Mazda4you.ru

Мазда №4
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как не нарушить авторские права

Как не нарушить авторские права?

Решили использовать чужие фотографии, музыкальные или литературные произведения, дизайн или программное обеспечение – узнайте, в каких случаях нужно разрешение автора. За нарушение его прав придется выплатить крупную компенсацию

Как не нарушить авторские права?

Как защищаются права авторов?

Авторское право – это система правовых норм, которые регулируют отношения в сфере распоряжения музыкальными, литературными, научными произведениями, фотографиями, произведениями дизайна и архитектуры, программным обеспечением и другими объектами, которые указаны в ст. 1259 ГК РФ.

Перечисленные объекты не нужно регистрировать, как, например, изобретения или логотипы (товарные знаки), – правовая охрана устанавливается автоматически с момента создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Исключением являются программное обеспечение и базы данных. Их можно зарегистрировать (п. 3 ст. 1262 ГК РФ), но и отсутствие регистрации не повлияет на правовую охрану этих объектов.

Законом предусмотрены два критерия, по которым произведение признается охраноспособным: творческий характер (ст. 1257 ГК РФ) и выражение в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). То есть произведение должно быть создано в процессе творческой деятельности человека. Второй критерий означает, что произведение должно существовать не только в голове автора, но и на бумаге, в цифровой, пространственно-объемной форме или в виде аудио-, видеозаписи – в зависимости от его типа.

Произведение охраняется в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В это время запрещено бесконтрольно его использовать. За соблюдением этого правила следят либо сами правообладатели (автор или тот, кому он передал исключительное право на произведение), либо специальные организации. Например, Российское авторское общество может отслеживать случаи незаконного использования произведения, требовать от нарушителей выплаты компенсации и обращаться в суд с такими требованиями (п. 1 ст. 1229, п. 5 ст. 1242 ГК РФ).

(Сразу оговоримся, что наши рекомендации будут касаться также фонограмм, исполнений вокалистов, музыкантов, актеров и иных объектов прав, смежных с авторскими (гл. 71 ГК РФ).)

Как получить разрешение на использование произведения?

Автор обладает исключительным правом на произведение, т.е. может использовать его по своему усмотрению, запрещать или разрешать его использование другим (ст. 1270 ГК РФ).

Законное распоряжение произведением возможно только с разрешения правообладателя. Оно может воплощаться в форме лицензионного соглашения (ст. 1235, 1286, 1286.1 ГК РФ). Таким образом можно передать лицензиату права использования: воспроизводить, демонстрировать, перерабатывать произведение и т.д.

Такие соглашения заключаются так же, как любой другой договор, или размещаются на сайте в виде договора присоединения. Во втором случае соглашение начнет действовать для вас с начала использования интернет-сервиса. Например, нередко видеоролики на Youtube размещают в рамках лицензии Creative commons. Она дает возможность правообладателю сохранить свои авторские права, а другим – распоряжаться произведением согласно условиям лицензии.

Итак, если вы решили использовать чужое произведение, вам нужно ознакомиться с лицензионными условиями:

  • способы распоряжения, от которых зависит объем использования произведения;
  • срок, в течение которого его можно использовать;
  • территория, на которой разрешается использование;
  • ограничения, если они оговорены в соглашении;
  • иные обязанности лицензиата (пользователя).

Помимо лицензионного соглашения, может быть заключен договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234, 1285 ГК РФ). Он подразумевает передачу не отдельных прав использования, а исключительного права в целом.

Когда разрешение на использование произведения не нужно?

Законодательство предусматривает случаи свободного использования произведений (ст. 1272–1280 ГК РФ).

Например, ст. 1280 ГК РФ описывает права пользователей программного обеспечения и баз данных.

В ст. 1274 ГК РФ предусмотрена возможность цитирования произведений в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях и в целях раскрытия творческого замысла автора. Под цитированием понимается использование обнародованного произведения в другом, например в статье или видеоролике. Может показаться, что эта норма относится только к литературным и научным произведениям, т.е. к тексту. Однако она распространяется также на графические произведения и фотографии .

Цитирование возможно без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения, но нужно обязательно указать имя автора произведения и источник заимствования, например адрес сайта.

Чем грозит нарушение авторских прав?

За нарушение исключительного права на произведение придется выплатить компенсацию (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. – сумму определяет суд исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения (например, если вы продали партию контрафактных компакт-дисков за 10 тыс. руб., то компенсация составит 20 тыс. руб.);
  • в размере двукратной стоимости прав использования – она рассчитывается исходя из стоимости лицензии на произведение.

Если вы нарушили исключительное право автора, после чего он обратился в суд и настаивает на выплате крупной компенсации, можно потребовать уменьшения ее размера. Нужно будет сослаться на свое материальное положение или иные обстоятельства, которые позволяют установить невозможность выплаты компенсации или ее несоразмерность последствиям нарушения .

1 Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2017 г. № 305-ЭС16-18302 по делу № А40-142345/2015.

Трудовое право регулирует авторские права

Так сложилось, что взаимоотношения участников российского арт-рынка регулируются в большей степени обычаями делового оборота, а правовым аспектам, в частности, вопросам авторского права, не всегда уделяется должное внимание. Мы поговорили с Дарьей Сергеевой, старшим юристом адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры», о том, что необходимо знать при покупке произведений искусства.

Есть ли в законодательстве какое-то исчерпывающее определение произведения искусства?

Искусство – явление сложное и многогранное. Любой объект, созданный человеком, предполагается творчеством и, следовательно, объектом авторского права, вне зависимости от его художественной ценности. Оригинальность, творческий характер, объективная форма – это признаки, которые должны быть свойственны произведению. Другое дело, как они определяются в случае судебного спора. Это вопрос доказательств, оценки, экспертизы и т.д. В законе нет исчерпывающего определения, и оно, на мой взгляд, только повредило бы статусу произведения искусства. Произведения искусства нет необходимости регистрировать – соответственно, нет необходимости предъявлять формальные требования.

Идея зачастую играет ключевую роль в создании произведения, создаёт художественную ценность, превращая случайное нагромождение предметов в произведение искусства. Идеи и концепции произведения защищаются каким-то образом?

Идея произведения искусства может быть заимствована, иначе интерпретирована и реализована другим человеком. Однако воплощение этой идеи, фиксация ее в объективно существующей форме признается результатом творческого труда человека и объектом авторских прав. В этом суть авторского права. Оно защищает то, что сделал художник, но не препятствует другим людям развивать эти идеи.

Что подразумевается под творческим трудом и объективной формой?

Это философский вопрос. Творческий труд – труд, который отличает человека от машины. Он имеет творческий характер, в нём так или иначе задействована интеллектуальная деятельность. Если не доказано иное, предполагается, что созданное руками человека (а не изготовленное, например, на 3D принтере), создано творческим трудом. Но грань между трудом и творческим трудом очень тонкая. Например, создается эскиз: придумка автора, а воплощение помощниками. То, что они участвуют в создании, не делает их авторами. Автор – тот, кто придумал, если воплощение носило технический характер. Особенно это характерно для инсталляций, где идея зачастую более сложна, чем ее воплощение. Что касается объективной формы, в буквальном смысле это означает, что произведение имеет реальное воплощение. Иногда в споре об отсутствии объективной формы ссылаются на «неустойчивость» материального носителя, но эти понятия не стоит смешивать.

Как определяется оригинальность произведения искусства?

Жестких требований к оригинальности в законодательстве не предъявляется. Бывают случаи, когда одинаковые оригинальные произведения создаются независимо друг от друга, например, две одинаковые фотографии одного объекта с одного ракурса. Или, например, автор создаёт несколько версий своего произведения: у последующих уже нет новизны, но все они созданы творческим трудом. Речь идёт о создании самостоятельного произведения, насколько оно отличается; недостаточно просто поменять фон картины, чтобы произведение было оригинальным. Другое дело – современное искусство, носящее экспериментальный характер. Применительно к нему мнения в Европе и США разделились: в США в спорах судьи чаще встают на сторону авторов авангардных работ, в Европе более консервативный подход.

Какие права возникают при создании, приобретении и использовании предметов искусства?

Не нужно путать право собственности на вещь и интеллектуальные права на произведение, – последние могут как перейти к покупателю, заказчику, так и остаться у автора. Интеллектуальные права не зависят от прав на материальный носитель. Личные права – право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения и т.д. – неотчуждаемы. Например, право на имя: произведение должно использоваться под именем или псевдонимом автора, или анонимно. Исключительные права (на копирование, реставрацию, воспроизведение и т.д.) – по сути, это права на использование и распоряжение. Они могут быть переданы полностью или частично. При сделке, в которой не предусматривается передача исключительных прав, к собственнику материального носителя переходят права демонстрировать оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках; если сам приобретатель изображен на этом произведении, – использовать в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, воспроизводить, публично показывать и распространять копии произведения без цели извлечения прибыли.

Читать еще:  Регулировка карбюратора pierburg neuss

Какое ограничение на количество созданных автором копий своего произведения? Есть ли такое ограничение на воспроизведение произведения искусства собственником?

Как правило, автор создаёт произведение в нескольких вариантах. Каждое из этих произведений будет самостоятельным объектом. Законодательного ограничения на количество авторских копий нет: каждая из них будет являться произведением искусства. Единственное ограничение может применяться в случае, если исключительные права переданы кому-то другому. Тогда последующее создание копий картины самим художником будет, безусловно, считаться нарушением. Правда, договорные ограничения не позволяют на сто процентов гарантировать, что покупатель будет единственным обладателем картин подобного рода, ведь никакая уступка исключительных прав не может ограничить художника в создании новых произведений. В случае спора грань между созданием нового произведения и его копированием может быть установлена только судом.

Современные художники часто совместно готовят инсталляции и пишут картины. Как в таком случае распределяются авторские права?

Соавторство подразумевает совместно созданный объект; в этом случае личные неимущественные права авторов одинаковые. Исключительное право принадлежит соавторам совместно, и их взаимоотношения, в том числе распределение прибыли, определяются соглашением между ними, а в случае спора – судом.

Кто имеет право сделать репродукцию произведения кто угодно или обладатель исключительных прав?

Если эта картина была обнародована, то вы можете сделать копию для личных целей без получения согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Для коммерческого использования нельзя сделать репродукцию чужого произведения, не приобретя это право у автора, – это будет нарушением его прав, а репродукция в таком случае будет считаться не копией, а подделкой.

Исключительные права носят срочный характер: срок жизни автора и 70 лет после его смерти. Что происходит с произведением после этого срока?

После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Все могут свободно и без выплаты вознаграждения делать репродукции, использовать в своих работах и так далее. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Что подразумевает право на неприкосновенность произведения, которое сохраняется у автора при передаче прав на использование произведения?

Право на неприкосновенность произведения означает сохранение произведения в том виде, в котором оно было создано, защиту от искажений. Иными словами, собственник не может добавить или приписать что-то к картине. Владелец картины может её реставрировать, не спрашивая разрешения у автора, но надо учитывать, что в случае некачественной реставрации право автора может быть нарушено.

Какова специфика авторских прав на инсталляции и перфомансы? Как осуществляются продажи труднопереносимых и труднокопируемых инсталляций: например, груды конфет в галерее «Тейт», созданной художником Феликсом Гонзалесом-Торресом в 1991 году?

Инсталляции так же, как и картины, охраняются авторскими правами. Груда конфет на полу галереи «Тейт» может быть куплена и воссоздана в галерее в другой точке планеты. В этом случае передается право воссоздания – лицензия или разрешение на использование исключительных прав на этот объект. То, что при перевозке объект будет разрушен, не влияет на определение его статуса. Впоследствии инсталляция может быть воспроизведена лицом, у которого есть разрешение на использование исключительных прав, в данном случае, права на копирование – создание точно такого же или очень близкого объекта с разрешения автора. Таким образом, при правильном оформлении эта концепция может быть реализована без нарушения прав автора, с одной стороны, и безопасно с точки зрения галереи, с другой.

Перфомансы как сценическое искусство защищаются смежными правами – правом на исполнение. Это отдельный объект права с отдельным режимом. Право на показ картин в рамках сценического исполнения – объект авторского права. Права на авторский перфоманс могут быть переданы по договору, что обезопасит, например, галерею от потенциальных рисков. Хотя на практике, поскольку авторское право охраняет лишь форму, а не содержание, бороться с незаконным копированием будет крайне сложно.

Какова ситуация с защитой авторских прав на произведения искусства в России? Как часто дела о нарушении авторских прав доводятся до судебных разбирательств?

У нас очень хорошее законодательство об авторском праве, отвечает всем мировым стандартам. Однако закон – это не руководство по эксплуатации, он требует толкования и подчас не может ответить на некоторые практические вопросы. Проблемы с применением и реализацией прав действительно существуют. Если это нарушение права следования – получения вознаграждения автором от последующей продажи, – то это вопрос репутации аукционного дома или галереи, каким образом они проводят сделки. Если это проблема реализации авторских прав – ее возникновение зависит, в том числе, от того, насколько сами авторы или наследники о них осведомлены. В суде автору нужно доказать то, на что он ссылается, например, принадлежность авторского права: были ли предусмотрены защитные механизмы заранее или нет, было ли депонировано произведение, представлялось ли оно на выставках, были ли о нём публикации в прессе и т.д.

Судебной практики по авторскому праву немного – не только в сфере культурных ценностей, но и вообще в сфере интеллектуальной собственности. В основном это споры о взыскании авторского вознаграждения. Надо отметить, что позиция судов всё-таки больше на стороне авторов. Если художник действительно намерен доказать свои авторские права, у него достаточно хороший шанс сделать это в суде. Однако большая часть споров не доходит до судов. К взаимной выгоде бывает заключить соглашение.

Беседовал Александр Губанов, исполнительный директор «Артлот 24»

Может ли быть зарегистрировано авторское право на товарный знак?

Российское законодательство, основанное на нормах международного права в сфере охраны интеллектуальной собственности, заключает в себе ряд основополагающих принципов и понятий, служащих для защиты права на результат интеллектуальной деятельности.

В отношении авторского права следует отметить, что оно направлено на регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (статья 1255 ГК РФ). В соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК РФ (далее – Кодекс) для возникновения и осуществления защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Во избежание сложностей в ситуациях, требующих от автора подтверждения даты возникновения исключительного права на объект авторского права, следует заблаговременно позаботится о фиксировании даты создания объекта авторского права. Одним из фактов подтверждающим дату создания объекта может являться штамп почтового отделения, документ о выполнение работы, а также депонировании объекта авторского права в специализированной организации (например, Российское Авторское Общество).

Такой комплекс законодательных норм, как авторское право не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты интеллектуальной деятельности.

В свою очередь в Российском законодательстве, предусмотрен широкий ряд правовых норм и законодательных актов, направленных на создание средств защиты, служащих для индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий. К таким средствам в частности относятся фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение.

Такое понятие как «бренд» является синонимом термина, используемого в Российском законодательстве, как товарный знак из чего следует, что все гражданско-правовые отношения будут регулироваться законодательством по охране прав на товарный знак.

В соответствии со статьей 1480 Кодекса государственная регистрация товарного знака осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков.

Для регистрации исключительного права на товарный знак необходимо обратиться в Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявкой, оформленной в соответствии с установленными требованиями, приложив к заявке дополнительные оттиски товарного знака и документ, подтверждающий оплату госпошлины. Более подробные сведения о правилах оформления заявки изложены в статье 1492 Кодекса, а также Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. В качестве федерального органа, в настоящее время выступает ФГБУ Федеральный институт промышленной собственности.

Читать еще:  Как отрегулировать плуг на трактор юмз

Следует обратить внимание на требования, предъявляемые законодательством непосредственно к виду и существу товарного знака, изложенные в статье 1483 Кодекса.

Государственная регистрация товарного знака и приобретение исключительного права выступает результатом проведения экспертиз при соблюдении ряда условий. На основании решения о государственной регистрации товарного знака, в течение месяца после получения платежного документа об уплате госпошлины за выдачу свидетельства осуществляется регистрация знака в Госреестре товарных знаков и выдается свидетельство, которое подтверждает исключительное право на товарный знак (статьи 1503, 1504 и 1481 Кодекса).

Средний срок рассмотрения заявки и проведения экспертиз по товарному знаку может составить от 1 года до 1,5 лет.

Резюме

Авторское право на бренд не может быть зарегистрировано в Российском авторском обществе, так авторское право и бренд относятся к расличным понятиям законодательства и сферам защиты интеллектуального права.

Бренд может быть зарегистрирован в качетве товарного знака путем подачи соответствующей завки в Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальнгой собственности с соблюдением требований, установленных для оформления завки. По результатам проведенных экспертиз и на основании решения о государственной регистрации товарного знака, в течение месяца после получения платежного документа об уплате госпошлины за выдачу свидетельства осуществляется регистрация знака в Госреестре товарных знаков и выдается свидетельство (статьи 1503, 1504 и 1481 Кодекса).

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации («Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301, 29.01.1996, N 5, ст. 410, 03.12.2001, N 49, ст. 4552., 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.)
  • «Конвенция по охране промышленной собственности» (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979).
  • Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (Утверждены приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32. Зарегистрированы в Минюсте России 25.03.2003 г.; рег. № 4322. Опубликованы в «Российской газете» № 82 от 29.04.2003 г.).

Вашей интеллектуальной собственности требуется защита?

Эксперты юридической фирмы «АВЕНТА» оказывают полный комплекс услуг в этой области, в том числе:

10 мифов об авторском праве

Уже более 10 лет я практикую в области авторского права. Я регулярно консультирую клиентов из всех уголков нашей страны и за ее пределами. И, к сожалению, практически каждый день я отвечаю на вопросы, которые вытекают из самых распространенных мифов об авторском праве.

В этой статье предлагаю рассмотреть 10 самых распространенных мифов и заблуждений об авторском праве.

Можно про каждый из них написать отдельную объемную статью (что, кстати, мною уже сделано по многим вопросам), но сегодня я не буду останавливаться на подробных разборах, а лишь укажу почему миф является мифом и дам ссылку на «развеивающую» норму права или практику.

Будем двигаться от самых распространенных к менее популярным:

1) Авторские права надо зарегистрировать!

НЕТ! Не надо. Действующим законодательством не предусмотрена регистрация авторских прав. Такой процедуры не существует. Есть похожая процедура – депонирование. Но это не регистрация. Основание: п.4. ст.1259 ГК РФ: Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

2)Если объект размещен в открытом доступе в интернете, то его можно взять и использовать.

НЕЛЬЗЯ! Использование объектов авторских прав в интернете регулируется практически так же как и использование вне сети.

Согласно ст.1229 ГК РФ, только правообладатель может использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению и распоряжаться своим исключительным правом. При этом в упомянутой статье специально отмечено, что «отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

Однако часто приводятся аргументы, что существует статья 1276 ГК РФ, в которой говорится, что допускается использование без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, если нет извлечения прибыли. Это действительно так (с некоторыми уточнениями, которые содержатся в статье), но эта норма не распространяется на интернет. Об этом написано в п.13. Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015г.

3) Если нет знака/надписи копирайта, то объект можно использовать.

НЕЛЬЗЯ! Знаки охраны авторского права – отличная штука. Подробно о них я рассказывал в отдельной статье. Но использование знака охраны ©и уведомления о том, что права защищены – это право автора, а не обязанность. Это право закреплено в ст.1271 ГК РФ. Отсутствие на объекте знака/надписи копирайта не лишает его правовой защиты.

4) Существуют объекты без авторских прав, будем свободно использовать их!

ЛОЖЬ! Объектов без авторских прав не существует. Об этом у меня тоже есть отдельная подробная статья.

Если коротко: авторские права делятся на имущественное исключительное право и личные неимущественные права (право авторства, право на имя). Если обладатель исключительного права может распорядится им таким образом, что позволит всем использовать произведение любыми способами и отказаться от каких-либо действий по пресечению нарушений, то обладатель личных неимущественных прав не может от них отказаться. Согласно ст.1228 ГК РФ, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Так что даже при использовании объектов, на которые не нужно получать дополнительное разрешение, необходимо обеспечивать соблюдение личных неимущественных прав; в противном случае есть риск получить претензию и иск о защите личных неимущественных прав. ответственность за это тоже суровая. В этой связи не все условия иностранных открытых лицензий (таких, например, как Creative Commons) могут применяться в РФ; мы говорили об этом подробнов другой статье.

5) Можно использовать, если указать автора и источник.

ВСЁ НЕ ТАК! Указание автора обеспечит соблюдение личных неимущественных прав. Однако имущественное исключительное право все равно будет нарушено, если не было получено разрешение правообладателя.

В то же время существуют нормы о цитировании, которые позволяют в некоторых случаях не спрашивать разрешения правообладателя. Но цитирование разрешено только в строго определенных целях. Если цель Вашего использования не та, что указана в ст.1274 ГК РФ, то Вам необходимо разрешение правообладателя вне зависимости от того, укажите Вы автора и источник или нет.

6) Если нет извлечения прибыли, то можно использовать.

ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! В судебной практике полно случаев, когда нарушитель привлекался к ответственности при использовании охраняемых объектов без цели получения дохода. Да, ответственность в данном случае может быть смягчена судом. Но уйти от нее не получится. Согласно п.2. ст.1270 ГК РФ, использование объекта признается таковым независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

7) Возьму всего пару секунд, это допустимо.

НЕДОПУСТИМО! Согласно п.7. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются и на часть произведения тоже. При этом в законе не установлено какая именно часть это должна быть. Это может быть и 2 секунды музыкального трека и 1 минута из фильма и 3 предложения из текста. В любом случае незаконное использование такой части (если она создана творческим трудом автора) будет наказываться точно так же, как и использование всего произведения.

8) Эту идею надо запатентовать!

НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Всё дело в том, что в мире полно классных идей. И если бы все они патентовались или защищались каким-либо иным способом, то не существовало бы нормальной здоровой конкуренции. Защитить идею посредством авторского права не получится: согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Однако можно прибегнуть не к авторскому праву, а к патентному. При этом, правда, стоит понимать, что саму по себе идею тоже на запатентуешь; она должна быть выражена в виде технического решения или способа (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Тогда идея превратиться в изобретение, которое можно запатентовать и которое будет охраняться.

Читать еще:  Регулировка тросов кпп авео

9) Я читал закон об авторских правах – сам разберусь.

ГЛУПОСТЬ! Удивительно, но у Закона об авторском праве и смежных правах есть потрясающая особенность: он настолько сильно врезался в память наших граждан, что даже тот факт, что онутратил силу более 10 лет назад не может его оттуда выкинуть.

И действительно, даже сегодня многие полагают, что должны при использовании объектов авторских прав руководствоваться именно законом об авторском праве и смежных правах. Друзья, этот закон действовал в период с 09.07.1993г. по 31.12.2007 года. С 01.01.2008 года все отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются четвертой частью ГК РФ.

10) В тюрьму-то я точно не сяду.

ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ! Да, за нарушение авторских прав предусмотрена уголовная ответственность. И, вопреки распространенному ошибочному мнению, привлечения к ответственность по этой статье (ст.146 УК РФ) достаточно частое явление.

Соглашусь, что привлечь нарушителя к уголовной ответственности намного сложнее, чем, например, к гражданско-правовой. Особенно это заметно в сфере информационных или инновационных технологий, где для полного понимания картины преступления требуются еще и специальные технические знания.

По другим же объектам преступления практика привлечения достаточно объемна. Всё чаще правоохранительные органы проводят контрольные закупки у компьютерных мастеров, устанавливающих пиратские программы, всё чаще выявляют торговцев контрафактом.

Уголовная ответственность по ст.146 УК РФ наступает только если в результате нарушения был причинен крупный ущерб. При этом в законе для этой статье не определено, какой именно ущерб считается крупным. Пробел пришлось восполнять Пленуму Верховного суда в Постановлении №14 от 26.04.2007г. Пленум объяснил, что суды при установлении ущерба должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела, в том числе из размера доходов, полученных лицом в результате нарушения.

В основном осужденные по ст.146 УК РФ преступники получают условные сроки и штрафы. Однако даже условный срок – штука мало приятная, а судимость оставит след на репутации на всю жизнь. Вот несколько примеров привлечения к уголовной ответственности:

Трудовое право регулирует авторские права

Преподаватели:

Калятин Виталий Олегович, к.ю.н., ведущий юрист по интеллектуальной собственности РОСНАНО, лектор Российской школы частного права;
Корнеев Владимир Александрович, к.ю.н., заместитель председателя Суда по интеллектуальным правам, лектор Российской школы частного права;
Павлова Елена Александровна, к.ю.н., начальник отдела законодательства об интеллектуальных правах Исследовательского центра частного права, лектор Российской школы частного права.

Программа курса (50 академических часов)

Тема № 1. Общие положения

История возникновения прав на результаты интеллектуальной деятельности
Общая характеристика действующего законодательства РФ об интеллектуальных правах
Общие понятия в сфере интеллектуальных прав. Классификация интеллектуальных прав

Тема № 2. Авторское право и смежные права

  1. Объекты авторских прав

Понятие произведения науки, литературы и искусства. Критерии охраноспособности. Произведения, не подлежащие охране авторским правом. Охрана фольклора.
Отдельные виды объектов авторского права, их специфика. Программы для ЭВМ. Производные и составные произведения. Аудиовизуальные произведения.

  1. Субъекты

Понятие автора произведения. Обладание авторскими правами как часть гражданской правоспособности (ст.18 ГК РФ). Влияние гражданства автора на охрану авторских прав.
Соавторство: его критерии, порядок осуществления и защиты прав.
Юридические лица как субъекты авторских прав. Правопреемство на основе авторских договоров. Наследники авторов.
Организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами обладателей авторских (и смежных) прав.

  1. Содержание авторских прав

Виды авторских прав. Независимость авторских прав от права собственности на носитель произведения. Соотношение имущественных и личных неимущественных прав. Содержание отдельных авторских прав.
Возникновение и прекращение авторских прав. Соблюдение формальностей для приобретения права. Знак охраны авторского права.
Понятие общественного достояния.

  1. Ограничения авторских прав

Территориальные пределы действия авторских прав. Срок охраны авторских прав. Случаи свободного использования произведений. Трехшаговый тест.

  1. Распоряжение авторскими правами

Гражданско-правовая природа авторского договора. Виды договоров, их содержание и существенные условия. Создание произведений по трудовому договору или договору заказа.
Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии.
Наследование авторских прав.

  1. Права на программы для ЭВМ и базы данных

Понятие программы для ЭВМ и базы данных. Варианты правовой охраны.
Содержание прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Распоряжение правами на программы для ЭВМ и базы данных.

  1. Права, смежные с авторскими

Общие положения
Право на исполнение
Право на фонограмму
Право организаций эфирного и кабельного вещания
Право изготовителя базы данных
Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства

Тема № 3. Промышленная собственность. Патентные права

  1. Объекты патентных прав

Понятия изобретения, полезной модели, промышленного образца. Критерии патентоспособности (новизна, изобретательский уровень, оригинальность, промышленная применимость), действующие в отношении различных объектов патентного права. Объекты, которые не признаются патентоспособными.

  1. Субъекты патентных прав

Понятие автора изобретения, полезной модели или промышленного образца. Соавторство.
Понятие патентообладателя, соотношение прав автора и патентообладателя.
Иностранные патентообладатели.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и его органы.
Патентные поверенные.

  1. Содержание патентных прав

Виды патентных прав.
Соотношение имущественных и личных неимущественных прав.
Содержание исключительного права.
Право на получение патента.
Право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.
Понятие приоритета.

  1. Ограничения исключительного права

Свободное использование охраняемых изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Право преждепользования и право послепользования.
Принудительные лицензии.

  1. Возникновение и прекращение патентных прав

Правовая охрана на основе системы регистрации.
Понятие и содержание патента.
Сроки действия патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.
Случаи досрочного прекращения выданного патента.
Случаи признания выданного патента недействительным.
Процедура получения патента. «Международные» патенты.

  1. Распоряжение исключительным правом

Виды договоров, их форма, содержание и существенные условия.
Права на объекты, созданные в рамках трудового договора или договора подряда.
Наследование патентных прав.

  1. Право на селекционное достижение

Объекты прав на селекционное достижение
Субъекты прав на селекционное достижение
Содержание прав на селекционное достижение
Возникновение и прекращение прав на селекционное достижение
Распоряжение исключительным правом

  1. Право на топологию интегральной микросхемы

Понятие топологии интегральной микросхемы. Оригинальность топологии.
Субъекты прав на топологию интегральной микросхемы.
Виды и содержание прав на топологию интегральной микросхемы. Исключительное право использования топологии. Ограничения исключительного права. Срок действия прав, его исчисление.
Регистрация топологий интегральных микросхем.
Распоряжение правами на топологию интегральной микросхемы.

  1. Право на секрет производства (ноу-хау)

Понятие секрета производства (ноу-хау). Соотношение с коммерческой и служебной тайной. Критерии охраноспособности.
Субъекты прав на ноу-хау.
Содержание исключительного права использования ноу-хау. Его возникновение и прекращение.
Распоряжение исключительным правом на секрет производства.
Особенности ответственности за нарушение исключительного права.

Тема № 4. Промышленная собственность. Права на средства индивидуализации

  1. Право на товарный знак и знак обслуживания

Понятие товарного знака и знака обслуживания. Функции товарных знаков. Виды товарных знаков. Критерии охраноспособности товарных знаков. Основания для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.
Субъекты прав на товарные знаки. Иностранные правообладатели. Коллективные знаки.
Содержание права на товарный знак. Возникновение и прекращение права на товарный знак. Понятие приоритета. Общеизвестные товарные знаки. Обязанность использования товарного знака. Исчерпание прав.
Процедура регистрации товарного знака. «Международная» регистрация.
Распоряжение правом на товарный знак.

  1. Право на наименование места происхождения товара

Понятие наименования места происхождения товара. Соотношение с «указанием происхождения». Функции. Соотношение с товарными знаками. Критерии охраноспособности.
Содержание исключительного права использования наименования места происхождения товара. Его возникновение и прекращение. Процедура регистрации

  1. Право на фирменное наименование

Понятие фирменного наименования. Требования к фирменному наименованию. Соотношение с другими средствами индивидуализации.
Субъекты права на фирменное наименование.
Содержание права на фирменное наименование. Его возникновение и прекращение.

  1. Право на коммерческое обозначение

Понятие коммерческого обозначения. Соотношение с фирменным наименованием и другими средствами индивидуализации.
Субъекты права на коммерческое обозначение.
Содержание права на коммерческое обозначение. Его возникновение и прекращение.
Распоряжение правом на коммерческое обозначение.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты