Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нет обратной связи на брелке сигнализации

Почему нет обратной связи на брелке сигнализации

Благодаря практически обязательной во многих автосалонах установке сигнализации марки «Шерхан» (Scher-Khan) стали достаточно распространенными, а значит, набралась и приличная статистика их неисправностей и «детских болезней». В числе таких «глюков» бесспорно лидирует отказ реагировать на команды брелока, возникающий абсолютно непрогнозируемо и в первую очередь на сигнализациях семейства Logicar. Проблема эта в большинстве случаев – следствие «врожденной» ущербности протоколов связи Magic Code, примененных в сигнализациях «Шерхан», поэтому с ее симптомами и способами «лечения» стоит быть знакомым каждому владельцу.

Рассинхронизация брелоков сигнализации «Шерхан»

Протокол Magic Code по своей сути является классическим односторонним: в нем сеанс связи состоит из кодовой посылки, отправляемой с брелока к сигнализации, и в случае выполнения команды – обратной посылки с информацией о статусе, идущей от сигнализации к брелоку. То есть каких-либо методов безусловного подтверждения подлинности брелока, как это сделано, например, в диалоговом коде, не предусмотрено.

Подобные способы связи крайне уязвимы для кодграбберов – получив возможность вскрыть ключ шифрования, использующийся для связи брелока с сигнализацией, можно в любой момент генерировать новые кодовые посылки с командами, которые будут абсолютно верными с точки зрения сигнализации. Для увеличения криптостойкости в протоколе Magic Code была введена синхронизация брелока и сигнализации: команда, верно зашифрованная, но с неверной синхрометкой не признавалась «легитимной», и сигнализация на нее не реагировала.

Ущербность такого решения очевидна: в протокол изначально заложено «узкое место» в виде возможности рассинхронизации брелока и самой сигнализации. Недаром в инструкциях к сигнализациям без диалогового кода прописывается указание не нажимать кнопки вне радиуса связи, что ускоряет вероятную потерю синхронизации. Однако же, у «Шерханов» семейства Logicar она стала общей проблемой даже в условиях, когда объективных предпосылок для потери синхронности нет.

Программирование брелоков «Шерхан»

Устранение неисправности в этом случае не доставляет особых проблем – достаточно заново прописать брелоки, чтобы синхронизировать их с центральным блоком. При этом нужно учитывать, что в начале этой процедуры коды всех ранее прописанных брелоков стираются из памяти, то есть «допрописать» брелок невозможно, прописывать нужно обязательно весь используемый комплект.

Для начала нужно снять сигнализацию с охраны. В условиях, когда она не реагирует на брелок, удобнее всего это сделать при активированной функции Slave (штатным радиоключом автомобиля), в противном случае необходимо воспользоваться алгоритмом аварийной разблокировки.

Если пользователь или установщик не задавал ранее персональный защитный код, снятие с охраны без брелока очень просто:
1. Открыть дверь с ключа и включить зажигание.
2. На 2 секунды зажать кнопку «Валет» (Valet), которая у «Лоджикаров» находится на самом заметном месте, ибо сблокирована с контрольным светодиодом.
3. Отпустить кнопку и тут же кратковременно нажать ее еще раз.

Как видите, отключение сигнализации, не защищенной пин-кодом, выполняется буквально за три секунды любым человеком, поэтому задать его нужно обязательно. При активированном в настройках пин-коде для снятия с охраны придется последовательно набирать его цифры кнопкой Valet.

После отключения охраны можно приступить к прописыванию брелоков. Порядок действий при этом таков:
1. При включенном зажигании зажать кнопку Valet на две секунды, получив в подтверждение однократную вспышку поворотников или габаритов (в зависимости от подключения конкретной сигнализации).
2. Кратковременно нажать кнопку. В ответ сигнализация подаст две вспышки, если не задана защита пин-кодом, или одну, если пин-код установлен.
3. При наличии пин-кода он вводится кнопкой Valet: сначала первая цифра (например, для цифры 2 кнопка быстро нажимается 2 раза), затем, после паузы и вспышки аварийной сигнализации – следующая. Если пин-код не задан, этот шаг пропускается.
4. Теперь сигнализация находится в режиме программирования брелоков. С паузой не более 5 секунд (в противном случае сигнализация выйдет из режима) нужно нажать на первом прописываемом брелоке кнопку 1. Если команда с брелока считана нормально, сигнализация подаст одну вспышку, подтверждая, что брелок успешно прописан. Далее таким же образом прописывается второй, при наличии – и третий.

Если сигнализация не воспринимает ни один прописываемый брелок, очевидна неисправность антенного модуля или соединительного кабеля.

Ремонт разъема сигнализации «Шерхан»

Часто встречающаяся проблема – это потеря контакта в разъемах, соединяющих антенный модуль и центральный блок сигнализации. В этом разъеме 4 провода: питание, «масса», линия передачи данных от центрального блока и линия приема.

При заводской сборке кабелей контактные клеммы обжимаются автоматом прямо по изоляции проводов. Контакт при этом обеспечивается острыми усиками, которые сквозь изоляцию проникают к жилкам провода.

Однако со временем качество контакта в таком разъеме может теряться, причем в трех случаях из четырех сигнализация перестанет реагировать на команды с брелока (достаточно нарушиться контакту на линии питания, массы или приема данных). Если же контакт теряется на линии передачи, то сигнализация продолжит воспринимать команды с брелока, но индикация на нем как бы «зависнет» — не будет обновляться информация о статусе охраны, автозапуске и так далее, так как передавать посылку со статусной информацией на брелок система не сможет.

Неисправность находится после снятия кабеля и прозвонки каждого провода от разъема до разъема. Провод с нарушенным контактом извлекается из колодки (достаточно поддеть пластиковый усик-фиксатор и вытащить контакт наружу). Затем обжатый контакт аккуратно снимается с провода, изоляция зачищается, и обратно контакт устанавливается уже на пайку – после такого ремонта кабель проблем доставлять уже не будет.

Читать еще:  К установкам пожарной сигнализации относятся

Ситуация, когда нет связи брелка с сигнализацией может серьезно попортить настроение автовладельцу. Любая попытка открыть дверь автомобиля ключом будет приводить к активации режима тревоги.

Отключение автосинаглизации также не решает проблему, так как железный конь в таком случае становится лакомым кусочком для злоумышленников.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В процессе эксплуатации автосинаглизации шерхан причинной почему пропала обратная связь, может быть:

  • севший элемент питания;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • программные проблемы;
  • обрыв шлейфа передатчика или потеря контакта на одной из его сторон;
  • неисправность в передатчике.

Часть неисправностей из-за которых нет обратной связи с брелком легко устранимы. При некоторых поломках все же не обойтись без квалифицированной помощи. В любом случае попав в такую ситуацию автовладельцу не следует паниковать.

Первым делом следует применить метод отключения сигнализации без брелка. Все охранные системы scher khan предоставляют водителю такую возможность.

Неисправности, которые легко устранить

Наиболее частым вариантом, почему не работает обратная связь, является севшая батарейка в брелке. В таком случае необходимо:

  • Убедится в том, что проблемы только с одним брелком. Для этого с помощью второго брелка, например, опционного проверить работоспособность автосигнализации.
  • Вынуть батарейку.
  • При наличии мультиметра проконтролировать напряжение. Например, в шерхан магикар 7 в основной брелок устанавливается элемент питания ААА с номинальным напряжением 1,5 В. В опционном брелке шерхан 7 имеет два элемента питания CR2025 с суммарным напряжением 6 В. Допускается напряжение на 15% ниже от номинала.
  • Заменить батарейку и проверить работоспособность.

Так как управляющие сигналы передаются по радиоканалу, возможны помехи, способные заглушить связь. В таком случае необходимо перестать ставить автомобиль в том месте, где присутствуют радиопомехи.

Также следует проявить повышенную внимательность к безопасности железного коня. Наличие радиопомех говорит о возможном считывании сигналов брелка злоумышленниками.

Решение программной проблемы

Ситуация, когда на сигнализации шерхан нет обратной связи, может случится из за программной ошибки. Система охраны в таком случае просто не видит брелок. Для устранения неисправности необходимо запрограммировать брелок в память процессорного блока. Например, в шерхан 5 это можно сделать соблюдая последовательность:

  • На протяжении четырех секунд трижды провернуть ключ в замке зажигания.
  • Дождаться одной вспышки аварийной сигнализации. Это подтвердит успешный вход в режим программирования.
  • Нажать на клавишу I брелка. Временной интервал от вспышки аварийки не должен превышать четыре секунды.
  • Об записи брелка в память процессорного модуля сообщит одинарная вспышка сигнализации.

Если во время пункта три не уложиться в четырехсекундный интервал, то охранная система выйдет из программирования, активировав режим «Валет».

Обрыв шлейфа

В случае обрыва одного из проводков в шлейфе может пропасть исполнение части команд, подаваемых с пульта. Реже после порыва соединения нет связи с брелком полностью. Для исправления ситуации необходимы определенные электротехнические способности.

Первым делом следует произвести прозвонку с помощью мультиметра или омметра каждого провода внутри шлейфа. Наиболее часто обрыв случается в месте перегиба или около клеммной колодки. После обнаружения повреждения требуется подпаять оборвавшийся контакт или заменить шлейф на новый.

Проблемы с передатчиком

Решение проблем с передатчиком требует знаний по электронике. Разобраться с этим обычному пользователю затруднительно. Наилучшим способом решения возникшей с передатчиком проблемы является обращение на сервисный центр по обслуживанию охранных систем.

Если автосигнализация шерхан приобретена недавно и находится на гарантийном обслуживании, следует воспользоваться возможностью ремонта бесплатно.

    17421 Просмотр

На брелке томагавк серии TZ пропадает обратная связь с сигнализацией, то есть сигнал уходит и машина даже срабатывает, но обратной связи нет.

За обратную связь в брелке отвечает вот эта катушка, как видите она в герметике.

Но в некоторых брелках она без герметика и от небольшого удара или вибрации место пайки попросту обрывается, так как припаянный проводок очень тонкий и восстановить такую пайку будет достаточно сложно.

чтобы избежать потери обратной связи на томагавке достаточно капнуть пару каплей герметика на места соприкосновения катушки и платы

Послед данной процедуры брелок не потеряет связь от падений ударов и тд..

Архив: Автосигнализация Scher-Khan Magicar 10

Этот товар недоступен для установки, попробуйте выбрать что-то из актуальных предложений:

Scher-Khan Magicar 10

Основные характеристики новой сигнализации Schser-khan связаны с обновлённым кодом системы, а так же с применением встроенного в автосигнализацию CAN модуля, для упрощения установки на современныне автомобили. Система разработана в основном для автосалонов, где приветствуется установка конвеерного типа. При наличии встроенного CAN модуля , работы производимые на автомобилях по установке сигналки занимают не более 1 часа.

Основные особенности SCHER-KHAN MAGICAR 10 :

  • Возможность подключения к штатной шине CAN автомобиля для чтения и передачи данных;
  • Возможность работы в режиме «Slave» (управление системой посредством штатного брелока автомобиля) при подключении к шине данных CAN;
  • Дальность оповещения до 2 км.
  • Управление вторым автомобилем с помощью основного брелока, при условии, что на нем также установлена система SCHER-KHAN MAGICAR 10;
  • Синхронизация брелоков, позволяющая автовладельцу получать все сведения о состоянии автомобиля на основной брелок;
  • Дополнительный датчик тахометра;
  • Работа системы с турбированными двигателями на основе тахометрического сигнала позволяет или произвольно устанавливать время работы двигателя после выключения зажигания (1, 2 или 3 мин.), или данное время будет определяться системой автоматически (1-4 мин.) в зависимости от частоты оборота двигателя в течение последних 5 мин. до активации функции «Турбо»;
  • Охрана автомобиля с работающем двигателем, без ключа в замке зажигания в течение установленного (15, 25 и 45 минут) или неограниченного времени (функция «Pit-Stop»);
  • Независимый вход для подключения любого дополнительного датчика без использования входа для подключения датчика удара;
  • Энергосбережения батарейки брелока, позволяющая продлить срок службы элементов питания до 3 раз;
  • Таймер парковки, фиксирующий время, прошедшее с момента постановки автомобиля на стоянку;
  • Функция блокировки кнопок на брелоке, для избежания случайного нажатия кнопок. При активации режима тревоги, кнопки автоматически разблокируются;
  • Функция «Будильник».
Читать еще:  Как отрегулировать чувствительность сигнализации sheriff

Функции брелока-коммуникатора:

  • Отображение информации на жидкокристаллическом дисплее;
  • Защита от перехвата кодовых посылок MAGIC CODE PRO;
  • Раздельные каналы постановки и снятия режима охраны;
  • Дополнительный код подтверждения снятия с охраны — опция
  • Аудиовизуальное подтверждение выполняемых команд;
  • Вибрационный звонок;
  • Дальняя связь до 2 000 м с процессорным блоком;
  • Автоматическая подсветка дисплея;
  • Индикация разряда батареи;
  • Индикация напряжения аккумуляторной батареи автомобиля;
  • Индикация температуры в салоне автомобиля и текущего времени;
  • Экономичное питание (один элемент ААА).

Функции процессорного блока:

  • Персональный код для доступа в салон автомобиля при утере ключа;
  • Защита от несанкционированной записи дополнительных брелоков;
  • Автоматическая постановка на охрану;
  • Автоматический возврат в режим охраны, если не была открыта дверь;
  • Режим охраны без сигналов сирены;
  • Скрытая охрана (возможность передачи сигналов тревоги только на брелок) ;
  • Постановка/снятие охраны без сигналов сирены;
  • Программирование типа реле блокировки (НЗ или HP);
  • Программирование событий для включения двух дополнительных каналов;
  • Охрана с работающим двигателем;
  • Возможность подключения отрицательных и положительных датчиков дверей;
  • Запирание и отпирание замков дверей при включении и выключении зажигания;
  • Предупреждение аварийной сигнализацией об открытой двери;
  • Режим ПАНИКА или JackStop;
  • Высокочувствительный микрофонный двухуровневый датчик удара;
  • Предупреждение о включенных габаритных огнях;
  • Режим иммобилайзера;
  • Служебный режим VALET.

На авто сигнализацию SCHER-KHAN MAGICAR 10 предоставляется 5 лет гарантии.

Как прописать брелок Шерхан Магикар 5

Программирование брелка Шерхан 5 может понадобиться в следующих случаях:

  1. Сигнализация не включается и не отключается с одного пульта, другие работают нормально.
  2. Повреждение корпуса или печатной платы коммутатора.
  3. Некорректная работа основного блока и пульта дистанционного управления.
  4. Использование дополнительных брелоков.

Записать в памяти противоугонной системы можно три пейджера. Сделать это несложно, но процедура имеет свои особенности.

коммуникатор

Привязка нового брелка к сигнализации Scher Khan Magicar 5

Записать новый коммуникатор в память Магикар 5 вам поможет инструкция по эксплуатации. Перед исполнением каких-либо действий с пультом внимательно изучите её.

Запрограммировать брелок противоугонной системы можно только при отключённом режиме охраны. Если вы осуществляете подключение новых пультов, не забудьте перезаписать старые, а то они удалятся из памяти системы.

  1. За четыре сек. три раза включите и выключите зажигание. Световые приборы мигнут единожды. Совершён вход в режим программирования.
  2. Введи код пульта, нажав кнопку 1. Это надо сделать в течение четырёх секунд. Световые приборы автомобиля загорятся один раз.
  3. Если нужно, то аналогичным образом проведите запись следующих коммутаторов.
  4. Ничего не предпринимайте четыре секунды после программирования последнего пульта и система автоматически выйдет из настроек.

Прошивка и перепрограммирование Шерхан 5

Перепрошить брелок Магикар 5 версии можно, используя ПИН-код. Осуществите запись кодов пультов, выполняя следующие пункты инструкции.

  1. За четыре секунды три раза проверните ключ зажигания из положения «Выкл» в «Вкл». Выключите зажигание.
  2. На протяжении четырёх секунд включите заново зажигание. Число включений должно совпадать с первым значением секретного кода. Световая оптика загорится один раз, подтверждая возможность ввода второго значения.
  3. Включите зажигание. Количество включений должно соответствовать второй цифре кода. «Аварийка» мигнёт один раз, подтверждая правильные действия.
  4. Аналогично введите остальные значения секретного числа.
  5. После введений всех цифр нажмите кнопку 1 коммутатора. Световые приборы загорятся один раз, подтверждая запись пейджера. Через четыре секунды система выйдет из режима программирования.

активация

Смотрите всё про программирование брелка Шерхан 6.

Не прописывается дополнительный брелок Magicar 5: причины

Нередки ситуации с коммуникатором противоугонной системы, когда он не программируется. На это есть ряд причин:

  • испорчен пульт;
  • активирован режим «Валет»;
  • система не распознаёт команду «Зажигание включено».

настройка

Если самостоятельно не удаётся, испробовав все варианты, прописать брелок, следует заменить его на новый или же обратиться в сервисный центр.

Инструкция настройки автозапуска

Запуск двигателя – очень удобная функция охранной системы. Внимательно изучив руководство по эксплуатации, завести машину с брелка самостоятельно сможет каждый автолюбитель. Перед программированием снимите автомобиль с охраны, выключите зажигание, отключите режим «свободные руки», на всякий случай откройте одну дверь.

Настройка по времени.

  1. Для входа в программирование одновременно зажмите клавиши 1 и 2.
  2. Войдите в настройки автозапуска по времени, нажав тринадцать раз кнопку 4. После каждого нажатия система должна издавать однократный звуковой сигнал.
  3. Выберете нужное время автозапуска: кнопка 2–8 часов, 3–4 часа, 4–2 часа.
  4. Затем включите таймер, кликнув одновременно клавиши 2 и 4. На дисплее появится символ «timer».

Автозапуск двигателя по температуре.

  1. Войдите в режим программирования: кнопки 1 и 2.
  2. Двадцать один раз нажмите клавишу 4.
  3. Выберете необходимую температуру: клавиша 2 – (-15), 3 – (-25), 4 – (+60).
  4. Включите таймер, нажав одновременно 2 и 4. На дисплее высветится надпись «timer».
Читать еще:  Гольф установка сигнализации фотоотчет

валет

Всё про программирование брелка Шерхан Магикар 4.

Как снять режим Валет без брелка

На сигнализации Шерхан достаточно легко случайным нажатием включить режим «Valet». Очень часто это принимают за поломку системы: сигнализация не отвечает на удары, отказывает автозапуск, не программируются брелоки, светодиод горит постоянно. Работает только центральный замок и открытие багажника.

Чтобы отключить «Валет» без брелока, используйте многофункциональную кнопку, размещённую на видном месте.

  1. Включите зажигание, двигатель не заводите.
  2. На две секунды зажмите многофункциональную клавишу. «Валет» отключён.

три штуки

Все ли брелки Шерхан Магикар 5 взаимозаменяемы?

второй

Пульт сигнализации это такая вещь, которая постоянно теряется, забывается, ломается, попадает в воду. Подключить второй брелок нет возможности из–за его отсутствия. Замена на оригинальный пульт тоже нереальна. Приходится искать коммуникатор семейства более, менее совместимый с вашим. Пейджер может полностью, частично, или не подходить совсем. Совместимость брелоков противоугонной системы Шерхан Магикар 5 была рассмотрена нами ранее.

Видео помощь для активации пультов


Как правильно делается настройка брелка Шерхан Магикар А.

Вы тутНовинки авто > Автосигнализации >

Scher-Khan Logicar 4 — надежная автосигнализация со множеством функций!

Scher-Khan Logicar 4 — современная автомобильная охранная система, которая отличается широким функциональным набором и стильным дизайном брелка. Одним из ключевых преимуществ Scher-Khan Logicar 4 является встроенный модуль согласования с цифровыми шинами автомобилей CAN и K-line. Благодаря данной особенности система легко и быстро монтируется с использованием минимального количества проводов и подключается к бортовой сети любого современного автомобиля.

Данная охранная система имеет увеличенную дальность связи, которая достигает 1500 м, оснащена функцией автоматического запуска двигателя и режимом охраны с работающим двигателем без ключа в замке зажигания (Pit-Stop). Помимо этого, Scher-Khan Logicar 4 может работать в SLAVE-режиме, при котором управление осуществляется с помощью штатного брелка автомобиля.

Система имеет криптостойкий алгоритм кодирования радиосигнала MAGIC CODE™ PRO 2, в котором используется блочно-потоковое шифрование пакета, отправляемого в радиоэфир. Стоит отметить, что уникальные ключи MAGIC CODE™ PRO 2 не передаются в открытый эфир, что делает абсолютно бесполезным перехват кодовых посылок. Дополнительную защиту от кодоподмены в ряде режимов работы автосигнализации обеспечивает синхронизация по времени, благодаря которой снятие автомобиля с охраны возможно только при полном совпадении времени на таймерах брелка и блока охранной системы. Также данная автосигнализация оснащена усовершенствованной функцией исправления ошибок, что позволяет ей уверенно воспринимать и исполнять даже искаженные помехами команды.

В комплектацию автосигнализации включен многофункциональный 4-кнопочный брелок-пейджер с большим ЖК-дисплеем. Брелок выполнен в эргономичном дизайне и при этом стоек к истиранию, благодаря чему длительное время сохраняется его привлекательный внешний вид. На дисплее отображаются данные о состоянии охраняемых зон автомобиля, статус сервисных функций и различные дополнительные данные. Основной брелок оснащен вибровызовом, функцией блокировки кнопок и имеет яркую подсветку дисплея.

Функции брелка-коммуникатора

Многофункциональный 4-­кнопочный брелок­-коммуникатор с жидкокристаллическим дисплеем

Аудиовизуальное подтверждение выполняемых команд

Дальняя связь с процессорным блоком (до 1500 м)

Индикация напряжения аккумуляторной батареи автомобиля

Индикация наличия сигнала обратной связи

Включение и выключение режима охраны разными кнопками

Защита от перехвата кодовых посылок MAGIC CODE™ PRO 2

Возможность управления вторым автомобилем

Индикация разряда батареи брелка

Режим энергосбережения Battery Save Mode

Синхронизация показаний всех брелков, записанных в память системы

Автоматическая подсветка дисплея

Программирование времени автоматического запуска двигателя (с точностью до минуты)

Индикация напряжения батареи брелка

Звуковой и визуальный режим напоминания о получении тревожного сообщения

Индикация температуры в салоне автомобиля

Блокировка клавиатуры брелка

Индикация текущего времени

Экономичное питание (один элемент ААА)

Индикация времени работы двигателя в режимах автоматического запуска, Pit-Stop и «Турбо»

Функции процессорного блока

Запуск двигателя по команде с брелка

Автоматический запуск двигателя на автомобилях с автоматической или ручной коробкой передач

Согласование с информационными шинами автомобилей CAN, K-­LINE

Автоматический запуск двигателя в заранее заданное время каждые 24 часа

Работа системы запуска как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями

Автоматический запуск двигателя с учетом температуры для прогрева двигателя и салона автомобиля зимой и включения кондиционера летом

Отслеживание запуска двигателя по сигналам тахометра или генератора

Приоритетное отпирание двери водителя (программируемая функция)

Режим охраны автомобиля с работающим двигателем

Автоматический запуск двигателя каждые 2, 4 или 8 часов

Персональный код для снятия системы с охраны при утере брелка (PIN-­код)

Силовой выход управления аварийной сигнализацией (две цепи)

Автозапуск двигателя с учетом напряжения аккумулятора для защиты его от разряда при длительной стоянке

Управление заводской охранной системой от брелка Scher­-Khan (опция)

Автоматический запуск двигателя на автомобилях, оснащенных системой «виртуальный ключ»

Запирание и отпирание замков дверей при включении и выключении зажигания

Режим Pit­-Stop

Управление системой от штатного брелка автомобиля (опция)

Возможность диагностики и настройки системы через подключение к USB-порту компьютера с использованием программы диагностики Scher­-Khan OpWin

Режим «Паника» или JackStop™ (программируемая функция)

Двухшаговое отключение охраны (возможно с применением персонального кода)

Пять универсальных программируемых каналов управления дополнительными устройствами с возможностью изменения алгоритмов работы

Режим охраны без предупредительных сигналов сирены, без тревожных сигналов сирены (программируемая функция)

Силовой выход отпирания замка багажника (программируемая функция)

Программирование типа реле блокировки

Режим турботаймера с изменяемым временем охлаждения турбины двигателя

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector