Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство и комплектующие детали автомобилей Рено. Эксплуатация, техническое обслуживание и регулировки

Устройство и комплектующие детали автомобилей Рено. Эксплуатация, техническое обслуживание и регулировки.

Оборудование дизеля F8Q автомобилей Рено Меган, Рено Кангу

Использование системы электронного впрыска на дизельных двигателях F8Q Рено Меган, Рено Кангу позволило оптимизировать их работу и уменьшить уровень содержания вредных веществ в отработавших газах.

Система электронного впрыска Рено Меган дизель состоит из компьютера, который получает информацию:

– от датчика температуры охлаждающей жидкости;

– от датчика температуры воздуха;

– от датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя;

– от датчика скорости движения автомобиля;

– от потенциометра нагрузки;

– от датчика начала впрыска, датчик входит в состав форсунки цилиндра № 3 (форсунка со встроенным датчиком).

Компьютер системы дизеля F8Q Рено Меган, Рено Кангу осуществляет управление:

– топливным насосом высокого давления:

— высотным корректором (F8Q 630) через реле;

— электромагнитным клапаном опережения впрыска

– системой запуска холодного двигателя Renault Megane/Kangoo (свечи предпускового подогрева и устройство предпускового и последующего подогрева);

– системой рециркуляции выхлопных газов;

– сигнальной лампой отказа системы впрыска;

– сигнальной лампой системы предварительного подогрева;

– электромагнитным клапаном управления пневмоприводом ускоренного холостого хода;

– реле электрического насоса усилителя рулевого управления (если он есть), питание к электрическому насосу подается, как только частота вращения коленчатого вала двигателя превысит 650 об/мин. Компьютер также осуществляет самодиагностику, результаты которой можно посмотреть с помощью переносного прибора XR25.

У топливного насоса высокого давления ТНВД Рено Меган, Рено Кангу можно заменить:

– электромагнитный клапан опережения впрыска;

– отсечной электромагнитный клапан.

Характеристики дизельного оборудования двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу

Компьютер — LUCAS 25-контактный (при замене компьютера проведите подтверждение положения «педаль нажата до упора» потенциометра нагрузки)

Впрыск — В предкамеру ТНВД LUCAS DIESEL 8448B 171 A/231A (F8Q 630) / 8448B152 B/241B (F8Q 662) — Роторный насос в состав которого входят: электромагнитный клапан опережения; высотный корректор (F8Q 630).

Регулировка топливного насоса Рено Меган, Рено Кангу (фиксирование положения ВМТ с помощью стержня 8 мм)— Размер (X) на насосе

Корпус форсунки LUCAS DIESEL LCR 6735 405 — Момент затяжки: 7 даНм (гайки форсунки на корпусе форсунки и корпуса форсунки в головке блока)

Корпус форсунки со встроенным датчиком подъема иглы LUCAS DIESEL LCDR020011AA1 — Момент затяжки: 7 даНм, Сопротивление = 105 Ом

Форсунки LUCAS DIESEL RDN OSDC 6902 — Контрольное давление впрыска: 130 ± 5 бар, Максимальное отклонение: 8 бар

Электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов Renault Megane/Kangoo — Напряжение: 12 В, Сопротивление: 46 ± 5 Ом

Трубопроводы высокого давления — Внутренний диаметр: 2,5 мм, Длина: 330 ± 5 мм

Блок реле предварительного подогрева — С функцией последующего подогрева (команда выдается компьютером)

Свечи предпускового подогрева — BERU Закрытого типа, Сопротивление: 0,8 Ом, Момент затяжки: 2 даНм

Датчик ВМТ — Сопротивление: 220 Ом

Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода F8Q Рено Меган, Рено Кангу — Напряжение: 12 В, Сопротивление: 46 Ом

Корректор впрыска топлива — Напряжение: 12 В, Сопротивление: 11,5 Ом

Рис.1. Расположение элементов системы дизельного двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу

1 — Электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов, 2 — Датчик температуры воздуха (белый разъем), 3 — Датчик температуры охлаждающей жидкости (белый разъем), 4 — Компьютер впрыска дизельного двигателя, 5 — Топливный фильтр, 6 — Блок реле свечей предпускового и последующего подогрева, 7 — Датчик ВМТ, 8 — Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода, 9 — Отсечной электромагнитный клапан / кодированный электромагнитный клапан, 10 — Цифровой ТНВД DPC F8Q Рено Меган, Рено Кангу, 11 — Потенциометр нагрузки, 12 — Электромагнитный клапан опережения впрыска, 13 — Высотный корректор, 14 — Форсунка со встроенным датчиком подъема иглы

Электромагнитный клапан опережения впрыска топлива дизеля F8Q Рено Меган, Рено Кангу

Снятие

Отсоедините электрический разъем от насоса.

Отсоедините от 10-контактного разъема насоса наконечники двух проводов электромагнитного клапана опережения впрыска.

Чтобы отсоединить наконечники от разъема топливного насоса двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу:

— Потяните на себя желтую заглушку (2), чтобы освободить ее от зацепления с наконечниками, затем нажмите на две защелки, расположенные с обеих сторон разъема.

— Выньте желтую направляющую заглушку.

— Натяните снимаемый проводник.

— Наконечник закреплен в разъеме, расположенными по обеим сторонам защелками; с помощью отвертки отожмите одну защелку (натянутый провод не позволит защелке вернуться на место).

— Отожмите другую защелку с помощью отвертки.

Теперь наконечник может быть извлечен из разъема.

Снимите защитный чехол электромагнитного клапана дизеля F8Q Рено Меган, Рено Кангу.

Снимите защитную крышку с электромагнитного клапана.

Снимите электромагнитный клапан с помощью оправки Mot. 997-01.

Установка

Следует обязательно вынуть небольшой сетчатый фильтр, установленный на дне канала; используйте для этого щипцы с тонкими губками; замените фильтр новым.

Наружная часть фильтра выполняет роль уплотнительной прокладки, которая раздавливается при затяжке с рекомендованным моментом клапана.

Установите по порядку прокладку (4) патрубка трубки возврата (5), новый клапан (1), снабженный сетчатым фильтром, а также два уплотнительных кольца (6) и (7).

Читать еще:  Как отрегулировать фары на рено премиум

Произведите затяжку клапана с моментом 3 даНм, используя оправку Mot. 997-1.

Наденьте новый защитный чехол (2) на клапан. Подсоедините к разъему два наконечника.

Подключите разъем. Установите на место защитный чехол жгута и его стопорное кольцо.

Прокачайте контур подачи дизельного топлива с помощью подкачивающего насоса F8Q Рено Меган, Рено Кангу перед запуском двигателя.

Обязательно удалите информацию о неисправности из памяти компьютера, набрав команду «GO» на диагностическом приборе RX25.

После выполнения операции не забудьте провести испытание автомобиля.

Высотный корректор двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу — Снятие и установка

Снимите трубопровод высокого давления.

Снимите форсунку (цилиндра № 3) со встроенным датчиком подъема иглы, используя инструмент Mot. 997-01.

Снимите защитный чехол, прикрывающий высотный корректор. Снимите защитную крышку с электромагнитного клапана.

Снимите высотный корректор Renault Megane/Kangoo (1) с помощью оправки Mot. 1440.

Обязательно вынуть небольшой сетчатый фильтр, установленный на дне канала; используйте для этого щипцы с тонкими губками; замените фильтр новым.

Произведите затяжку высотного корректора (1) с моментом 3 даНм, используя оправку Mot. 1440.

Наденьте новый защитный чехол на высотный корректор. Подсоедините к разъему два наконечника. Подключите разъем.

Установите на место защитный чехол жгута и его стопорное кольцо.

Прокачайте контур подачи дизельного топлива с помощью подкачивающего насоса перед запуском двигателя.

Обязательно удалите информацию о неисправности из памяти компьютера, набрав команду «GO» на диагностическом приборе RX25.

После выполнения операции не забудьте провести испытание автомобиля.

Корректор регулирует производительность топливного насоса ТНВД дизеля F8Q Рено Меган, Рено Кангу в зависимости от высоты над уровнем моря; если автомобиль едет на высоте равной или превышающей 1000 метров, компьютер уменьшает производительность на 3 мм3/цикл.

Он восстанавливает нормальную производительность, когда высота, на которой движется автомобиль, меньше 900 метров.

Пневмопривод ускоренного холостого хода Рено Меган, Рено Кангу — Установка и регулировка

Установите пневмопривод (1) на заднем защитном кронштейне ТНВД (2).

Защелкните пружинный фиксатор на пневмоприводе.

Установите ограничитель (4) на трос. Установите зажим троса так, чтобы размер Х равнялся 2 ± 1 мм. Затяните гайку зажима.

Кодированный электромагнитный клапан двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу — снятие и установка

На данных автомобилях для замены электромагнитного клапана и его кодированной микросхемы (А) необходимо снять ТНВД.

Расположите насос на верстаке и снимите защитный кронштейн (В).

Кронштейн закреплен срезанными болтами, которые можно снять следующим образом:

– используя небольшое зубило или керн, ударьте несколько раз по коническим головкам болтов (С), (D) и (Е), чтобы стронуть болты с места;

– болт (Е) с помощью инструмента Mot. 1372 высверлите сверлом диаметром 4 мм отверстие на глубину примерно 4 мм, подставив со стороны кронштейна кондукторную втулку (2) большего диаметра. Извлеките болт с помощью съемника (3) и его рукоятки.

Затяните кодированный электромагнитный клапан дизеля Renault Megane/Kangoo с моментом 2 даНм.

Установите термоусадочный чехол на отсечной электромагнитный клапан, обеспечив при этом прохождение жгута проводов.

Установите защитный кронштейн с помощью срезанных болтов, соблюдая при этом порядок их установки, а также порядок установки присоединительных деталей (в зависимости от вида сборки).

Установите на место трос пневмопривода ускоренного холостого хода и затяните зажим троса так, чтобы выдержать зазор 2 мм.

Установите ТНВД на двигатель F8Q Рено Меган, Рено Кангу.

Управление ускоренным холостым ходом

Управление ускоренным холостым ходом осуществляет компьютер через электромагнитный клапан управления пневмоприводом (опция с кондиционером или без него).

Режим ускоренного холостого хода двигателя F8Q Рено Меган, Рено Кангу включается:

– если при установке ключа в выключателе зажигания температура охлаждающей жидкости ниже 10°C;

– если частота вращения двигателя упала до 650 об/мин и скорость движения автомобиля менее 25 км/час (для облегчения начала движения). Режим ускоренного холостого хода отключается, как только частота вращения двигателя станет больше 850 об/мин.

Режим ускоренного холостого хода включен:

— электромагнитный клапан не управляется;

— трос свободен, не натянут.

Режим номинального холостого хода:

— осуществляется управление электромагнитным клапаном;

Как только на панели управления включен кондиционер, сразу же активизируется режим ускоренного холостого хода Рено Меган, Рено Кангу.

1.9 dTi F9Q.ТНВД BOSCH VE (VP 37). Регулировка цикловой подачи топлива(IQ), проверка и регулировка угла опережения впрыска (УОВ), загорание "пилы" на панели приборов.

Для того, чтобы мотор 1.9 dTi без проблем заводился и динамично разгонялся, необходимо проверить и при необходимости произвести настройки:
— сперва проверяется и при необходимости регулируется цикловая подача топлива.
— затем проверяется и при необходимости регулируется угол опережения впрыска.
___________________________________________________________________________

-1. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЦИКЛОВОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Произвести настройку цикловой подачи топлива не составляет большого труда(измеряется она в миллиграммах на ход плунжера). На Рено 1.9 dTi, с ТНВД Bosch VP 37, необходимо подключить сканер Clip, либо AutoCom/Delphi .
Для регулировки IQ нужно на корпусе ТНВД сдвигать "голову" насоса, так называемый МУКТ (механизм управления кол-вом топлива).
На ПРОГРЕТОМ ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ двигателе, сдвиганием крышки насоса устанавливается цикловая подача в пределах от 3,0 до 5,0 мг/ц.

Читать еще:  Регулировка инжектора рено кенго

ВНИМАНИЕ! Голову сдвигать легкими постукиваниями по ней резиновым молотком. Сдвигать нужно буквально на доли миллиметров! Не перестарайтесь!

Это абстрактное число, т.е. уменьшая число на самом деле подачу увеличиваем, и наоборот.
Выставите 3 — машина будет резво разгоняться, но и расход чуть-чуть будет больше.
Выставите 5 — машина будет тупее, но расход соотвлетственно чуть меньше.
На некоторых моторах Renault (dTi ) замечено, что при выставлении подачи меньше 4 мг/с, машина начинает дымить.

Двигая голову от ремня ГРМ в сторону маховика/КПП — подачу топлива УВЕЛИЧИВАЕМ.
Двигая голову от маховика/КПП в сторону ремня ГРМ — подачу топлива УМЕНЬШАЕМ.

Посмотрев по очереди данные два видео, многим станет понятен алгоритм действий:


ТНВД типа VP37 использовались или используются до сих пор на двигателях с непосредственным впрыскиванием топлива Audi, Mercedes 2,9 TDI, Renault, Rover и Volkswagen. ТНВД типа VP36 устанавливаются на двигателях с разделенной камерой сгорания BMW и Opel.

-2. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА МОМЕНТА/УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА.

Перед проверкой обязательно посмотреть метки ГРМ, должно быть 30 зубьев между метками !
Так же важно, какое внутрикорпусное давление в ТНВД:
www.drive2.ru/l/518038203035287581/

После этого приступаем к проверке и регулировке УОВ.

СТАТИЧЕСКИЙ момент впрыска на dTi моторах проверяется индикатором часового типа. На Renault Scenic, Megane (1.9 dTi ), он составляет 0.32+-0.02 mm подъёма плунжера при ВМТ первого цилиндра Двигатели F9Q 731,734,736,744 .

Немого напутанная информация по мотору F9Q 744. В технотах пишут, что момент впрыска 0.11mm, НО, на Сценике (744 мотор), УОВ на этом моторе 0.32 mm! Инфа 100%. Уже не один мотор сломали, пытаясь выставить на 744 моторе угол в 0.11°
Как утверждают некоторые мотористы УОВ 0.11° — это угол для 782 мотора ( Рено Кангу ).

На просторах Ютуба имеется много видео о том, как выглядит стрелочный индикатор часового типа. Принцип регулировки может отличаться на разных типах моторов.Где- то регулируется сдвиганием корпуса ТНВД. А где- то регулируется поворотом шестерни ТНВД ( как на моторе Рено 1.9 dTi)

-3. ЗАГОРАНИЕ ЛАМПЫ СПИРАЛИ/ ПИЛЫ НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ

Пилу часто зажигает ранний угол впрыска.
Как правило пила покажет слишком ранний впрыск. Поздний впрыск пилу не зажжёт. Если у вас присутствует плохой запуск холодного двигателя, а после долгого "маслания" стартером авто заводится и работает мягко, то у вас возможно поздний впрыск.
В моторе 1.9dTi при подключении диагностического сканера вы не увидите СТАТИЧЕСКИЙ угол впрыска ( это можно увидеть только индикатором часового типа ), но он покажет процент открытия клапана УОВ. На основе этого можно делать какие-то выводы (Норма 50%, если больше то он совсем не отдыхает. Если меньше, то познить будет).
. ДИНАМИЧЕСКИЙ впрыск может быть и 6 и 10и 15 и 20 градусов.
На ХХ для этого мотора, при подключении Клипа, угол должен быть порядка 3-4 градуса, либо до 6-ти, если мотор холодный. НО, нужно смотреть именно Клипом. Замечано, что сканер Делфи показывает этот параметр неверно.
И лишь СТАТИЧЕСКИЙ впрыск должен быть точным. А если статический впрыск выставлен не верно, то ЭБУ двигателя будет тяжело выставлять динамический впрыск… отсюда и пила, так как впрыск выходит за пределы регулировки электроники, т.е грубо говоря:
— если мотор заводится легко и пилы нет то все хорошо.
— если заводится плохо и нет пилы — возможно поздний впрыск.
— хорошо заводится и появляется пила в движении — ранний впрыск.

—— Иногда на некоторых машинах пила загорается не постоянно, а периодически. При подключении сканера выбивает ошибку педали акселератора. НО, не спешите покупать потенциометр педали газа. В большинстве случаев проблема в проводке. Перетираются провода в косе, идущей на ЭБУ.
— так же встречаются случаи, когда "пила" загорается из-за проблем со шкивом ТНВД. Для регулировки впрыска (Регулируется шкивом на ТНВД) вместо, к примеру, овальных отверстий под болты, как на VW, специалисты Рено решили сделать шкив не цельный, а наборный: внутри пластиковая (!) и силуминовая втулка, а впрыск регулируется косыми пазами, и конечно, через некоторое время никакой силумин, а тем более пластик, не выдержит и шкив прокрутится.
Из за этого регулировка статического угла опережения впрыска сбивается. В таком случае необходимо снимать и осматривать внимательно внутренности шкива.

Двигатель Renault F8Q

Силовой агрегат F8Q под капотом Рено Меган.

1.9-литровый дизельный двигатель Рено F8Q собирали на заводе компании с 1988 по 2006 год и ставили на такие авто как Кангу, Клио, Меган, Сценик, а еще Мицубиси Каризма и Вольво S40. Существовала атмосферная версия мотора в 64 л.с. и модификация с турбонаддувом на 90 л.с.

К линейке дизелей F-series также относят: F8M, F9Q и F9Qt.

Технические характеристики двигателя Renault F8Q 1.9 дизель

Типрядный
Кол-во цилиндров4
Кол-во клапанов8
Точный объем1870 см³
Диаметр цилиндра80 мм
Ход поршня93 мм
Система питанияфоркамеры
Мощность54 — 64 л.с.
Крутящий момент118 — 120 Нм
Степень сжатия21.5
Тип топливадизель
Экологические нормыЕВРО 1
Читать еще:  Регулировка ручного тормоза рено сандеро степвей
Типрядный
Кол-во цилиндров4
Кол-во клапанов8
Точный объем1870 см³
Диаметр цилиндра80 мм
Ход поршня93 мм
Система питанияфоркамеры
Мощность90 л.с.
Крутящий момент175 — 180 Нм
Степень сжатия20.5
Тип топливадизель
Экологические нормыЕВРО 1/2

Описание устройства мотора F8Q 1.9 литра

В 1988 году на модели Renault 19 дебютировал новый атмосферный дизель объемом 1.9 литра, который по сути представлял из себя модернизацию 1.6-литрового форкамерного мотора F8M. Благодаря увеличенному рабочему объему мощность обновленного двс выросла с 54 до 64 л.с., хотя на модели Кангу встречается дефорсированная до 54 л.с. версия 1.9-литрового двигателя. В остальном здесь все осталось без изменений: чугунный блок с алюминиевой 8-клапанной гбц без гидрокомпенсаторов, ременной привод грм и механический ТНВД от Бош, Лукас или Делфи.

Двигатель f8q фото.

Мотор Рено f8q схема.

Спустя год появилась наддувная версия дизеля с турбиной Garrett GT1544S мощностью 90 л.с. В 90-е годы прошлого века этот агрегат ставился на целый ряд популярных моделей концерна, таких как Клио, Меган, Сценик, микроавтобус Трафик, а также Мицубиси Каризма и Вольво S40. Мотор постоянно модернизировали, со временем тут появилась более современная турбина и ТНВД с электронным управлением. На автомобили Дачия двс F8Q устанавливали до 2006 года.

Руководство о двс Рено F8QMANUAL

Руководство для Рено Кангу с двс F8Q выложено здесь

Мануал о двс Renault f8qMANUAL

Мануал для пикапов Dacia с дизелем F8Q находится тут

Форум о моторе Рено f8qFORUM

forum.injectorservice.com.ua

Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Версия для печати
  • 1

Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Мне кажется, интересно будет обсудить этот случай.
Renault Kangoo 1.5DCi K9K
Вне зависимости от температуры — мотор может запуститься сразу, а может с задержкой.

При «быстром» пуске — ток регулятора давления менее 1 A, давление в рейке увеличивается быстро, и мотор заводится.

При «длинном» пуске — ЭБУ в течении некоторого времени увеличивает ток регулятора давления свыше 1 A, при этом давление в рейке не растёт.

Re: Renault_Kangoo_1.5cdi_K9K неустойчивый запуск

  • Цитата

Сообщение 412370 » 03 окт 2018, 07:02

Re: Renault_Kangoo_1.5cdi_K9K неустойчивый запуск

  • Цитата

Сообщение Виджар » 03 окт 2018, 08:19

Сергей: а есть ли в сканере функция обучения регулятора давления? Может, сто́ит попробовать переобучить?

Если машина ещё не уехала, нужно попробовать снять то же самое, но добавить ещё и ШИМ-сигнал управления этим регулятором и посмотреть: идёт ли управление на клапан в момент повышения/понижения тока.
Такие вот мысли . ))

Re: Renault_Kangoo_1.5cdi_K9K неустойчивый запуск

  • Цитата

Re: Renault_Kangoo_1.5cdi_K9K неустойчивый запуск

  • Цитата

Сообщение driver_x » 03 окт 2018, 09:55

Re: Renault_Kangoo_1.5cdi_K9K неустойчивый запуск

  • Цитата

Сообщение andreika » 03 окт 2018, 10:17

Re: Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Сообщение driver_x » 03 окт 2018, 12:58

Леонидыч, на «быстром» запуске — тоже есть всплеск на уровне 0.85 V. Да и как показала практика, — ЭБУ не реагирует на очень короткие импульсы-помехи.

Как версию — можно проверить.
Например, — вместо датчика подключить делитель и посмотреть: будет ли ЭБУ пытаться поднять давление путём закрытия клапана регулировки давления.

Re: Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Сообщение васек р » 03 окт 2018, 13:25

Давление в топливной рампе — нарастает очень медленно.
На осциллограмме, где двигатель стартует быстрее, время работы стартера — тоже не очень маленькое.
Время прокрутки двигателя стартером T = 1.7 sec.
Через 1.33 sec появился первый импульс управления форсункой.
Через 1.5 sec прокрутки стартером, давление набралось до нужной величины.
После этого — ECU меняет алгоритм управления клапаном (увеличивает ток).

Re: Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Re: Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Как видно, — напряжение питания блока управления ниже напряжения АКБ, но основной дефект — это пропажа и появление «+12 V после замка зажигания». В этот момент ИММО-АКТИВНО; и запирает регулятор давления на ТНВД.
Я отключил от стартера провод включения, перевёл замок в положение «Start» и начал шевелить ключом в замке:
параметр «+12 V после замка зажигания» то появлялся, то пропадал.
Я «приговорил» контактную группу замка зажигания.

Большое спасибо за помощь всем участникам обсуждения!

Re: Renault Kangoo 1.5DCi K9K — неуверенный запуск двигателя

  • Цитата

Сообщение andreika » 03 окт 2018, 16:05

Я всегда говорил, что французские машины — неадекватные, и чтобы их понять надо как и они — «обожраться лягушками».
На европейских автомобилях если сработал иммобилайзер, — то в блоке управления двигателем всегда появляется ошибка по блокированию запуска двигателя. На французских автомобилях — «ФигВам»; догадывайся как хочешь.

И ещё, как-бы небольшой казус: если временами пропадает напряжение на так называемом проводе 15 идущем от замка зажигания к иммобилайзеру, — то почему напряжение не пропадает на этом же проводе 15 идущем к блоку управления двигателем? Или это такая французкая «фишка»?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector