причина, при которой систему нужно настраивать, заключается в замене магнето. Как только новая деталь установлена, нужно провести регулировку, следуя такой схеме:
- снятие свечей с привода;
- вставка металлического стержня в отверстие, предназначенное для установки свечей (лучше взять элемент небольшого диаметра);
- прокрутка коленчатого вала трактора, чтобы поршень занял верхнюю позицию;
- установка коленвала на место (только в направлении часовой стрелки);
- опускание поршня ниже ВМТ примерно на 6 миллиметров;
- снятие крышки прерывателя с магнето, не забудьте при этом развернуть маховик;
- монтаж маховика.
После монтажа детали нужно аккуратно поставить на место. Следите, чтобы выступы попали в пазы. Элементы нужно обязательно туго затянуть болтами, чтобы предотвратить их срыв в процессе использования трактора.
Затем поставьте крышку магнето, подключите электропровод со свечой.
Ротор – один из ключевых элементов замка зажигания техники белорусского производителя. Именно он отвечает за создание искры, без которой воспламенение, а, следовательно, и запуск всей машин невозможен. Во время вращения ротора ток переходит по обмоткам трансформатора, а дальше – на прерыватель. Как только он достигает максимального значения, показатель падает, на электродах образуется разряд.
Дополнительные мероприятия
При монтаже замка зажигания нужно также обратить внимание на крепёжный винт. Если заметно его ослабление на контактной стойке, нужно отрегулировать зазоры в магнето.
Один раз в пару лет необходимо выполнять очистку и смазку подшипников ротора. Для этого нужно снять магнето с машины, разобрать и удалить остатки старого смазочного материала. Желательно промыть детали в бензине. После полного высыхания обработайте элементы смазкой с маркировкой УН. В идеале искра должна вырабатываться быстро и дальше передаваться к другим системам машины.
Магнето М149А Т-170, Т-130, Б-10
На нашем сайте есть много полезной информации о тракторных узлах и агрегатах, таких как: агрегаты навесного оборудования — отвал Т-170, Т-130, Б-10, привод трактора и силовая установка двигатель Д-160, Д-180, облицовка корпуса и рабочее место тракториста кабина Т-170, Т-130, бортовой редуктор и ходовая часть гусеницы Т-170, Т-130, Б-10, а также, тележках гусениц и, расположенных на них катки Т-170, Т-130, Б-10, запасных частях для тракторных агрегатов запчасти Т-170, Т-130, Б-10, полезная информация написана в инструкции по ремонту Т-170.
Рис. 5.116. Магнето М149А
При обнаружении трещин, обломов корпуса, слабой искры, ее отсутствия или перебоев искрообразования следует снять магнето с пускового двигателя и провести текущий ремонт или заменить его.
Ремонт магнето должен проводиться в специализированных мастерских.
При наличии запасных сборочных единиц и деталей ремонт магнето может быть проведен в местах эксплуатации заменой вышедших из строя.
Снятие магнето
Отсоединить высоковольтные провода от распределителя магнето и провод тринадцать от клеммы выключения зажигания магнето.
Отвернуть три гайки и снять магнето с корпуса распределительных шестерен пускового двигателя.
Разборка магнето
Отвернуть гайку 15 (см. рис. 5.116) и снять пусковой ускоритель 17 с конуса вала ротора 33. Выбить сегментную шпонку 16 из шпоночного паза вала ротора.
Отвернуть два винта 26 и снять корпус 24 с крышкой экрана 25 и крышку распределителя 27 с контактами 23 и 28 с крышки магнето 32.
Отвернуть на два-три оборота винт 30 и снять бегунок 29 с кулачка 5.
Отвернуть винт 9 крепления выводов конденсатора 22 и трансформатора 18. Отвернуть винты 31 и снять крышку магнето с пластиной прерывателя 8 с корпуса магнето 34.
Вынуть вал ротора с подшипниками и кулачком из корпуса магнето. Вывернуть на пять-семь оборотов винты 19 и вынуть трансформатор из корпуса магнето.
Проверка технического состояния и ремонт деталей магнето
Осмотреть корпус и крышку магнето с пластиной прерывателя, бегунок и крышку распределителя.
При наличии трещин и сколов на корпусе магнето следует заменить магнето. Задиры и следы коррозии на поверхностях полюсных башмаков следует зачистить шлифовальной шкуркой. При срыве резьбы в корпусе магнето допускается нарезание резьбы ремонтного размера.
Рабочие поверхности контактов 12 прерывателя протереть капроновой лентой или замшей, смоченной в бензине. В случае, подгорания контактов следует зачистить их специальным напильником или плоским надфилем с последующей притиркой.
Давление пружины прерывателя на контакты следует проверять пружинным динамометром. Если давление пружины (в момент отрыва контактов) менее 5-7 Н (0,5-0,7 кгс), то следует заменить рычаг прерывателя УЗ с пружиной.
При необходимости замены контактов следует отвернуть винт 10, крепящий пружину прерывателя, снять замковую шайбу 14 с оси пластины прерывателя 8, рычаг прерывателя с пружиной и контактом и, отвернув винт 11, снять контактную стойку.
При обнаружении трещин и сколов на крышках магнето/распределителя и бегунке, а также при электрическом пробое распределителя следует заменить их.
Обгоревшие рабочие поверхности контактного уголька и электрода бегунка следует зачистить. Осмотреть ротор и проверить его намагниченность. Задиры и следы коррозии на поверхностях полюсных наконечников следует зачистить шлифовальной шкуркой.
При неплотной посадке внутренних колец подшипников на валу ротора (допустимый диаметр поверхностей вала под внутренние кольца должен быть не менее 14,97 мм), срыве резьбы под гайку крепления ускорителя следует заменить вал ротора.
Намагниченность ротора следует проверять магнитометром МД-4. Если намагниченность ротора менее 200 мкВб, то провести его намагничивание на аппарате НА-5-ВИМ.
Заменить пусковой ускоритель в случае разрушения его пружины. При необходимости следует промыть пусковой ускоритель в чистом бензине, затем просушить или продуть сжатым воздухом. После этого смазать его погружением в смесь 50% турбинного и 50% индустриального масла.
Осмотреть кольца и сепараторы подшипников. При обнаружении следов выкрошивания металла на кольцах и телах качения, погнутости, трещин на сепараторах подшипники следует заменить.
Проверить конденсатор и трансформатор на стенде КИ-968. При обнаружении пробоя конденсатора, обрыва цепи или пробоя трансформатора следует заменить их.
Обгоревшие электроды трансформатора следует зачистить.
Сборка и регулировка магнето
Промыть подшипники вала ротора в бензине, просушить и заполнить сепараторы на 2/3 объема смазкой ЦИАТИМ-201.
Конус, ламели и резьбу вала ротора, концы, сердечника трансформатора, винты крепления его выводов следует смазать техническим вазелином.
Ротор и полюсные башмаки магнето следует смазать смазкой ЦИАТИМ-201 тонким слоем.
Фильцы, шнуры промыть в бензине, пропитать турбинным маслом и отжать их.
Установить трансформатор 18 (см.рис.5.116) в корпус магнето 34 и закрепить его двумя винтами 19. При этом контакт 7 должен быть поджат своей пружиной к клемме трансформатора.
Проверить и, при необходимости, следует отрегулировать зазор Б=6,5-7 мм между электродом 21 трансформатора и разрядником 20 корпуса подгибкой электрода трансформатора.
Установить вал ротора 33 с подшипниками и кулачком 5 в корпус магнето.
Установить конденсатор 22 на крышку магнето 32 и закрепить его держателем 36. Установить крышку магнето с пластиной прерывателя 8 и прокладкой на корпус магнето и закрепить ее тремя винтами 31. При этом осевой люфт вала ротора должен быть 0,01-0,15 мм. При необходимости осевой люфт
следует регулировать регулировочными шайбами В.
Проверить п при -необходимости отрегулировать зазор А=10,5-11 мм между электродом 35 трансформатора и выступом держателя 36 конденсатора подгибкой электрода или выступа.
Подсоединить выводы конденсатора и трансформатора к стойке пластины прерывателя и закрепить их винтом 9.
При сборке контактной стойки 1 и рычага прерывателя 3 на оси пластины прерывателя следует отрегулировать совпадение осей контактов 12 регулировочными шайбами и подгибкой стойки, несоосность контактов допускается нe более 0,3 мм, продольный люфт рычага прерывателя на оси не более 0,2 мм, угол поворота стойки должен обеспечивать зазор между контактами не менее 0,7 мм.
Проверить зазор между контактами прерывателя специальным щупом или набором щупов № 5 при положении ротора, когда подушечка рычага прерывателя 13 находится на выступе кулачка. Зазор между контактами должен быть 0,25-0,35 мм. При необходимости зазор следует регулировать эксцентриком 2, предварительно ослабив винт 11 крепления контактной стойки, после этого затянуть винт.
Начало размыкания контактов должно соответствовать совпадению метки на кулачке со стрелкой 4 на пластине прерывателя.
Надеть бегунок 23 на кулачок и закрепить его винтом 30. Установить крышку распределителя 27 с контактами 23, 28 и прокладкой, и корпус 24 с крышкой экрана 25 на крышку магнето 32, закрепить их двумя винтами 26.
Забить сeгментную шпонку 16 в шпоночный паз вала ротора. Надеть пусковой ускоритель 17 на конус вала ротора и закрепить его гайкой 15 с шайбой.
После сборки -проверить от руки вращение вала ротора магнето. Ротор доложен вращаться легко, без заедания.
Испытание магнето
Испытание магнето следует производить на универсальном контрольно-испытательном стенде КИ-968 соответственно инструкции по его эксплуатации.
При частоте вращения ротора не более 200 об/мин и замаскированном дополнительном выводе и не более 250 об/мин при подключенном дополнительном выводе к разряднику магнето должно обеспечивать бесперебойное искрообразование при воздушном зазоре на разряднике 7 и 6 мм соответственно.
Пусковой ускоритель установленный на валу ротора магнето, по своим характеристикам должен обеспечивать угол запаздывания 15-25° и автоматически отключаться при 150-300 об/мин.
Номинальная частота вращения ротора магнето 2300-2600 об/мин.
Магнето должно выдерживать без повреждений испытание на повышенную частоту вращения ротора при 3600 об/мин при отключенной или замкнутой накоротко первичной цепи.
Проверить электрическую прочность высоковольтной изоляции магнето при воздушном зазоре на разряднике 7 мм и поминальной частоте вращения ротора в течение 1 мин. При этом искрообразование должно быть бесперебойным
При отсутствии специального стенда рекомендуется следующий способ проверки работоспособности магнето:
— вставить провода в гнезда распределителя и дополнительного вывода. Вставленные провода закрепить зажимными гайками. Концы проводов ровно обрезать, жилы проводов не должны выступать из резиновой изоляции;
— конец высоковольтного провода, подключенного к дополнительному выводу, подсоединить на “массу” корпуса магнето или вынуть провод из гнезда;
— держите концы проводов, подключенных к распределителю, на расстоянии 5-7 мм от корпуса магнето и резко поверните ротор магнето влево. Исправное магнето должно дать искру.
Дополнительный вывод следует проверить аналогично: соединить на “массу” провод от распределителя, а конец провода дополнительного вывода следует держать от корпуса на расстоянии 2-4 мм.
Установка магнето на пусковой двигатель
Отсоединить провод свечи и вывернуть свечу из первого цилиндра (ближнего к магнето). Определить такт сжатия в этом цилиндре, вращая за пусковую рукоятку коленчатый вал двигателя, прикрыв пальцем отверстия под свечу до тех пор, пока не почувствуется компрессия в цилиндре. Продолжая вращение коленчатого вала, совместить метку “Заж” на ободе маховика с меткой (риской) на люке корпуса муфты сцепления.
На магнето отвернуть два винта 26 (см.рис.5.116) и снять экран с крышкой распределителя 27. Установить бегунок 29 в положение, соответствующее моменту искрообразования на первом цилиндре (бегунок повернуть влево в сторону цифры “1”, выбитой на крышке экрана). При этом прорезь на корпусе пускового ускорителя, в которой закреплен конец пружины, должна быть с левой стороны, если смотреть на посадочный фланец магнето. В таком положении установить магнето с фланцевой прокладкой на шпильки корпуса распределительных шестерен, введя кулачки пускового ускорителя в пазы валика привода магнето, и закрепить, не затягивая гайками. Затем, не изменяя положения маховика и поворачивая корпус магнето в ту или другую сторону по пазам во фланце магнето, установить контакты прерывателя 12 на начало размыкания, после чего окончательно закрепить магнето. Начало размыкания контактов соответствует совпадению метки на кулачке 5 со стрелкой 4 пластины прерывателя 8.
Момент начала размыкания контактов следует определить папиросной бумагой, вложенной между контактами. В момент размыкания контактов папиросная бумага должна свободно выниматься.
После установки угла опережения зажигания и закрепления корпуса магнето на корпусе распределительных шестерен гайками установить и закрепить на крышку магнето экран с крышкой распределителя.
Вставить провода в гнезда распределителя магнето. Конец провода в гнездо вывода вставить так, чтобы игла вывода вошла в середину провода, и торец провода уперся в бурт гнезда вывода. В противном случае возможно пробивание искры на “массу”. Вставленные провода закрепить зажимными гайками.
Провода распределителя магнето присоединить к свечам двигателя в соответствии с выводами “1” и “2” на крышке экрана магнето.
Зазор между электродами свечи 0,6-0,7 мм следует регулировать подгибкой бокового электрода.
Проверить исправность массирующего устройства дополнительного вывода: контакт 38 вывода должен быть поджат пружиной 37 к крышке магнето.
Не допускается работа магнето с дополнительным выводом, не замассированным, так как это приведет к выходу из строя магнето.
Подсоединить к дистанционной клемме б выключения зажигания магнето провод от выключателя ВК-418 механизма блокировки коробки передач и провод от клавиши выключения зажигания на щитке приборов.
После установки магнето следует убедиться в исправности блокировки коробки передач: при выведении рычага переключения диапазонов и заднего хода (правый рычаг коробки передач) из нейтрального положения включатель ВК-418 должен замыкать дистанционную клемму магнето на “массу” и магнето не должно давать искру между электродами свечей двигателя.
При необходимости следует отрегулировать зазор 0,3-0,5 мм между торцом включателя ВК-416 и цилиндрической поверхностью валик механизма переключения передач регулировочными прокладками (см. раздел “Коробка передач”).
Обслуживание системы зажигания ПД Д-160 ЧТЗ
Содержать магнето в чистоте, протирая его чистой тряпкой, смоченной в бензине. Не допускать загрязнения проводов и следить, чтобы топливо и масло не попадали на изоляцию.
Следить за правильностью установки проводов магнето, зазоров между контактами 2 и 4 ( см. рис. 23 ) прерывателя и электродами свечи.
Нельзя обильно смазывать магнето. Наличие смазки на поверхности кулачка проверяют по промасливанию папиросной бумаги. Если смазки нет, на фильц 6 капают 3-5 капель моторного масла.
Периодически очищать свечи от пыли и грязи.
Проверять состояние контактов 2 и 4 прерывателя магнето. При наличии окисной пленки или эрозии на контактах зачистить их специальным напильником, имеющимся в ЗИП.
Зачистку осуществляют параллельно плоскости каждого контакта, после чего регулируют зазор между контактами.
При обнаружении дефектов в системе зажигания пускового двигателя проверить исправность магнето и свечей зажигания.
Для проверки исправности магнето:
- Концы проводов, подключенные к распределителю магнето, держать от корпуса магнето 20 на расстоянии 5-7 мм.
- Провернуть коленчатый вал пускового двигателя с помощью стартера или рукоятки механизма проворачивания. Исправное магнето должно дать искру.
- При отсутствии искры зачистить контакты магнето, отрегулировать зазор между контактами 2 и 4 прерывателя и повторить проверку.
Проверка исправности свечей пускового двигателя
Установка зажигания на ПД и установка магнето на пусковой двигатель
- провернуть рукояткой коленчатый вал пускового двигателя в положение, когда упор подвижного контакта 4 встанет на выступ втулки 7 кулачка прерывателя. Если зазор между контактами в этом положении не соответствует 0,25-0,35 мм, ослабить винт 1 крепления контактной стойки и, поворачивая эксцентрик 5, установить необходимый зазор между контактами;
- затянуть винт крепления стойки и проверить величину зазора. Отрегулировать угол опережения зажигания:
- снять крышку с люка корпуса муфты сцепления;
- медленно повернуть маховик по ходу вращения до щелчка пускового ускорителя 21 на такте сжатия в первом цилиндре, затем повернуть в обратном направлении так, чтобы метка 2 (рис. 50) «Заж» совпала с меткой 1 на фланце люка корпуса муфты сцепления;
- проверить положение контактов 2 и 4 (см. рис. 23) прерывателя магнето, которые должны находиться в начале размыкания. Если положение контактов не соответствует указанному, ослабить гайки крепления магнето и, поворачивая его относительно шпилек, установить контакты в положение начала размыкания;
- закрепить магнето в этом положении;
- установить крышку прерывателя магнето.
При установке снятого магнето совместить метку 2 «Заж» (см. рис. 50) с меткой 1 на фланце люка корпуса муфты сцепления, как указано выше. Повернуть вал магнето так, чтобы прорезь 11 на корпусе пускового ускорителя при виде со стороны фланца находилась с левой стороны от вертикальной оси 8 магнето, а ось 6 кулачков 10 должна переходить за вертикальную ось 8 магнето на угол 5-10° по ходу вращения. В таком положении установить магнето на двигатель и проверить угол опережения зажигания.