Mazda4you.ru

Мазда №4
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как государство регулирует рынок газа

Россия

Российский рынок газа — приоритетный для «Газпрома». Компания неизменно обеспечивает высокий уровень надежности поставок. Их объем полностью соответствует уровню спроса. При этом Компания обладает необходимыми ресурсами для увеличения поставок газа отечественным потребителям.

Российский рынок газа

«Газпром» — крупнейший поставщик природного газа на российском рынке. На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует большую часть продаваемого газа — в 2020 году объемы продаж составили 225,1 млрд куб. м газа. Чистая выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС) на внутреннем рынке достигла 940,2 млрд руб.

Российский рынок природного газа в 2020 году

Российский рынок природного газа в 2020 году

Средняя цена реализации газа в России (за вычетом НДС, включая акциз и таможенные пошлины)

За год, закончившийся 31 декабря
20162017201820192020
руб./1000 куб. м3 815,53 808,33 981,34 118,24 176,9
долл. * /1000 куб. м57,165,363,363,757,7
евро * /1000 куб. м51,657,753,756,950,4

* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на газ для конечных потребителей подлежат государственному регулированию и дифференцируются как по категориям потребителей (для населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки газа от региона добычи до потребителя.

Структура потребления природного газа в России

Структура потребления природного газа в России

Структура потребления природного газа в России

Нормативно-правовая база, регулирующая газовый рынок России

  • Постановление Правительства Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» от 5 февраля 1998 г. № 162;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1021;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года № 335;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года № 333;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 31 декабря 2010 года № 1205;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества „Газпром“» от 16 апреля 2012 г. № 323;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 27 декабря 2017 г. № 1663;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 29 октября 2018 г. № 1282;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» от 30 ноября 2018 г. № 1442;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 21 декабря 2018 г. № 1622;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 21 февраля 2019 г. № 179;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» от 19.03.2020 г. № 305;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» от 20.03.2021 г. № 425.

Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению, утвержденные Федеральной антимонопольной службой России

Оптовые цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), утвержденные Федеральной антимонопольной службой России

Развитие биржевой торговли газом

В целях развития рыночных принципов ценообразования ПАО «Газпром» участвует в организованных торгах газом на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2020 году объем поставки газа по результатам заключенных ПАО «Газпром» сделок на АО «СПбМТСБ» составил 12,5 млрд куб. м.

Газораспределение

В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на территории России на конец 2020 года находилось 817,1 тыс. км сетей газораспределения.

Протяженность газораспределительных сетей Группы «Газпром», тыс. км

Протяженность газораспределительных сетей Группы «Газпром», тыс. км

С 1 августа государство больше не регулирует цены на газ: что изменилось для населения

Розмови про запуск ринку газу для населення тривають останні кілька років. Головним каталізатором тут завжди був Міжнародний валютний фонд, системно підтримував ініціативи кредитора і керівник «Нафтогазу» Андрій Коболєв.

Утім, за часів уряду Володимира Гройсмана повністю лібералізувати газовий ринок не вдалося, не зміг цього зробити і Кабмін Олексія Гончарука.

Окремі учасники ринку не вірили, що влада наважиться скасувати PSO і напередодні опалювального сезону 2020-2021 років, оскільки перед місцевими виборами можливі коливання цін можуть бути використані проти президента та його команди.

Хай там як, а з 1 серпня в Україні запрацював ринок газу для населення, у якому клієнт може обирати постачальника залежно від ціни та сервісу.

Які зміни чекають на споживачів та постачальників, що буде з цінами та які проблеми досі не вирішені?

Чому затягувався старт

Починаючи з 2015 року, коли був ухвалений закон про ринок природного газу, запровадження ринку газу для населення відкладалося п’ять разів.

Попередній міністр енергетики Олексій Оржель наприкінці 2019 року запевняв, що з 1 січня так званий механізм PSO (спеціальні зобов’язання «Нафтогазу» з продажу газу для потреб населення та теплокомуненерго за фіксованою ціною ) точно буде скасований.

Утім, після цього спеціальний режим продовжували ще тричі: до 1 травня, до 1 липня і до 1 серпня.

Спочатку запуск ринку відкладався через невизначеність з транзитним контрактом з Росією, підписання якого могло суттєво вплинути на вартість газу, пізніше – через відсутність постачальника останньої надії.

Учасники ринку побоювалися, що через близькість місцевих виборів влада не наважиться пускати ціни у вільне плавання і з 1 серпня. Проте перестороги виявилися марними: відтепер держава більше не регулює ціни на газ.

Які зміни чекають на споживачів

На споживачів після запуску ринку чекають дві принципові зміни.

Перша – населення може вільно змінювати постачальника. Насправді це можна було робити ще з 2015 року, однак досі в цьому не було сенсу, бо регульована ціна майже завжди була нижчою за ринкову.

Тепер ціни на газ буде формувати ринок, тому теоретично є шанс знайти постачальника, який запропонує найкращу ціну за сервіс. До того ж, напередодні регулятор суттєво спростив процедуру переходу від одного постачальника до іншого, що також повинно спростити життя споживачів.

Змінити постачальника газу: як змінюється процедура з 1 липня

Друга ключова зміна стосується ціни на газ, яка відтепер буде ринковою.

В Україні в останні роки існували дві ціни. Для промисловості діяла ринкова ціна, яка залежала від котирувань на європейських хабах і встановлювалася щомісяця. Для населення діяв механізм PSO, який в останні роки кілька разів змінювався.

Спочатку ціна фіксувалася на одному рівні на певний період (такий механізм був актуальним, коли ціни на світовому ринку були високими), а згодом вартість почали визначати за формулою (вартість газу на європейському хабі плюс доставка до України). Цим займався «Нафтогаз», який оприлюднював ціну 22 числа кожного місяця.

Тепер ціни на газ і для промисловості, і для населення будуть прирівняні до цін у ЄС, і залежно від ситуації на ринку вартість ресурсу може суттєво зростати чи знижуватися.

Для кращого розуміння суті ринку і пов’язаних з ним цінових ризиків – приклад з 2018 року. У березні кінцева ціна на газ для промисловості становила 8 775 грн за тис куб м, а в жовтні – 15 465 грн за тис куб м. Рахунки з такими цифрами могли б отримати споживачі, якби в Україні не діяв механізм PSO.

Що буде з цінами наступного опалювального сезону? Зробити точний прогноз важко, оскільки це залежить від багатьох факторів.

На думку президента асоціації «Газові трейдери України» Андрія Мизовця, якщо не буде серйозних валютних стрибків, то ціни для кінцевого споживача взимку не будуть перевищувати 6-7 тис грн за тис куб м.

«За нормального розвитку подій ціна може бути і до 5 тис грн, але разом з ризиками може сягати 6-7 тис грн», – каже він.

Ціна газу: від регульованої – до ринкової

Невирішені проблеми

Опитані ЕП учасники ринку висловили одностайну позицію: населення і постачальники готові, але існує низка невирішених проблем. За словами голови енергетичного комітету парламенту Андрія Геруса, більшість споживачів не знає, що скасовується якесь PSO, їх цікавить стабільність цін.

«Щодо постачальників, то тут краща ситуація у тих, хто має свій ресурс, перш за все, у «Нафтогазу». Іншим доведеться домовлятися з НАК, оскільки він вже не зобов’язаний продавати газ для потреб населення», – заявив Герус.

Директор ТОВ «Газопостачальна компанія «Нафтогаз України» Максим Рабінович вважає, що база для відкриття ринку є, але при цьому є завдання, які можна вирішувати, перебуваючи в ринку.

«База – це спрощена процедура зміни постачальника, постачальник «останньої надії» та монетизація субсидій. Це вже зроблено. Далі для розвитку конкуренції потрібно створити DataHub, де будуть дані про всіх споживачів, до яких матимуть доступ ліцензовані постачальники. Також потрібен ресурс, де клієнти зможуть порівняти цінові пропозиції постачальників», – повідомив ЕП Рабінович.

За його словами, ще одним важливим питанням мусить стати зміна підходів до роботи із заборгованістю клієнтів.

«Зараз найпоширеніша практика боротьби з неплатниками – відключення від послуги. Це неправильно. Є більш дієві та цивілізовані інструменти: судова практика, збільшення розміру пені та штрафів, відмова у деяких держпослугах, обмеження в питаннях перетину кордону», – додав Рабінович.

Читать еще:  Заводские регулировки карбюратора ваз 2107

«Невирішеними залишаються питання, як бути із споживачами-боржниками, і як працюватиме постачальник «останньої надії». Також варто розвивати конкуренцію на ринку та біржовий сегмент продажу газу, у тому числі для потреб населення», – заявив Герус.

Серед проблем заступник міністра енергетики Максим Немчинов називає недостатнє інформування клієнтів з боку газопостачальних компаній. Погоджується з ним голова асоціації «Газові трейдери України».

«Ще одна проблема – незрозумілий механізм формування ціни постачальником «останньої надії». Замість того, щоб бути механізмом страхування, ПОН пропонує ціну на 20% нижчу від ринкової. Це абсурд», – вважає Мизовець.

«Так «Нафтогаз» хоче забрати клієнтів у конкурентів, але звідки у НАК дешевший ресурс? Це газ «Укргазвидобування», який буде продаватися за заниженими цінами. Так ми просто вб’ємо видобуток, буквально за кілька років.

Весь ресурс УГВ – у «Нафтогазу». Тут питання до ринкової стратегії компанії та енергетичної стратегії держави», – сказав він.

Як зміниться ринок

У «Нафтогазі» налаштовані оптимістично: «У деяких європейських країнах щорічно змінюють постачальника до 20% клієнтів. Український ринок має свої відмінності», – заявив Рабінович.

«Українці більш активні, тому можу припустити, що з часом постачальників змінюватимуть до 30% споживачів. До кінця 2020 року ринок буде адаптуватися до нових реалій. Не думаю, що в цей час суттєво зросте кількість нових постачальників», – сказав він.

«Комуналка» на карантині: як українці платили за послуги ЖКГ та що робити з мільярдними боргами

Немчинов теж не очікує суттєвої зміни структури ринку в частині постачальників газу. З ним погоджується Мизовець.

«На початковому етапі це будуть якісь частки відсотка, але з часом ці відсотки будуть збільшуватися. Чіткий прогноз дати доволі важко», – повідомив він.

«Гадаю, перші пів року – рік це будуть якісь мізерні відсотки, але це нормально. Суть не в тому, що після першого року мають змінити постачальника 5% населення, після другого – 20%, після третього – 40%. Суть не в зміні постачальника, а в тому, щоб споживач мав вибір, якої досі не було», – вважає представник асоціації.

Герус теж обережний в прогнозах. «Менше 1%. Навіть у країнах ЄС постачальників змінюють менше 20% домогосподарств. У найближчі шість місяців найважливішими будуть цінові тренди», – заявив він.

«Якщо ціни будуть більш-менш стабільні, то все буде добре. Якщо будуть різкі стрибки цін, то це може дискредитувати ринок і створити негативний фон», – підсумував голова комітету.

Откуда берется цена на газ: как было и что изменилось

В Украине с 1 августа перестало работать положение о возложении специальных обязанностей (ПСО) на рынке газа. С помощью ПСО государство контролировало цену на голубое топливо для населения и обязывало «Нафтогаз» иметь гарантированный запас газа для нужд того же населения. Прекращение его действия означает, что государство больше не вмешивается ни в ценообразование, ни в процесс выбора газопоставщика. Свободный рынок газа для бытовых потребителей – открыт.

Для промышленности этот рынок работает уже несколько лет. Отличие между рынком и не рынком – в условиях поставки газа и его цене. Откуда берется цена на газ, как было до рынка газа, на что влияло ПСО, что изменилось, и как и за что теперь платим – объясняет Kosatka.Media.

Как было раньше

До введения газового рынка в Украине за формирование цен в сфере энергетики и коммунальных услуг отвечал национальный регулятор – Национальная комиссия по вопросам энергетики и жилищных услуг (НКРЭКУ).

В 2016 году в действие вступил Закон «О рынке природного газа». НКРЭКУ перестала регулировать цены. Рынок начал функционировать «на основе свободной добросовестной конкуренции». То есть, все поставщики (трейдеры) получили возможность предлагать свой газ на рынке и назначать за него цену, которая зависит от спроса и предложения на этом рынке.

Но свободная цена, конкуренция между поставщиками и право потребителя выбирать поставщика действовали только для промышленности. На рынке бытовых потребителей действовало ПСО (положение о специальных обязанностях). Его установили «с целью обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа». Объем и условия ПСО определялись Кабинетом министров. То есть, государство все же контролировало цену на газ для населения.

Как формировалась цена под ПСО

Согласно постановлению о ПСО, поставщики природного газа закупали его у НАК «Нафтогаз Украины» и продавали его потребителям с торговой надбавкой поставщика не более 2,5% от цены природного газа, за который он был приобретен.

Цена, которую устанавливал «Нафтогаз», была привязана к европейской, потому что часть газа в Украину импортируется, а своей биржи у нас нет. Поэтому для удобства была избрана цена нидерландского газового хаба (биржи) TTF – это крупнейшая европейская торговая площадка, где поставщики газа и трейдеры продают и покупают его.

Цена для «Нафтогаза» считалась по достаточно сложной формуле. Приводим полностью, как в постановлении: «цена не должна быть выше уровня, который учитывает среднеарифметическое значение фактических цен (End of Day) газа на следующие сутки поставки газа (Day-Ahead and Weekend) на газовом хабе TTF согласно информации биржи Powernext EEX в период с 1 по 22 число месяца, предшествующего месяцу поставки газа, разницу (спрэд) между ценой на хабе TTF и границе Украины и тариф на услуги транспортировки газа для точки входа на межгосударственном соединении с Польшей/Словакией/Венгрией».

Специалисты «Нафтогаза» регулярно считали эту цену и публиковали данные у себя на сайте.

цена газ

Цену на газ можно будет выбирать

Как сейчас: рыночная цена на газ

Цена на газ как товар в Украине также привязана к ценам на европейских биржах – мы импортируем много газа, а свою торговую площадку еще только планируют создать.

На рынке цена на газ зависит от, во-первых, баланса спроса и предложения. Чем больше спрос, тем выше цены. Во-вторых – от конкуренции. Чем больше поставщиков предлагают товар – тем ниже его цена для конечного потребителя. Также на цену газа у различных поставщиков влияет стоимость его транспортировки.

В общем, используя профессиональный сленг газопоставщиков, формула стоимости газа на рынке звучит как «импортный паритет+транспорт». Что означает: стоимость газа как товара на бирже+расходы на транспортировку.

Рыночная цена – это цена без каких-либо регуляторных ограничений. То есть, поставщики газа могут свободно устанавливать цены как для промышленности, так и для бытовых потребителей. Но они ограничены рыночными инструментами – спросом, предложением, конкуренцией. И поставить высокую надбавку «просто так» никто не сможет – переоцененный товар не купят.

На рынке газа работает формула – чем больше потребляешь, тем газ дешевле (до сих пор в Украине было наоборот). Также на рыночных условиях купить газ можно заранее – по лучшей цене. Например, заключить договор с поставщиком на 2 года на покупку газа (условно) по 5 грн за кубометр. Тогда, если на рынке газ будет дорожать – вы все равно будете покупать его по 5 (это риск, который несет поставщик). Но если газ будет дешеветь – вы все равно будете платить по 5, это уже ваш риск как покупателя.

При этом считать рыночную цену самостоятельно потребителю не нужно. Каждый поставщик обязан определять и обнародовать эту информацию для своих клиентов. Причем – заранее, до начала периода потребления. То есть, когда вы будете искать нового поставщика газа – он должен предоставить все необходимые условия своей работы, в том числе – и информацию о цене, по которой продает газ.

Газовые сети

Строили газовые сети все вместе, но платить за их содержание нужно постоянно

Тариф на распределение газа: почему нужно платить «за трубу»

Кроме цены за газ, как товар, украинцы также платят за распределение газа. И тарифы на этот вид деятельности до сих пор регулирует НКРЭКУ.

Плата за распределение газа стала отдельным платежом для украинцев с 1 января 2019 года. Потому что поставка (продажа газа как товара) и распределение (доставка его по трубе к котлу (плите) в каждый дом) – стали отдельными видами деятельности в соответствии с законом о рынке газа. Ведут эту деятельность разные предприятия. Даже если вам кажется, что в вашей области поставку и распределение газа осуществляет одна компания (потому что все это находится в одном помещении), это все равно отдельные юридические лица с отдельными счетами и собственной отчетностью. Поэтому и платежи за эти услуги – отдельные.

Тариф на распределение – это плата за содержание сетей (в частности, поддержание необходимого давления в трубе) и работу операторов газораспределительных сетей (ГРС) (те самые аварийные газовые службы – и диспетчеры, и ремонтники).

Месячная стоимость услуги распределения природного газа определяется как 1/12 годовой заказанной мощности объекта потребителя умноженная на тариф, установленный Регулятором для соответствующего оператора ГРС.

Годовая заказанная мощность объекта (объектов) потребителя на расчетный календарный год – это фактический объем потребления природного газа этим объектом за предыдущий газовый год (с первых газовых суток октября текущего календарного года до первых газовых суток октября следующего). То есть, ваша заказанная мощность – это сколько газа вы потребили за прошлый год. Даже если в текущем году вы будете потреблять в 10 раз меньше газа, тариф на распределение будет считаться на базе прошлогоднего потребления. Соответственно, потребление текущего года – база расчета на следующий.

Газовые сети в Украине обслуживают разные операторы ГРС, и у всех – разный тариф на распределение. Он зависит от объемов и специфики потребления газа потребителями, которым предоставляет услугу оператор ГРС, а также – от особенностей обслуживаемых сетей. Чем больше потребление и количество потребителей – тем меньше тариф. Поэтому самые низкие тарифы на распределение – в Киеве.

Таким образом, рыночные инструменты приобретения газа для бытового потребителя открывают возможность выбора. Однако, так же теперь берем на себя и ответственность за собственное потребление, а также за то, у кого и за сколько покупать газ. Кивать, что, мол, государство во всем виновато, уже не получится.

Государство не будет регулировать цены на газ и лишило газсбыты монополии: выиграет ли от этого потребитель?

Бизнес покупал газ на рыночных условиях, заключая контракты с десятками поставщиков, газовыми трейдерами или с Нафтогазом. Цена была рыночной и зависела от ситуации на энергетических рынках Украины и Европы. Для населения рынка газа не было. Его продавали газосбытовые компании (газосбыты), подавляющее большинство которых принадлежат группе «РГК» Дмитрия Фирташа. Цены на газ устанавливались искусственно, решением правительства, в рамках PSO (Public Service Obligation — специальное обязательство, которое правительство возложило на Нафтогаз, чтобы тот продавал газ населению при посредничестве региональных газосбытов по четко установленным, заниженным ценам.

Читать еще:  Как отрегулировать карбюратор озон на ваз 21053

Что изменится 1 июля?

С 1 июля PSO на газовом рынке в Украине отменят, то есть цены на газ для населения станут рыночными. Также значительно упростится процесс смены поставщика газа для населения. Это означает, что традиционные газосбыты потеряют свое монопольное положение, ведь рядовой гражданин сможет заключать соглашение о поставках газа с любым другим поставщиком, независимо от того, где тот зарегистрирован.

Так, житель Киева сможет заключить договор на поставку газа, например, с «Винница газосбытом», с газосбытом Нафтогаза или любой другой компанией, которая начнет торговать газом, даже Укрпочтой. «В условиях нового рынка газа, такие компании, как Укрпочта, тоже смогут продавать газ населению. Здесь вопрос в клиентской базе: Укрпочта имеет клиентскую базу в масштабах всей страны, однако у них нет доступа к ресурсу (газа) и инфраструктуре рынка. Вопрос в том, чтобы получить ресурс. Поэтому для Укрпочты важно приобщиться бланковым ресурсом, подписав соглашение с крупным поставщиком газа, таким как Нафтогаз», — сообщил Михаил Гончар, эксперт по вопросам энергетики, президент клуба глобалистики «Стратегия XXI».

Кто сможет сменить поставщика газа?

Сменить поставщика газа смогут не только владельцы частных домов, но и жители квартир. При этом для смены поставщика не нужно решение ОСМД или управляющей компании: такое решение принимает владелец квартиры индивидуально и по собственному усмотрению. «Упрощенная процедура смены поставщика позволяет каждому потребителю, независимо от того, живет он в многоквартирном или в частном доме, перейти к новому поставщику газа», — сообщил hromadske руководитель ООО «Газоснабжающей компании «Нафтогаз Украины» Максим Рабинович. Он отметил, что ранее процедура смены поставщика газа могла длиться до 100 дней, однако с 1 июля сменить компанию, которой вы будете платить за газ, можно будет в течение 4-21 дня. На уровне ОСМД решение о смене поставщика газа принимается только для нужд домового отопления, а не для розничного потребления.

Что выиграет потребитель?

Теперь на рынке поставок газа появится большое количество новых компаний, которые будут конкурировать за потребителя сервисом и ценами. Например, уже в конце 2019 года в Украине начали тестировать первые «акции» для потребителей газа. В частности, Нафтогаз анонсировал так называемый газовый запас — возможность купить газ на отопительный сезон по летним ценам. Это сделали, опасаясь, что Украина и Россия не договорятся о продлении транзита российского газа в Европу, что могло значительно повысить цены на газ для населения с 1 января. Подобных «акций» и возможностей оплаты за потребленный газ с открытием рынка будет становится больше. «Поставщик сможет предлагать своим клиентам различные новые условия: скидку на газ по предоплате, услуги по рассрочке или же проведение энергоаудита. Для потенциальных поставщиков открытие рынка газа для населения — это не столько о продаже самого газа, как о дополнительных услугах», — отметил энергетический аналитик Dragon Capital Денис Саква.

Введение полноценного рынка поставок газа для населения может приблизить Украину к Европе и создать здесь подобные рыночные отношения, считает Михаил Гончар: «В Украине может появиться рынок газа, подобный Словакии. Там, например, нет большой разницы в цене на газ для населения, но есть различные алгоритмы, которые позволяют экономить деньги. Иными словами, поставщик приспосабливается к потребностям своего клиента, предлагает гибкие графики оплаты или предоставляет скидки на газ, если потребитель половину своего времени проводит, например, на даче. Пространства для маневров здесь много ».

Конкуренция между поставщиками газа должна способствовать улучшению уровня сервиса. Например, небольшая газовая компания ETG.ua, которая уже анонсировала свой выход на рынок газа для бытовых потребителей в сотрудничестве с другими поставщиками газа, намерена предлагать населению инновационные методы оплаты за потребленный газ и сервисы в смартфоне. «Мы проинвестировали десятки миллионов гривен за последние 5 лет в создание определенных сервисов, диджитальные решения. У нас на сегодняшний день существует единственный на рынке природного газа электронный кабинет, где клиенты могут эффективно подавать заявки, выписывать и оплачивать счета за несколько секунд, отслеживать историю своего потребления и прочее», — заявил CEO компании Владимир Шведкий.

В ГПК «Нафтогаза» уверены, что на рынок выйдут компании, которые ранее работали, в основном с бизнес сегментом.

Надо ли проводить еще одну газовую трубу?

Чтобы сменить поставщика газа не нужно проводить никаких новых газовых труб. Вы только меняете компанию-поставщика, заключая с ней договор, после чего уже она будет поставлять вам газ по той трубе, которая заведена в вашу квартиру или дом.

Это стало возможным благодаря предыдущим этапам реформы на рынке газа, в частности внедрению европейских правил на рынке энергоресурсов и проведению анбандлинга. Европейские правила предусматривают, что бизнес по продаже энергоресурса (электроэнергии или газа) должен быть отделен от бизнеса по обеспечению доставки этого ресурса. Иными словами, продажа газа и управление «трубой» — это разные бизнесы. Поэтому вы сможете изменить продавца газа, и это никак не повлияет на ваши договоренности с компанией, которая отвечает за газопровод.

Результаты анбандлинга украинцы почувствовали уже в начале 2020 года, когда за январь получили 2 платежки за газ вместо одной: это платежки за сам газ от газосбытов и за его доставку от облгазов.

Цены на газ вырастут?

Мгновенного роста стоимости газа не будет. На самом деле сейчас украинцы уже покупают газ по рыночным ценам, потому что эти цены упали гораздо ниже от того уровня цен, который установило правительство. «На сегодняшний день, цена на природный газ в Европе находится на 15-летнем минимуме. Поэтому сегодня действительно наиболее эффективный и безболезненный период для того, чтобы ввести рынок газа для (бытовыхред.) потребителей», — отметил Владимир Шведкий.

Сейчас цены на газ в Европе и Украине низкие, однако существует вероятность того, что они пойдут вверх, например, накануне нового отопительного сезона. Это означает, что будут расти цены на газ и для населения. «Легко быть реформатором, когда рыночные цены на газ падают, ведь можно заявить, что газ в платежках подешевел благодаря тебе. Когда же цены на газ в Европе и Украине начнут расти, то это может стать проблемой для правительства и парламента, которые всегда обещают снижение тарифов», — считает Денис Саква.

Как сменить поставщика газа?

Принятое Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), постановление о переходе на новый рынок газа предусматривает, что осуществить смену поставщика газа для граждан будет максимально просто: нужно лишь заключить договор с новым поставщиком и отправить ему необходимые документы.

«С июля сменить поставщика газа станет намного проще — человек должен только подать заявку на присоединение к новому поставщику и предоставить небольшой пакет документов, удостоверяющих его личность, платежку за распределение, где есть ЭИC-код (код энергетической идентификации или точки коммерческого учета — ред.) потребителя газа и опционально документы на право владеть или распоряжаться помещением, и платежку от старого поставщика (для понимания того, есть ли долги)», — сообщил Максим Рабинович.

Всю работу по переведению потребителя от одного поставщика к другому должна выполнить новая газопоставляющая компания, с которой захочет заключить договор потребитель. В «Нафтогазе» отмечают, что с 1 июля такую процедуру можно будет осуществить даже не выходя из дома, с помощью электронной подписи или системы BankID.

Что будет с долгами за газ?

Перейти к новому поставщику можно будет даже имея задолженность за газ перед предыдущим. Это касается даже «спорных» долгов, которые в 2018-2019 годах газосбыты «РГК» доначисляли в платежках за газ своим клиентам. Обосновывали они это тем, что зимой, когда газа потребляют больше, температура воздуха низкая. При такой температуре объем газа будет отличаться от объема газа, поставляемого летом (при более низких температурах газ сжимается). Поэтому фактически потребленный газ населением там решили умножить на специальные коэффициенты, что привело к увеличению показателей потребления.

«Сейчас этот вопрос решается в судах. Сейчас есть надежда, что НКРЕКУ может запретить начисления по этим коэффициентам», поэтому люди смогут переходить к новым поставщиков, не платя этих долгов, а только оплатив задолженность за фактически потребленный газ», — считает Саква.

В Нафтогазе отмечают, что вопрос спорных долгов, скорее всего, нужно будет решать в судах. «Вместе с тем

я хочу подчеркнуть: мы считаем, что справедливые долги должны быть погашены вовремя», — заявил Максим Рабинович.

Каковы главные риски?

Несмотря на привлекательность нового рынка, относительно небольшое количество компаний объявили о намерении поставлять газ населению. Частично это связано с неопределенностью, ведь запустить рынок газа должны были еще с 1 мая 2020 года, однако это решение перенесли из коронавируса.

В то же время, хотя дату запуска и перенесли, государство еще не до конца сформулировало правила, по которым этот рынок будет работать: не решило проблему того, откуда брать сам газ, ведь большинство газа для Украины добывает Укргаздобыча, принадлежащая Нафтогазу. Независимые же поставщики часто не имеют собственных ресурсов по добыче. Такие компании призывают государство обязать Укргаздобычу продавать часть добытого газа на бирже для того, чтобы другие компании могли его покупать и поставлять населению. В противном случае, они считают, что у Нафтогаза будут конкурентные преимущества на этом рынке.

В самом же Нафтогазе считают, что государству необходимо создать единую базу абонентов — DataHub, чтобы все поставщики имели доступ к данным о потреблении и оплате газа всеми потребителями. Несмотря на наличие преимуществ на газовом рынке в виде больших объемов добычи газа, Нафтогаз не имеет данных о потребителях — абонентской базы — поэтому не может полноценно начать продавать газ напрямую населению.

Такая база потребителей есть у традиционных газосбытовых компаний, большинство которых принадлежат «РГК» Дмитрия Фирташа, или у других крупных, преимущественно государственных, компаний (например, у Укрпочты или Ощадбанка).

Также представители энергетического бизнеса сетуют, что пока государство не урегулировало вопрос взыскания задолженности за потребленный газ. «В любом случае, за старые долги за газ придется заплатить. Вероятно, что такие отношения могут перейти и в судебный формат, ведь никто не захочет «подарить» долг. Если же позволить потребителям при переходе к другому поставщику не платить по долгам, то люди будут накапливать долги и переходить в другую компанию, чтобы не платить за газ вообще», — отметил Михаил Гончар.

Читать еще:  Регулировка сцепления лада 2111

Существуют риски запуска нового рынка газа и для самих потребителей. В частности, государство не выбрало поставщика последней надежды — компанию, которая будет поставлять газ тем потребителям, с которыми не захочет иметь дело ни одна другая компания-поставщик, в частности за большой задолженности. «Поставщики газа могут расторгнуть договор с клиентами, которые имеют большую задолженность за газ. Важно, чтобы такие люди не остались без газа. Поэтому создание поставщика последней надежды пока — это одна из главных недоработок в обновленном рынке газа, которую еще предстоит решить», — считает Денис Саква.

«Поставщик последней надежды — это прежде всего страховка для человека, что он не останется без газа, если по каким-либо причинам разорвет контракт с нынешним поставщиком и не успеет перейти к новому сразу же. Или же, если сам поставщик не захочет или не сможет поставлять газ клиенту. У человека будет 60 дней, чтобы выбрать нового поставщика газа и при этом не остаться без газоснабжения», — отметил Максим Рабинович.

Конец газового рабства. Семь главных фактов об открытом рынке газа для населения

Конец газового рабства. Семь главных фактов об открытом рынке газа для населения - Фото

В Украине запустили рынок газа для населения: что это значит?

1 августа в Украине начал работать рынок газа для населения. Это означает, что государство ввело принципиально новый подход к продаже газа для домохозяйств, а сами украинцы – могут свободно менять газового поставщика.

Долгие годы цены на газ в Украине регулировал Кабинет министров через НАК Нафтогаз Украины. Сначала компания продавала газ так называемым облгаззбутам, которые затем поставляли топливо с наценкой домохозяйствам и промышленным потребителям.

Но в октябре 2015 году в Украине состоялся первый этап газовой реформы, в результате чего государство отказалось от регулирования цен на газ для промышленности. Еще одна особенность реформы – разделение облгазсбытов на операторов газовых сетей и так называемые газсбыты, которым перешла эстафета монопольно поставлять газ населению.

Формула определения цены на газ для домохозяйств менялась неоднократно. Последнюю Кабмин ввел в январе 2020 года. Им правительство фактически привязал цены на газ для украинцев к спотовым котировкам на нидерландском хабе TTF.

За основу бралась средняя арифметическая стоимость топлива на хабе за 22 календарных дня, в которую затем добавлялась цена транспортировки. На основании правительственной формулы Нафтогаз высчитывал цены на газ для «сбытов», а дальше к ней добавлялась еще 2,5% наценка за поставку.

Эта сложная схема государственной поддержки действовала еще недавно. С 1 августа цены на газ для населения, как и с 2015 года для промышленности, определяет рынок. Газовые поставщики теперь сами вправе решать, за сколько продавать газ потребителю, а Нафтогаз – больше не должен продавать газ населению через газсбыты.

Справедливую конкуренцию на рынке должен контролировать Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). За тем, насколько добросовестно поставщики газа и облгазы выполняют свои лицензионные условия, будет следить Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Зачем вообще было что-то менять?

Де-факто, украинский рынок газа для домохозяйств не конкурентен с большой долей у одной группы компаний РГК Дмитрия Фирташа. И исправить ситуацию без отмены «льготных» цен для населения невозможно, говорят газовые трейдеры.

Согласно данным Нацкомиссии по тарифам, в 2019 году населению поставляло газ всего 37 компаний. Около 20 из них – газсбыты, которые входят в структуру собственности группы Фирташа.

Низкая конкуренция лишает потребителей многих рыночных преимуществ, а иногда – даже играет с ними злую шутку. Один из ярко выраженных примеров – доначисления населению лишних кубометров газа в качестве «температурных коэффициентов» через аффилированные облгазы.

Эти коэффициенты газсбыты якобы используют, чтобы компенсировать свои потери при поставках газа в зимний период. По их версии, при низкой температуре газ в трубопроводе сжимается настолько, что потребитель в результате использует больше, чем фиксирует счетчик.

Однако с этой практикой согласны далеко не все, в том числе и сами потребители. Например, НКРЭКУ, Кабмин и АМКУ неоднократно называли такие действия незаконными. В 2019 году за «температурные коэффициенты» комитет оштрафовал газсбыты на 278 млн грн.

На сегодняшний день вопрос применения к бытовым потребителям газа «температурных коэффициентов» рассматривает Верховный Суд.

Нафтогаз теперь может непосредственно продавать газ на нужды населения.

До 1 августа Нафтогаз в рамках возложенных на него обязанностей Кабмином, должен был продавать газ сбыта на нужды населения. Последние выступали гарантом бесперебойных поставок газа домохозяйствам в каждой области Украины.

Но эта обязанность была отменена. Значит ли это, что население может остаться без газа? Вряд ли. Нафтогаз уверяет, что с 1 августа изменения в привычных торгах будут минимальными: продавать газ обещают всем, кто продает газ населению и обратился в компанию, но уже на «коммерческих условиях». НАК, в частности, предлагает всем поставщикам как годовые так и месячные контракты с возможностью покупать газ по фиксированной цене и оплате частями.

В случае экстренных ситуаций, например, если газсбыт обанкротится или потеряет лицензию, его потребителей подхватит так называемый Поставщик последней надежды (ПОН). Его роль, как минимум, до 2023 года будет выполнять Нафтогаз.

ПОН – не является постоянным поставщиком. Он будет поставлять газ потребителю до 60 календарных дней – за это время клиент должен найти для себя нового поставщика. Цены на газ ПОН будет просматривать ежемесячно в соответствии с утвержденной правительством формулы и нулевой наценкой. В июле цена на газ от ПОН составляла 2711 грн за тысячу кубометров.

Что значит для потребителя конец монополии газсбытов?

Преимущества конкуренции лучше всего демонстрирует рынок для промышленных потребителей, где работает около 700 поставщиков газа. Этот сегмент рынка с 2015 года работает без государственного регулирования – за потребителя здесь конкурируют как малые, так и крупные газовые трейдеры, вроде Нафтогаза, Егаза и других компаний.

По данным газового трейдера ETG.ua, на сегодня емкость газового рынка для населения – 8 млрд кубометров в год. Этот пирог делят между собой 12,5 млн потребителей, часть из которых готовы сменить поставщика уже в ближайший отопительный сезон.

К зиме, по оценке игроков рынка, доля потребителей, изменивших газового поставщика может быть в пределах от 5 до 10%, но уже через 3-5 лет, когда рынок станет более конкурентным и сервисным, эта цифра вырастет до 30%. Уже сегодня новые поставщики получают сотни заявок на присоединение от потребителей.

Сколько конкретно поставщиков газа для населения появится с 1 августа, пока неизвестно. Ожидается, что уже к ближайшей зиме на рынок могут выйти от пяти до семи новых игроков, которые создадут конкуренцию уже привычным для украинцев газсбытов. Но пока официально о планах увеличить долю присутствия на рынке объявили только Нафтогаз Егаз, YASNO (ДТЭК) и ETG.ua. Суммарно поставлять газ населению готовы около 50 компаний, говорят в Нафтогазе.

Что это даст потребителю?

В перспективе активная конкуренция откроет для населения множество возможностей, которых он был лишен еще при старой модели газового рынка. Домохозяйства, например, смогут выбирать для себя поставщиков с удобным сервисом, выгодными предложениями или участвовать в акциях наподобие тех, что делают провайдеры интернет-услуг и мобильные операторы.

Какие предложения для населения готовят поставщики газа?

Поставщики начали готовиться к запуску нового рынка заранее. Времени для создания новых предложений у них было достаточно: Кабмин переносил дату запуска рынка для населения пять раз, два из которых только в этом году: с 1 мая по 1 июля, а затем – и к 1 августа.

Например, ETG.ua и YASNO планируют делать ставку на сервис и цифровизацию взаимоотношений с потребителем, предлагать клиентам возможность покупать газ оптом или по фиксированной цене в месяц или квартал.

Нафтогаз же, как крупнейший добытчик газа в стране, планирует делать ставку не только на сервис, но и на цены. Вероятно, именно он станет ценовым индикатором, на который будут равняться все остальные поставщики.

Хочу изменить газового поставщика, как это сделать?

Еще недавно изменить газового поставщика в Украине было очень сложно. На это уходило от 20 до 150 дней при условии, что у потребителя нет долгов за потребленный газ. В ином случае – он должен был оплатить все долги и только потом – идти к другому поставщику.

Фактически сложная бюрократия только усложняла процесс смены газового провайдера. По данным Нафтогаза, с 2015 года, когда впервые в Украине появилась возможность менять газового поставщика, по состоянию на июль 2020 от газсбытов ушло всего 300 человек.

Но с июля ситуация изменилась. В июне НКРЭКУ упростила требования, чтобы сменить газового провайдера для домохозяйств.

С 1 июля, чтобы отказаться от действующего поставщика газа, потребитель должен подать будущем трейдеру всего несколько документов: заявление на присоединение, паспорт, идентификационный налоговый номер, последнюю платежку за газ и свидетельство о праве собственности на жилье или доверенность.

Все остальное сделает новый поставщик и переход произойдет автоматически.

А что будет с ценами на газ?

В перспективе цена газ для населения будет меняться в зависимости от спроса и предложения. Традиционно зимой спрос растет, из-за чего тарифы на газ идут вверх пропорционально росту потребления. Но уже летом, когда спрос минимальный – цены снова откатываются назад.

Косвенно о потенциальном росте цен в ближайшем будущем говорят последние данные Нафтогаза. В июле, согласно расчетам компании, один кубометр газа для населения подорожал на 7% по сравнению с июнем, до 2,3 грн (без стоимости доставки и наценки поставщика).

Это первое повышение цен на газ в Украине, после 51% падения с начала года. Однако говорить о резком росте цены не стоит. Этот сценарий Украине не грозит, как минимум, из-за рекордных 21 млрд кубических метров газа, накопленных в подземных хранилищах. К октябрю накопленный объем может достичь 26 млрд кубов.

Этих запасов, по данным Нафтогаза, достаточно, чтобы сохранить цены на газ в стране на относительно низком уровне даже в разгар отопительного сезона. Разница в стоимости по сравнению с предыдущим зимним сезоном, по прогнозам компании, может составить от «минус» 20 до «минус» 30%.

Данный материал подготовлен в рамках партнерского проекта ProГаз, при поддержке Федерації роботодавців нафтогазової галузі

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector