Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тойота приус регулировка клапанов

Тойота приус регулировка клапанов

Toyota Prius (2020 год). Регулировка зазоров в приводе клапанов двигателя

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов двигателя

Для чего нужна регулировка клапанов
У современного автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один из них запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (они называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется газораспределительный или клапанным. После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном моторе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.

Если клапаны неправильно отрегулированы — это может привести к снижению эффективности работы двигателя и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать — снизиться общий ресурс мотора. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать — услышите отчетливый металлический стук.
Что будет, если будут маленькие зазоры клапанов?
Маленькие зазоры клапанов будут приводить к подгоранию седел клапанов.

Что будет, если будут большие зазоры клапанов

Большие зазоры клапанов будут приводить к неполному открытию клапанов, что будет сказываться на мощности двигателя. Увеличенные зазоры клапанов можно распознать по характерному металлическому стуку. Шумы в двигателе могут сигнализировать о неисправности ГРМ.

Данные тепловых зазоров есть в руководстве по ремонту автомобиля. Они различны для каждого мотора. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры разные.

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Как происходит регулировка

Для того, чтобы проверить и отрегулировать зазор, двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом определенной толщины. Настройка производится поворотом регулировочных винтов коромысел в требуемую сторону.

Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла должны свободно качаться в пределах зазора.

Затем отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку. Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно. После затяжки снова его проверьте. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходить в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте заново.

Потом, поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Здесь необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя Вашего автомобиля (например, 1-3-4-2). Коленвал следует поворачивать только по часовой стрелке и только за ручку "кривого стартера" (пусковая рукоятка) или же за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал за вывешенное ведущее колесо, но здесь необходимо соблюдать осторожность.

ПОЧЕМУ НА НЕКОТОРЫХ МОТОРАХ КЛАПАНЫ РЕГУЛИРОВАТЬ НЕ НУЖНО

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются «гидрокомпенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

Если в двигателе транспортного средства гидрокомпенсаторов нет, то регулировать клапана необходимо вручную. О том, что пришла пора заняться этим делом, довольно легко узнать по некоторым симптомам. Одним из них является характерное «цокание» клапанов, которое уже было упомянуто выше, а другим — то, что двигатель начинает «троить», в его цилиндрах или существенно падает, или же полностью пропадает компрессия. Как только проявляется хотя бы один из этих симптомов, необходимо проверить размеры промежутков в клапанном механизме.

Информация по обслуживанию автомобиля TOYOTA PRIUS Schrägheck (NHW20_) 1.5

Диагностический разъём находится под рулевым колесом.

Давление в передних шинах

Давление в задних шинах

Схождение передних колёс (общее схождение колёс) в mm

Боковой наклон оси шкворня

Максимальная разница между левым и правым 0°45′

Угол поворота внешнего колеса (угол отклонения дорожки)

Угол поворота внутреннего колеса (угол отклонения дорожки)

Схождение задних колёс

Схождение задних колёс в mm

Развал задних колёс

Максимальная разница между левым и правым 0°30′

Толщина тормозных накладок передних колёс при предельном износе

Толщина тормозных накладок передних колёс

Толщина тормозных накладок задних колёс при предельном износе

Толщина тормозных накладок задних колёс

Диаметр поршня тормозного цилиндра задних колёс

Диаметр поршня тормозного цилиндра передних колёс

Диаметр тормозного диска задних колёс

Диаметр тормозного диска передних колёс

Ременный шкив — насоса охлажд. средств

Подшипник двигателя

Держатель двигателя

Амортизационная стойка

на поворотном кулаке

Шток поршня амортизатора

Использовать новую(ые) гайку(и).

Шарнир независимой подвески переднего моста на поперечном рычаге подвески

Шарнир независимой подвески переднего моста на поворотном кулаке

Передний нижний поперечный рычаг подвески переднего моста

Задний нижний поперечный рычаг подвески переднего моста

Стойка стабилизатора переднего моста на амортизационной стойке

Стойка стабилизатора переднего моста на стабилизаторе

Наконечник поперечной рулевой тяги на поперечной рулевой тяге

Головка поперечной рулевой тяги на поворотном кулаке

Нижний шарнир рулевой колонки

Подшипник стабилизатора переднего моста на подрамнике

Воздушный клапан

Тормозная магистраль

Тормозной шланг

Дневной ходовой свет

Максимальный перекос головки цилиндра

Минимальное давление моторного масла при холостом ходе

Степень сжатия

Давление сжатия

Разница макс. 0,98 bar

Порядок зажигания

Диаметр стержня выпускного клапана

Диаметр стержня впускного клапана

Угол фаски седла выпускного клапана

Угол фаски седла впускного клапана

Выпускной клапан открывается/закрывается в градусах угла поворота коленвала

34°-/2°+ — перед н.м.т.+ после н.м.т./- перед в.м.т.+ после в.м.т.

Впускной клапан открывается/закрывается в градусах угла поворота коленвала

на холостом ходу

18°-/72°+ — перед в.м.т.+ после в.м.т./- перед н.м.т.+ после н.м.т.

под полной нагрузкой

15°+/105°+ — перед в.м.т.+ после в.м.т./- перед н.м.т.+ после н.м.т.

Зазор в клапанном приводе — выпускной клапан

Зазор в клапанном приводе — впускной клапан

Клапанов на цилиндр

Внутренний диаметр цилиндра

Ход

Максимальный крутящий момент

Число оборотов при максимальном крутящем моменте

Число оборотов при максимальной мощности

Вентилятор радиатора включается при температуре

Вентилятор радиатора выключается при температуре

Термостат открывается при температуре

Давление в системе охлаждения (давление открытия клапана пробки радиатора)

Момент зажигания

-10°00’±2°00′ — перед в.м.т. + после в.м.т.

Расстояние между электродами

Свечи зажигания/свечи накаливания NGK

Другие свечи зажигания/свечи накаливания

Вид горючего

Давление в системе

Выпускной коллектор

Впускной коллектор

Форсунка/инжектор

Насос подачи охлаждающих средств

Коренной подшипник

Шатунный подшипник

Центральный винт коленчатого вала

Ременный шкив коленчатого вала

Маховик

Использовать новый винт(ы).

Датчик детонации

Кислородный датчик

Корпус масляного фильтра

Масляный поддон

Винт(ы) спуска масла

Заменить уплотнительную прокладку(и).

Приводная шестерня распределительного вала

Направляющая цепи привода распредвала

Натяжное устройство цепи

Свечи зажигания

Подшипник распределительного вала

Крышка подшипника на приводной шестерне распредвала

Крышка клапана (комплект)

Болты крепления головки блока цилиндров

Максимальная длина болтов крепления головки блока цилиндров

Длина новых болтов крепления головки блока цилиндров

Указание производителя 142,80 mm — 144,20 mm

Вязкость моторного масла

SAE 0W-40|SAE 5W-30|SAE 5W-40|SAE 10W-40|SAE 10W-60|SAE 15W-40

Контактная информация
  • Киев
Информация для покупателей
мы в социальных сетях
График работы
  • Понедельник — Пятница: 10:00-20:00
  • ул. Юрковская, 18 (временно Пн-Пт. с 10:00-19:00)
  • Суббота: с 10:00 до 15:00
  • Воскресенье: выходной
  • юр.лица: пн — пт 10:00-18:00
Читать еще:  Тойота королла 121 кузов регулировка фар

* Доставим запчасти в города Винница, Днепр, Житомир, Запорожье, Львов, Николаев, Одесса, Полтава, Харьков, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Херсон

Тест-драйв Toyota Prius. Вся правда о гибридном автомобиле

Что будет, если ГИБДД заметит моргание «дальним». Нюансы и штраф

Удивительно, но история этого высокотехнологичного автомобиля началась еще в прошлом тысячелетии – в 1993 году, когда японцы решили сделать машину, способную успешно продаваться по всему миру. Основной акцент сделан на экономичности – была поставлена цель добиться сокращения расхода топлива на 50% по сравнению с моделью Toyota Corolla. И это им удалось. Серийный автомобиль сошел с конвейера в 1997 году, спустя всего пять лет после начала проекта. Сейчас Toyota Prius – самый продаваемый гибрид. Каждый день реализуется более 2 тысяч таких автомобилей по всему миру.

Начало производства Toyota Prius – 1997 год

Какой реальный расход у Toyota Prius?

Давайте проверим некоторые теоретические данные на практике. Например, заявленный заводом-производителем расход топлива в городском режиме у Prius – 3,9 литра на 100 километров, что выглядит достаточно оптимистично. Только непонятно, в каких условиях были получены данные результаты. Поэтому проведем свой эксперимент по определению реального расхода топлива у гибридного автомобиля Toyota Prius.

Будем проверять средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» в течение двух дней. Маршрут в Москве: проспект Вернадского, Ломоносовский проспект, Нахимовский проспект, Коломенский проезд, проспект Андропова. Расстояние от дома до работы – 16 километров, время в пути на работу – 1 час, с работы – 1 час 30 минут (на работу все едут в разное время, а с работы – в одно). Температура утром -2 градуса.

Средний расход бензина по циклу «дом-работа-дом» составил 7,5 литров на «сотню»

Средний расход по московскому городскому циклу в режиме ECO составил 7,5 литров на 100 километров вместо заявленных 3,9 л. Казалось бы, потребление топлива большое, но только по сравнению с паспортными данными. Если сравнивать с другими автомобилями, которые я испытывал по этому же маршруту, то Prius действительно оказался экономичным. Судите сами: средний расход у Suzuki Swift 1,2 с «автоматом» составил 11,9 л, а у KIA Rio 1,6 л – 12,5. Притом что Toyota Prius более тяжелый и мощный автомобиль.

А какой максимальный расход топлива возможен у Toyota Prius? Для этого надо активировать режим PWD и вдавливать педаль газа в пол при каждом удобном случае: с любого светофора и при любом перестроении. Максимум, чего я смог добиться, – 9,8 л на «сотню», что для машины весом 1,5 тонны очень достойный результат. По итогам второй части эксперимента я понял, что Toyota Prius вовсе не «овощной» автомобиль – зажигать можно и на нем. Например, чтобы уйти со светофора первым, надо выжать одновременно педали газа и тормоза, а как только загорится зеленый – «бросить» тормоз. Гибридная машина, как бешеный троллейбус, устремится вперед, оставив в недоумении других участников движения.

Сколько Toyota Prius проедет исключительно на электротяге?

Хотя Prius не является «чистым» электромобилем, он может ехать только на электротяге – не зря же у него есть специальная функция EV. А сколько километров автомобиль сможет преодолеть только на электродвигателе – мало кто себе представляет. Экспресс-голосование по этому вопросу, которое я провел у себя в твиттере и в ЖЖ, показало отсутствие даже приблизительного представления о том, на что способен Prius. Большинство моих друзей называли цифры от 30 до 100 километров.

Сколько проедет Toyota Prius на одном электродвигателе?

Тест проводился на закрытой территории судостроительного завода в Москве. Маршрут – петляние между корпусами с небольшими замедлениями и ускорениями. Как только батарея показала полный заряд – я бесшумно двинулся в путь. Можно было предположить, что расстояние, пройденное на электротяге, будет меньше, чем писали «френды», но на самом деле. Двигатель внутреннего сгорания включился, когда на одометре была цифра 1 километр 800 метров, при этом заряд батареи был на уровне 1/3 от общего объема. Если двигаться по прямой, да еще и летом, с небольшой скоростью, вполне возможно достичь результата километра четыре, но никак не 30 и тем более 100.

На электромоторе пройдено 1800 метров

Разумеется, электродвигатель в Toyota Prius предназначен для помощи основному бензиновому мотору и для «дерганья» в пробках, где как раз и формируется большой средний расход топлива. Нельзя сказать, что Prius при малых скоростях всегда едет на электромоторе, – ДВС достаточно часто включается для подзарядки основной батареи. Ведь кроме того, чтобы просто осуществлять движение 1,5-тонного автомобиля, энергия тратится на «дневной свет», музыку, навигацию, работу вентилятора печки. Вопреки ожиданиям, ДВС запускается весьма акцентированно, а не бесшумно, как можно было предполагать. Так же отчетливо слышно и как он глушится.

Стоимость Toyota Prius в максимальной комплектации – 1 399 000 рублей

Субъективное впечатление

Toyota Prius ощущается тяжелым автомобилем, эдаким электрокатком. Достаточно быстрым катком. Ход – плавный, подвеска – в меру жесткая. В салоне, как и в багажнике, места предостаточно, несмотря на футуристический дизайн, который, по идее, должен был «съесть» часть свободного пространства внутри автомобиля. Интерьер же, несмотря на нестандартное расположение основных элементов, показался мне скучноватым – серая кожа и такой же безликий пластик. Вероятно, так подчеркивается экологичность автомобиля маркетологами Toyota.

Интерьер не отличается красочностью

С другой стороны, необычного тут действительно много: комбинации приборов как таковой нет – есть монохромный дисплей по центру передней панели; рычага КПП тоже нет – вместо него синий джойстик. Еще одна интересная особенность: при езде назад автомобиль издает резкие импульсные звуки «пи-пи-пи», как некоторые грузовики. С одной стороны, такая забота о водителе весьма похвальна, с другой – сильно раздражает.

Особенности и стоимость владения Toyota Prius

Одно дело – покататься на Toyota Prius несколько дней, а другое – владеть им. Об особенностях эксплуатации я спрошу у своего «френда» Александра Коченова.

– Александр, расскажи подробнее про эксплуатацию Prius. Дорогой он в обслуживании? Как быстро «уходят» колодки, на сколько хватает основной аккумуляторной батареи?

– У меня предыдущая модель – Toyota Prius 20, которых сейчас достаточно много на вторичном рынке. При покупке заменил масло в коробке и меняю его раз в 80 тыс. км. В моторе масло меняю раз в 10-13 тыс. км – лью «синтетику», меняю воздушный, салонный и, естественно, масляный фильтры. Цена вопроса: 1200 руб. – масло, и около 1000 руб. трачу на все фильтры (это все сам делаю, благо теплый гараж с ямой есть в наличии). На машину поставил защиту картера, с установкой вышло около 3000 руб.

Toyota Prius 20

На предыдущем моем Prius при пробеге около 100 тыс. км менял передние колодки – 1200 руб. за комплект и 300 руб. за замену. Мне это сделали по пути в Нижний Новгород, когда старые внезапно заскрипели. Примерно так. Еще могу про кузовщину «докинуть».

На предыдущем своем Prius 11 попал в небольшую аварию, пришлось менять капот. Взял его за 5 тыс. руб. на «разборке». Тогда, два года назад, эта запчасть была в одном экземпляре на всю Москву. Сейчас таких проблем уже нет. Совсем.

На новогодние праздники планирую поехать в Австрию, покататься на «доске». Предварительно заеду в сервис: кажется, рычаги в передней подвеске «помирают», ну и колодки пусть глянут, пробегу уже тысяч 150.

Читать еще:  Скоро потребуется регулировка смазочной системы toyota prado

Колодки задние вечные, передние ходят очень долго. Про умирающую батарею – сказки, они у первых Prius своей смертью начали умирать только сейчас. Ремонт недорогой, всю менять не обязательно – меняются отдельные элементы, по 1,5-3 тыс. руб. Новая стоит 60 тыс. руб., если покупать самому.

– Александр, можно ли считать Toyota Prius автомобилем на каждый день?

– Конечно! Toyota Prius – вполне комфортный автомобиль, не доставляющий головной боли.

Прогревается на ходу за 10 минут. «Кушает» по городу («газ в пол» и пробки): летом – 6 литров, зимой – 8. По трассе – смотря как едешь: 140-150 км/ч – 6,5 л, в потоке на скорости 90-110 – меньше «пятерки». Бензин заливаю 92-95 по настроению, разницы нет. И главное, автомобиль не ломается.

Немножко теории

Так в чем же инновационность автомобиля Toyota Prius? Только ли в гибридной силовой установке? Не только. Основные агрегаты автомобиля – мотор и коробка передач – в Toyota Prius не совсем обычные: двигатель работает по циклу Аткинсона, а КПП имеет так называемую планетарную структуру.

Основное отличие двигателя, работающего по циклу Аткинсона, от ДВС, работающего по классическому циклу Отто, – другие фазы газораспределения: 3-й такт впуска значительно длиннее, клапан закрывается на половине пути поршня к верхней мертвой точке, то есть когда в цикле Отто уже происходит такт сжатия. Кроме того, двигатель Аткинсона получил специальный коленвал со смещенными точками крепления, что позволило снизить потери на трении и поднять степень сжатия мотора до 13:1. В целом цикл Аткинсона эффективнее цикла Отто более чем на 10%. Однако такой тип двигателя способен хорошо работать лишь на высоких оборотах, на малых мощностные показатели подают. Поэтому данный силовой агрегат отлично сочетается с электромотором, который компенсирует нехватку тяги на «низах».

Коробка передач в Toyota Prius – планетарная: механическая система, состоящая из нескольких планетарных зубчатых колес (шестерен), вращающихся вокруг центральной солнечной шестерни. Такой тип коробки передач более компактен и обеспечивает быстрое и плавное переключение скоростей без потери мощности, в отличие от обычной АКПП с гидротрансформатором. Планетарные передачи отличаются долговечностью, так как нагрузка передается сразу несколькими сателлитами, что снижает напряжение зубьев. По субъективным ощущениям, такой тип коробки передач похож на вариатор – автомобиль разгоняется плавно и без рывков.

Что касается гибридной схемы Toyota Prius, то она в автомобиле параллельная и состоит из двигателя внутреннего сгорания объемом 1,8 л и мощностью 99 л.с. (145 Н·м) и электромотора мощностью 81 л.с. (207 Н·м). Кроме двигателей гибридная схема включает в себя инвертор, аккумуляторную батарею и генератор, который также выполняет роль стартера для пуска бензинового двигателя. Батарея может заряжаться несколькими способами: при торможении (рекуперация энергии), от двигателя через генератор и используя кинетическую энергию автомобиля.

Toyota Prius (третье поколение)

Toyota Prius (Тойота Приус) третьего поколения — гибридный легковой автомобиль, выпускавшийся японской фирмой Toyota с 2009 по 2015 годы. Латинское слово prius (яп. プリウス ) в названии модели трактуется как первый, изначальный [5] . За свою экологичность и оригинальность конструкции получил множество призов и наград, в том числе признавался автомобилем года в Японии [6] .

Новый автомобиль был официально представлен на родине в мае 2009 года. Если внешне он сохранил черты предшественника, только имел более модные плоские поверхности и острые грани, то его гибридный силовой привод (англ.  Hybrid vehicle drivetrain ) был на 90% новым. Специальный 1,8-литровый двигатель большую часть времени работал на более низких оборотах, меньше нагружался, экономя топливо. Увеличенная мощность и момент мотора позволили существенно улучшить динамику автомобиля. Двигатель работал совместно с обновлённой, более компактной и лёгкой трансмиссией, а для повышения эффективности электронных компонентов было увеличено напряжение электрической части привода [7] .

В марте 2010 года сборку модели начали в Индии на заводе Toyota Kirloskar (TKM) [8] , в ноябре — в Таиланде на заводе Toyota Motor Thailand (TMT) [9] , а в декабре 2011 года производство модели третьего поколения возобновилось в Китае [10] .

Содержание

Кузов и оборудование [ править | править код ]

С самого начала проектирования автомобиля дизайнеры и специалисты по аэродинамике плотно работали вместе для того, чтобы получить очень низкий, 0,25, коэффициент аэродинамического сопротивления, сохранив при этом пропорции классического Prius. Так, открытая часть решетки радиатора была уменьшена насколько это было возможно, а плоские боковые поверхности переднего и заднего бамперов направляли потоки воздуха вокруг арок колёс, снижая турбулентность. Снизу автомобиля специальные щитки перед колёсами, а также панели, закрывающие двигатель, элементы подвески и бензобак, вносили серьёзный вклад в общую аэродинамическую эффективность нового Prius [11] .

Длина и ширина автомобиля немного возросли, тогда как колёсная база осталось прежней. Неизменной осталась и высота модели, но высшая точка кузова была сдвинута назад, что позволило добавить места над головами задних пассажиров [12] . Смещенные вперёд передние стойки увеличили наклон ветрового стекла, в результате передние боковые окошки стали больше, что, в сочетании с увеличенным задним окном, обеспечило лучшую обзорность [11] .

Пассивная безопасность нового Prius обеспечивалась жёстким, со сминаемыми зонами кузовом, в основном изготовленным из высокопрочной стали [13] . Специальной формы и конструкции передний бампер предотвращал попадание человека под автомобиль и снижал травмирование его ног. Установленные на амортизирующие кронштейны передние крылья были призваны смягчить удар головы пешехода при наезде. С этой же целью каркас капота был отодвинут дальше от его поверхности, а сам капот был способен проминаться под ударом [14] . Автомобиль успешно прошел Японский [15] , Американские [16] [17] [18] [19] и Европейский [20] тесты, везде получив максимальное количество баллов за безопасность.

Главной доминантой салона была новая передняя панель, разделённая на две зоны. Верхний головной дисплей был идеально приспособлен для мгновенного считывания информации о движении автомобиля. Органы управления были расположены ниже, на несимметричной, висящей в воздухе консоли. Сверху неё, прямо под рукой водителя, располагался рычажок управления режимами движения, а снизу имелось много места для хранения разных вещей. Над консолью размещался многофункциональный цветной дисплей, отображавший информацию о работе гибридной установки, кондиционера, музыкальной системы и навигационные карты.

Новое рулевое колесо было подрезано снизу на 10 миллиметров для более удобного размещения ног водителя [21] . Нажатие установленных на нём кнопок управления музыкой и кондиционером отображалось на головном дисплее, так что переключать их можно было не глядя [22] . В стандартное оснащение нового Prius входила система проекции на ветровое стекло основной информации о движении автомобиля. Расположение надписи можно было изменить, а яркость текста настраивалась автоматически [23] .

Комфортабельные передние сиденья новой конструкции предлагали больший диапазон регулировок, а их тонкие спинки увеличивали пространство для ног задних пассажиров [21] . Более компактная система охлаждения высоковольтной батареи позволила на 30 литров увеличить объём багажника, теперь в него входило до 445 литров багажа, а при сложенных задних сиденьях — до 1120 литров [12] .

Особой конструкции система кондиционирования позволяла на 24% снизить нагрузку на компрессор, экономя топливо [24] . Кондиционер можно было дистанционно запустить примерно за три минуты до посадки в салон. Приводимый электромотором компрессор запитывался от высоковольтной батареи и подготавливал прохладное пространство для пассажиров [25] .

В жаркий день во время стоянки, используя вырабатываемое опционной, встроенной в крышу солнечной панелью электричество, специальный вентилятор проветривал салон. Система не потребляла дополнительной энергии и не позволяла внутреннему пространству автомобиля перегреться [26] .

Новый Prius имел три дополнительных режима движения. Нажав кнопку EV, водитель принудительно включал электрический режим, при этом автомобиль мог проехать на скорости не более 50 км/ч до двух километров, в зависимости от уровня заряда батареи. В экономичном (ECO) режиме была ослаблена реакция педали газа на резкие нажатия и уменьшена отдача кондиционера, при этом экономилось до 10—15 % топлива. В динамичном режиме (PWR) отдача педали газа повышалась, что улучшало динамику автомобиля [27] .

Читать еще:  Как регулировать фары на тойоте королла 100

Модель оборудовалась модернизированной, более простой в использовании и значительно быстрее работающей системой помощи при парковке. Система использовала заднюю камеру и ультразвуковые датчики в переднем бампере для определения свободного пространства. Она автоматически поворачивала рулевое колесо на нужный угол, водитель управлял только скоростью автомобиля [28] .

Устанавливаемая по заказу система адаптивного круиз-контроля использовала радар для поддержания дистанции до впереди идущего автомобиля. Он же был задействован в системе контроля движения по полосе дороги и в предаварийной системе, натягивающей ремни безопасности при вероятном столкновении и, если авария неизбежна, включающей тормоза [29] .

В 2011 году внешность автомобиля была немного обновлена. Он получил новые фары и задние фонари с хорошо заметными вертикальными элементами, новую облицовку решётки радиатора, а также новые передний и задний бамперы [30] .

Гибридный силовой привод [ править | править код ]

Главным новшеством привода этого поколения стало использование увеличенного до 1,8 литра рабочего объёма бензинового двигателя, работающего по циклу Аткинсона. Использование большого и мощного мотора в системе, созданной для экономии топлива, казалось не логичным, но его увеличенная отдача позволяла двигателю работать на более низких оборотах, экономя топливо. Так, при движении по шоссе на высокой скорости расход топлива снижался примерно на 10 % [31] .

Система рециркуляции отработавших газов двигателя (Exhaust Gas Recirculation, EGR) снижала, с помощью жидкости системы охлаждения, температуру выхлопных газов, что создавало более благоприятные условия для работы каталитического нейтрализатора. Кроме того, часть отработавших газов возвращалась во впускной коллектор, уменьшая потери на впуске. В холодную погоду охлаждающая двигатель жидкость подогревалась от выхлопных газов, способствуя быстрому прогреву мотора.

Существенно увеличенная жёсткость блока цилиндров снизила шум и вибрации двигателя. Устанавливался он на четыре резиновые опоры со встроенными двухступенчатыми демпферами, что позволяло не только эффективно гасить колебания, но и снижало ударные шумы при остановке и запуске мотора [31] . Двигатель не имел ремённых приводов, так как насос системы охлаждения и компрессор кондиционера вращались с помощью электромоторов. Это снижало нагрузку на мотор, позволяя экономить топливо, а также исключало необходимость обслуживания ремней [32] .

Другим важным новшеством привода было использование двойного планетарного редуктора. Двигатель через демпфер передавал вращение на водило одной части редуктора, заставляя двигаться сателлиты. Установленный рядом с ним генератор вращал центральную солнечную шестерню. Размещённый с противоположной стороны редуктора электромотор был жёстко связан с центральной шестернёй другой части редуктора. Окружавшие эту шестерню сателлиты были установлены на неподвижное водило. Сверху редуктора была расположена единая, объединяющая обе его части наружная коронная шестерня, от которой вращение передавалось на ведущие колёса автомобиля.

Второй комплект шестерён понижал обороты электромотора, позволяя использовать более эффективный высокооборотный (13 000 об/мин) синхронный электродвигатель переменного тока, который работал на повышенном до 650 вольт напряжении. Всё это в целом увеличивало его отдачу на 20 % [33] . Синхронный генератор переменного тока, помимо выработки электроэнергии для зарядки батареи, использовался для управления работой трансмиссии и вместо стартера, для запуска двигателя [34] .

За счёт установки более компактных генератора, электромотора и планетарного редуктора удалось исключить цепную передачу в приводе. Теперь вращение от наружной шестерни редуктора напрямую передавалось на главную передачу. Такая новая трансмиссия стала на 20 килограммов легче. Для изготовления шестерён редуктора использовалась новая технология, существенно повысившая их точность, обновлённая система смазки уменьшила потери на перемешивание масла в нём, а трение валов было снижено за счёт применения шариковых вместо роликовых подшипников. В результате потери в приводе сократились на 10—20 % в зависимости от режима работы [35] .

Применение новейших электронных компонентов позволило сделать инвертор почти на 40 % легче и компактнее. Кроме того, он стал быстрее переключаться из одного режима работы в другой, что повысило эффективность системы управления [36] . Изготовленная по проверенной никель-металлгидридной технологии высоковольтная батарея размещалась за спинкой заднего сиденья. Переработанная система воздушного охлаждения сделала её компактнее [12] , освободив дополнительное место для багажа [37] .

Ходовая часть [ править | править код ]

Prius, построенный на новой фирменной платформе для среднеразмерных автомобилей, имел полностью переработанные, для получения лучшей управляемости и ездового комфорта, переднюю и заднюю подвески [38] .

Угловая жёсткость передней независимой подвески со стойками Макферсон, коническими пружинами и полностью новыми, для увеличения колеи, L-образными рычагами была повышена. Оптимизированные по прочности детали, в частности полый алюминиевый стабилизатор, позволили существенно снизить её вес.

Задняя полунезависимая подвеска со скручивающейся балкой имела раздельно установленные пружины и амортизаторы и крепилась к кузову с помощью расположенных под углом специальной конструкции резиновых шарниров. Сечение гидроформованной V-образной балки было подобрано таким образом, что необходимость в заднем стабилизаторе отпала [39] [40] .

Реечное рулевое управление оснащалось электроусилителем, установленным сверху на рулевой колонке, которая имела регулировки по вылету и углу наклона. Большинство деталей привода стало жёстче, а обновлённая программа работы усилителя позволила повысить точность управления.

В тормозной системе насос с электроприводом создавал высокое давление жидкости, которое подавалось на вход гидроусилителя. Водитель, нажимая на педаль тормоза, перемещал поршень в главном тормозном цилиндре, создавая низкое давление. Оно заставляло перемещаться золотник гидроусилителя, направляя жидкость под более высоким давлением к тормозам. Давление к тормозам подавалось не напрямую, а через систему электроуправляемых клапанов, которые позволяли очень точно дозировать его величину в соответствии с сигналами блока управления ECB.

Электронная система управления тормозами (Electronically Controlled Braking, ECB) согласовывала работу гидравлической и рекуперативной систем торможения, позволяя электромотору вырабатывать максимум энергии для заряда батареи. Кроме того, она выполняла функции системы распределения тормозных усилий (EDB), системы помощи при торможении (BAS), антиблокировочной системы (ABS), противобуксовочной системы (Traction Control), системы контроля устойчивости (VSC), системы помощи при старте в гору (англ.  Hill-start assist ) и включала тормоза, если столкновение было неизбежным (AEB).

Большинство компонентов тормозного привода было собрано вместе в компактный и лёгкий блок. Для повышения эффективности торможения в системе использовались увеличенные передние вентилируемые (255 мм) и сплошные задние (259 мм) тормозные диски [41] .

Как 15-, так и 17-дюймовые колёса, применявшиеся на автомобиле, имели аэродинамическую форму и комплектовались специальными шинами с низким сопротивлением качению [11] .

Экологичность [ править | править код ]

Новый Prius производился на одном из самых экологически чистых предприятий в мире, заводе Tsutsumi plant. Половину всей потребляемой электроэнергии завод получал от солнечных батарей. На производстве были полностью ликвидированы свалки с отходами, а количество выбрасываемого дыма сократилось на 82 % за последние десять лет (по состоянию на 2006 год). Комплексная переработка воды привела к сокращению вдвое сбросов в местную речную систему. Для снижения запылённости на территории завода было высажено 50 тысяч деревьев, а фасады корпусов покрыты специальной самоочищающийся фотокаталитической краской [42] .

В автомобиле применялись специально разработанные на фирме Toyota биопластики. Так, подушки сидений и отделка передней панели были выполнены из пенопласта, произведённого из растений (а не из нефти) [43] .

До 95 % аккумуляторной батареи Prius перерабатывалось. Батареи извлекались из автомобилей на специальных авторизированных станциях, которые имелись во всех странах продажи модели. Затем они свозились в центры переработки, где их разбирали. Металлические корпуса, электронные компоненты и провода передавались партнёрам для повторного использования. Сами же аккумуляторы экологически чистым способом в замкнутых контейнерах превращались в воду, органические элементы и никелевый сплав [44] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector