Все нюансы замены цепи ГРМ: чем она лучше, а чем хуже ремня
Все нюансы замены цепи ГРМ: чем она лучше, а чем хуже ремня
«У меня цепной мотор!» — нередко с гордостью говорят автовладельцы о своей машине, подразумевая исключительную надежность такого агрегата и отсутствие технических проблем с «вечной» цепью. На самом деле цепной привод газораспределительного механизма имеет как свои плюсы, так и целый ряд минусов. А при сегодняшнем уровне развития технологий производства ремней ГРМ еще не известно, какой привод окажется надежнее. Вместе со специалистами СТО «Дилижанс» мы прошли все этапы замены цепи ГРМ на бензиновом турбомоторе 2.0 TFSI и выяснили немало интересного.
Что такое ГРМ?
Газораспределительный механизм ДВС обеспечивает своевременный впуск в цилиндры свежей порции топливной смеси и выпуск отработавших газов. Принцип работы основан на синхронизации действий компонентов газораспределительного и кривошипно-шатунного механизма посредством передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу как раз с помощью ремня или цепи.
На заре автомобилестроения этот процесс осуществлялся с помощью зубчатого зацепа, то есть, проще говоря, набора шестеренок. Однако инженеры хотели уменьшить вес агрегатов, а потому довольно быстро перешли на ременной и цепной привод, каждый из которых со временем совершенствовался. Именно из-за того, что технологии создания материалов развивались то в цепном, то в ременном направлении, опережая друг друга, до наших дней в равной степени применения дошли оба варианта.
Несмотря на то что по регламенту любая цепь ГРМ рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля, меняется она по износу. В среднем этот показатель с учетом российских условий составляет 150–170 тыс. км. Есть двигатели, где цепь может не выдержать и 100 тыс. км, а есть и такие, где механизм гарантированно ходит не меньше 250 тыс. км. На фото — Audi Q3 2.0 TFSI, которой потребовалась замена на пробеге 155 тыс. км.
То есть сегодня нет принципиальной разницы между характеристиками ремня и цепи?
Как ни крути, а железная цепь, работающая в масляной ванне, и без рывковых нагрузок ходит все-таки больше, чем ремень. Это связано с материалами и технологиями изготовления последних. Стальная ударопрочная цепь в меньшей степени подвержена внешним воздействиям. Однако, вопреки заблуждениям, никаких «вечных» цепей не существует. В силу их конструктивных особенностей и режима эксплуатации цепь требует обязательной замены при критическом растяжении. Игнорирование данного действия приводит к перескоку цепи или даже обрыву, в результате чего поршни «встречаются» с клапанами.
Главным слабым местом цепи являются подшипники скольжения, то есть детали, с помощью которых соединяются звенья цепи. Соединения и их упоры несут вибрационную нагрузку, и со временем втулки изнашиваются, цепь растягивается и появляется люфт. Уже он, в свою очередь, механически воздействует на шестерни, на которых появляются следы выработки на зубьях. Именно поэтому при замене цепи ГРМ часто требуется и замена шестеренок, потому что работа новой цепи на изношенных зубьях даст не лучший эффект.
На самом деле, например, температурные нагрузки практически не критичны и для современных ремней, а вот механические воздействия ремни могут не пережить. Кстати, изламывать новые ремни перед установкой, проверяя на гибкость, категорически запрещено, поскольку внутри них применяются стекловолоконные ткани.
Важное преимущество ремня ГРМ — то, что у него есть строгий регламент замены (60–80–100 тыс. км). Пропуск даты регламентной замены тут же отправляет автовладельца в зону риска, а выполнение замены дает возможность забыть о проблеме до следующей даты. У цепи ГРМ никакого регламента замены нет: к каждому ТО придется прибавлять работы по определению износа цепи.
Как определить износ цепи?
Глобальной сложности в определении износа цепи нет. На современных двигателях могут быть специальные смотровые окошки, где видны деления натяжителя цепи. Как только они достигают определенных значений, цепь требует замены. Если окошка нет, можно провести осмотр цепи и ее натяжителя эндоскопом.
Кроме того, опытный механик спокойно может выявить износ цепи на слух, поскольку изношенная цепь при работе издает специфический призвук, который ни с чем не спутать. Он появляется из-за того, что на холодном запуске плохо работает система удержания масла, в этот момент цепь работает не от натяжения и имеет избыточный свободный ход, что может привести к перескоку цепи и повреждению двигателя.
Еще один метод определения износа цепи — расположение распределительного и коленчатого вала. Если оно превышает определенные градусы, то получается рассогласование, которое может изнашивать цепь.
Зависит ли износ цепи от типа двигателя — турбированного, атмосферного, рядного или V-образного?
Зависит. Основная нагрузка на цепь ГРМ ложится при старте, когда ей нужно сдвинуть с места все валы. Чем больше по объему и размеру мотор, тем, соответственно, больше нагрузка, выше износ. V-образные двигатели имеют две головки блока, которые также добавляют нагрузки. А вот наличие турбонаддува на ГРМ почти не влияет, поскольку турбина включается в работу уже на заведенном моторе. Разве что из-за меньшей степени сжатия на турбомоторах старт чуть проще. Собственно, на равномерном ходу износ и цепи, и ремня минимальный.
Не стоит забывать, что механизм ГРМ состоит не только из цепи. Различные пластиковые элементы конструкции ГРМ также изнашиваются, поскольку и они сопротивляются температуре и химической среде, а потому тоже требуют замены.
Насколько сложно заменить цепь ГРМ?
Сложнее, чем ремень. Главная причина заключается в том, что ременной привод ГРМ, как правило, находится снаружи двигателя, а цепной — внутри. Именно поэтому для замены цепи приходится около часа разбирать все «окружение» механизма ГРМ, а также снимать защитные крышки двигателя, которые, как правило, одноразовые. Таким образом, и по нормо-часам, и по количеству запчастей замена цепи ГРМ всегда более сложная, более долгая и более дорогая процедура.
Кроме того, конструкции некоторых моторов, например Audi или BMW, имеют в приводе не одну, а сразу три цепи: отдельно привода ГРМ, отдельно масляного насоса и отдельно распредвалов. Например, по регламенту замена системы цепей в двигателях BMW выполняется со съемом двигателя со всеми вытекающими по разбору и стоимости.
Замена цепи ГРМ, особенно на автомобилях премиум-класса, — процедура недешевая. Со всеми дополнительными работами и запчастями она может вылиться в несколько десятков тысяч рублей даже на независимых СТО. У официальных дилеров Audi замена комплекта цепи ГРМ на Q3 2.0 TFSI будет стоить около 60 000 рублей.
Редакция журнала «Движок» выражает благодарность СТО «Дилижанс» и компании Febi за помощь в подготовке материала.
Замена ремня ГРМ Skoda
Сервисный центр Skoda ТрансТехСервис специализируется на диагностике и замене ремня ГРМ. Все работы проводятся по стандартам производителя и на сертифицированном оборудовании.
В наших сервисных центрах действуют специализированная бонусная программа и различные акционные предложения, позволяющие сделать ремонт и обслуживание вашего автомобиля простым и выгодным.
Закажите услугу у Skoda ТрансТехСервис и получите полную гарантию на замену ремня ГРМ. Мы позаботимся о вашем автомобиле.
Преимущества ТрансТехСервис
Нужно записаться?
Сервисный центр Skoda
Об услуге «» для автомобилей Skoda
Ремень ГРМ обеспечивает синхронную работу компонентов двигателя. Деталь гибко соединяет распределительный и коленчатый валы, открывает и закрывает клапаны в унисон с работой поршней, обеспечивает поворот распределительного вала со скоростью в 2 раза меньше, чем оборачивается коленчатый вал. Резиновый обод с металлическим каркасом внутри и с зубчатой внутренней поверхностью для лучшего сцепления изготавливают из качественного и высокопрочного материала.
Ослабление натяжения ремня, попадание на него масла, появление трещин и других дефектов ведет к нарушениям в работе мотора. При обрыве ремня ГРМ происходит загиб клапанов и повреждение поршневой системы, соответственно, ДВС потребуется дорогостоящий ремонт.
Периодичность замены ремня в автомобилях ŠKODA
В руководстве по эксплуатации автомобиля указаны сроки, после которых нужно провести диагностику, замену ремня газораспределительного механизма. Например, для ŠKODA Octavia А5 проверку состояния осуществляют после 60 000 км пробега, далее – каждые 30 000 км. После 120 000 км ремень нужно менять. Обычно после 90 000 км пробега приходится также менять помпу и ролики натяжения.
Замена ГРМ в автомобилях Шкода в Кирове
Наша компания оказывает квалифицированные услуги по замене ГРМ в автомобилях Шкода, осуществляет его правильную настройку, а также установку в соответствии с требованиями изготовителя. Все работы производятся экспертами дилерского центра «Моторавто» в Кирове, которые прошли специальное обучение.
Чтобы записаться на обслуживание к нашим специалистам позвоните по телефону, указанному на сайте, или заполните специальную электронную форму.
г. Киров, ул. Московская, 106а
Запись на обслуживание
Стоимость услуг сервиса и запчастей
Запросить полный прайс-лист и регламент по обслуживанию ГРМ согласно рекомендациям производителя
Регламент замены цепи ГРМ ŠKODA
Газораспределительные механизмы последних поколений моделей Skoda, поставляемых на российский рынок, оснащаются надежными цепными передачами, обрыв которых является явлением нечастым.
По регламенту замена цепи ГРМ на автомобилях Шкода выполняется после 120 000 км пробега. Однако после 60 000 км необходимо пройти диагностику ГРМ и при необходимости осуществить техническое обслуживание, что благоприятно повлияет на срок ее эксплуатации, а следовательно обеспечит дальнейшее комфортное и безопасное вождение.
Алексей Шипин, технический директор: «Важно, что на состояние цепи ГРМ большое влияние оказывает качество моторного масла. Поскольку на современных двигателях устанавливаются гидравлические натяжители, то они вбирают в себя масляную жидкость и за счет этого осуществляют регулировку натяжения цепи. Если производить своевременную замену масла, то натяжитель работает как часы, при необходимости автоматически натягивая или ослабляя цепь. В противном случае он забивается нагаром и двигается некорректно, сдавливая цепь и оставляя ее в состоянии высокого натяжения.
По этой причине одно из звеньев цепи может порваться, что приводит к серьезному повреждению двигателя (пробивается поршень, ломаются клапаны, страдает головка блока) и, соответственно, катастрофическому в ценовом отношении ремонту.
Мы рекомендуем на цепных двигателях проверять состояние цепи через 50 000 км пробега, а менять масло каждые 7 500 км. Владельцам автомобилей с малообъемными турбированными двигателями с однорядной цепью ГРМ следует быть особо внимательными к вопросам грамотного технического обслуживания: по причине более высокого крутящего момента и большой нагрузки на цепь, она быстрее вытягивается, начинает шуметь и выходит из строя».
Признаками неисправности цепи ГРМ могут быть неравномерная работа мотора на холостом ходу и шум металлического характера со стороны ее расположения.
Натяжка цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2101 своими руками
В работе механизма газораспределения большую роль играет цепь ГРМ. Со временем она растягивается и требует натяжения, так как от этого зависит качественная работа двигателя. Поэтому нужно знать, когда следует проверять натяжку, и как натянуть цепь на ВАЗ 2101. Этой теме посвящена статья и видео, в котором демонстрируется процесс проверки и натяжки цепного привода.
Когда необходима натяжка?
Натяжка цепи требуется в следующих случаях:
- после ремонта двигателя;
- после замены изделия;
- при растягивании после длительной эксплуатации.
В первых двух случаях ясно, что проверка натяжения необходимо, так как цепь снималась или проводилась замена. Кроме этого, следует также проверять, чтобы совпадали установочные метки. Эти метки находятся на коленвале и распредвале. Определить необходимость натяжки можно по звукам работающего двигателя. Если натяжка слабая, то при его работе слышатся посторонние шумы в том месте, где находится цепной привод. При этом быстрее изнашиваются детали ГРМ. Поэтому проверяя натяжение, необходимо обратить внимание, в каком состоянии успокоитель и башмак.
При слабом натяжении звенья могут перескочить на несколько зубьев, тогда нарушится фаза газораспределения. Машина в этом случае может заглохнуть, не заводиться, будут плавать обороты. Для проверки можно использовать плоскую отвертку. Ее нужно вставить и, используя в качестве рычага, надавливать на цепь. Она не должна прогибаться и быть натянута как стрела. Не стоит слишком давить на привод, хотя деталь металлическая, она подвержена деформации.
В нижнем видео рассматривается автомобиль ВАЗ 2101, в котором при работе двигателя слышится цокот. Детально показывается, как проверить состояние успокоителя, башмака, а также как осуществить натяжение.
Пошаговая инструкция
Прежде чем начинать ремонт неисправностей, проверьте, чтобы все составляющие ГРМ не имели механических дефектов. Для этого нужно снять защитную крышку привода и произвести визуальный осмотр деталей: звездочек, успокоителя, натяжителя и башмака. Если найдены дефекты, следует выполнить замену этих комплектующих.
Инструменты
Перед тем, как начинать работы, нужно приготовить необходимые инструменты:
- ключи на «13» и «38»;
- плоскую отвертку;
- плоскогубцы.
Для проведения работ автомобиль следует установить на удобную площадку и подставить под колеса опоры, чтобы он не покатился. Рычаг переключения скоростей нужно установить в нейтральное положение.
Этапы
- Сначала необходимо найти натяжное устройство, оно находится под патрубками около помпы. Ключом на «13» нужно отпустить натяжитель. Как только цепь ослабнет, должен отщелкнуться башмак.
- Далее следует взять ключ на «38» и набросить его на гайку шкива коленчатого вала. Затем необходимо прокрутить коленвал на пару оборотов по направлению движения часовой стрелки.
- Проворачивать вал следует до тех пор, пока метки на звездочке распредвала и на корпусе подшипников распределительного вала не совпадут. При этом пружина, находящаяся внутри натяжного устройства, действующая на башмак, автоматически выполнит необходимую натяжку.
- С помощью отвертки желательно дополнительно проверить натяжение. Если все в норме, то возвращаемся к натяжителю и ключом затягиваем его головку.
После подтягивания цепного привода, следует завести двигатель и проверить его работу. Он должен работать без посторонних шумов. Если после натяжения шумы остались, то причина может быть в успокоителе. Тогда необходимо проверить его исправность, при необходимости выполнить замену. Может не получиться натянуть цепной привод с первого раза, поэтому эту процедуру придется провести несколько раз.
Во время проведения процедуры необходимо следить за совпадением меток, чтобы не сбилась фаза газораспределения.
Данную операцию следует проводить каждый раз после каких-либо ремонтных работ. Кроме того, профилактическую проверку нужно выполнять после отметки — 10 тысяч километров пробега. Если научиться делать проверку и натяжение самостоятельно, то это даст возможность продлить срок его службы и сэкономить на автосервисе.
Видео «Натяжение цепи ГРМ на классике»
В этом видео демонстрируется, как натянуть цепь в классическом ВАЗе.
Схема электропроводки легендарной «Копейки»: доступно о главном
Установка и подключение аварийки на «Копейку» — ВАЗ 2101: рекомендации + схема
Главное о главном: генератор на ВАЗовском первенце — 2101