Передняя подвеска
Передняя подвеска
Передняя подвеска независимая, с телескопическими поворотными стойками, поперечными рычагами, продольными растяжками рычагов и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа.
Стойка подвески состоит из корпуса, в котором установлен гидравлический телескопический амортизатор винтовой пружины и верхней опоры. Снаружи к корпусу стойки приварены кронштейн для крепления поворотного кулака, поворотный рычаг и нижняя опорная чашка пружины.
В зависимости от комплектации автомобиля стойка может быть с бочкообразной или конической пружиной. Пружина своим нижним витком упирается в нижнюю опорную чашку, а верхним — в верхнюю опорную чашку, закрепленную на штоке амортизатора. Также на штоке амортизатора установлена верхняя опора стойки, состоящая из корпуса, резиновой подушки и подшипника. Корпус опоры крепится к кузову автомобиля тремя шпильками с гайками. Подшипник позволяет штоку амортизатора поворачиваться в опоре при повороте стойки, а резиновый буфер препятствует передаче вибраций на корпус автомобиля.
Шток амортизатора защищён от грязи и пыли пластмассовым кожухом. При пробое подвески ход штока ограничен буфером хода сжатия.
Поворотный рычаг стойки соединяется с рулевой тягой через шаровой палец. Изменение длины тяги при помощи ее соединительной муфты позволяет регулировать схождение передних колес.
Регулировочная втулка рулевой тяги:
1 — наконечник рулевой тяги; 2 регулировочная втулка; 3 — рулевая тяга
Поворотный кулак крепится к кронштейну стойки двумя болтами с гайками. Верхнее отверстие кронштейна выполнено овальным, а установленный в него болт имеет эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу. При вращении этого болта поворотный кулак смещается относительно стойки, поворачиваясь на болте нижнего крепления, как на оси. Благодаря этому изменяется угол между стойкой и кулаком, что в свою очередь позволяет регулировать развал переднего колеса.
Снизу поворотный кулак соединен с поперечным рычагом подвески при помощи шаровой опоры. От перемещения поперечный рычаг удерживается растяжкой, которая своим задним концом крепится через резинометаллический шарнир к рычагу, а передним через подушку к кронштейну, закрепленному на кузове автомобиля. Изменяя количество шайб в переднем и заднем креплениях растяжки, можно изменять положение рычага, регулируя тем самым угол продольного наклона оси поворота колеса.
Концы стабилизатора поперечной устойчивости при помощи стоек соединены с поперечными рычагами передней подвески автомобиля. Центральная часть стабилизатора закреплена через резиновые подушки на кузове скобами. Движение одного из рычагов через стабилизатор передается на второй. Это позволяет частично синхронизировать работу обеих сторон подвески и тем самым уменьшить раскачивание автомобиля на неровной дороге и крены в поворотах.
Передняя подвеска: 1 — штанга стабилизатора; 2 — скоба крепления штанги стабилизатора; 3 — кронштейн поперечного рычага; 4 — поперечный рычаг; 5 — стойка стабилизатора; 6 — телескопическая стойка; 7 — шаровая опора; 8 — поворотный кулак; 9 — продольная растяжка; 10 — кронштейн растяжки
После ремонта любых элементов подвески или рулевого управления обязательно проверьте углы установки передних колес. Качественно провести проверку и регулировку углов установки передних колес можно только в условиях сервисного предприятия, имеющего специальный стенд для выполнения регулировочных работ.
Крепление поворотного кулака к стойке: 1 — кронштейн крепления поворотного кулака; 2 — корпус стойки; 3 — болт (эксцентриковый) верхнего крепления поворотного кулака; 4 — болт нижнего крепления поворотного к>’лака; 5 — поворотный кулак
В отверстие поворотного кулака запрессован и зафиксирован двумя стопорными кольцами двухрядный шариковый подшипник. Во внутреннее кольцо подшипника запрессована ступица колеса.
Крепление продольной растяжки к поперечному рычагу: 1 — задний конец продольной растяжки; 2 — регулировочные шайбы; 3 — упорная шайба; 4 — резинометаллический шарнир; 5 — поперечный рычаг подвески
Регулировка углов установки колес автомобиля Лада Калина
Регулируют три параметра: угол продольного наклона оси поворота, угол развала колеса и схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника верхней опоры амортизаторной стойки в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.
Угол продольного наклона оси поворота способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения.
Симптомы отклонения величины угла от нормы — увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шины.
Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб, установленных на обоих концах растяжки.
Для увеличения угла шайбы снимают с переднего или заднего конца растяжки, а для уменьшения угла дополнительно устанавливают на задний конец растяжки (установить дополнительные шайбы на передний конец растяжки не всегда возможно из-за его короткой резьбовой части).
При установке или снятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19′.
Регулировочных шайб на переднем конце растяжки не должно быть более двух, а на заднем конце — более четырех.
Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.
Угол развала колеса способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески.
При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку при ослабленной затяжке гаек верхнего и нижнего болтов.
Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Иногда этот угол вычисляют по разности расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров.
Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение регулируется вращением регулировочных резьбовых втулок при ослабленных стяжных болтах наконечников рулевых тяг.
Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально).
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечно направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Перед этим следует убедиться, что:
— давление в шинах соответствует норме;
— износ протектора на левом и правом колесах примерно одинаков;
— отсутствуют люфты в подшипниках ступиц передних колес;
— отсутствуют люфты в приводе рулевого управления;
— элементы подвески не имеют де формаций и разрушений;
— резинометаллические шарниры подвески не имеют повреждений износа;
— колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы.
В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и в последнюю очередь схождение.
После установки автомобиля на стенд для контроля углов, необходимо «прожать» подвеску автомобиля, приложив два-три раза усилие в вертикальной плоскости к заднему, а затем к переднему бамперам.
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Детали передней подвески автомобилей Лада Калина, Гранта
Передняя подвеска Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 независимая, с телескопическими поворотными стойками, поперечными рычагами, продольными растяжками рычагов и стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа.
Стойка передней подвески состоит из корпуса, в котором установлен гидравлический телескопический амортизатор винтовой пружины и верхней опоры. Снаружи к корпусу стойки приварены кронштейн для крепления поворотного кулака, поворотный рычаг и нижняя опорная чашка пружины.
В зависимости от комплектации автомобиля стойка может быть с бочкообразной или конической пружиной. Пружина своим нижним витком упирается в нижнюю опорную чашку, а верхним — в верхнюю опорную чашку, закрепленную на штоке амортизатора.
Также на штоке амортизатора Лада Гранта/Калина установлена верхняя опора стойки, состоящая из корпуса, резиновой подушки и подшипника. Корпус опоры крепится к кузову автомобиля тремя шпильками с гайками.
Подшипник позволяет штоку амортизатора поворачиваться в опоре при повороте стойки, а резиновый буфер препятствует передаче вибраций на корпус автомобиля.
Шток амортизатора защищён от грязи и пыли пластмассовым кожухом. При пробое подвески ход штока ограничен буфером хода сжатия.
Поворотный рычаг стойки соединяется с рулевой тягой через шаровой палец. Изменение длины тяги при помощи ее соединительной муфты позволяет регулировать схождение передних колес.
Рис.27. Регулировочная втулка рулевой тяги Лада Гранта/Калина
1 — наконечник рулевой тяги; 2 регулировочная втулка; 3 — рулевая тяга
Поворотный кулак крепится к кронштейну стойки двумя болтами с гайками. Верхнее отверстие кронштейна выполнено овальным, а установленный в него болт имеет эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу.
При вращении этого болта поворотный кулак смещается относительно стойки, поворачиваясь на болте нижнего крепления, как на оси. Благодаря этому изменяется угол между стойкой и кулаком, что в свою очередь позволяет регулировать развал переднего колеса.
Снизу поворотный кулак соединен с поперечным рычагом передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при помощи шаровой опоры.
От перемещения поперечный рычаг удерживается растяжкой, которая своим задним концом крепится через резинометаллический шарнир к рычагу, а передним через подушку к кронштейну, закрепленному на кузове автомобиля.
Изменяя количество шайб в переднем и заднем креплениях растяжки, можно изменять положение рычага, регулируя тем самым угол продольного наклона оси поворота колеса.
Концы стабилизатора поперечной устойчивости при помощи стоек соединены с поперечными рычагами передней подвески автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190. Центральная часть стабилизатора закреплена через резиновые подушки на кузове скобами.
Движение одного из рычагов через стабилизатор передается на второй. Это позволяет частично синхронизировать работу обеих сторон подвески и тем самым уменьшить раскачивание автомобиля на неровной дороге и крены в поворотах.
Рис.28. Передняя подвеска Лада Гранта/Калина
1 — штанга стабилизатора; 2 — скоба крепления штанги стабилизатора; 3 — кронштейн поперечного рычага; 4 — поперечный рычаг; 5 — стойка стабилизатора; 6 — телескопическая стойка; 7 — шаровая опора; 8 — поворотный кулак; 9 — продольная растяжка; 10 — кронштейн растяжки
После ремонта любых элементов подвески или рулевого управления обязательно проверьте углы установки передних колес. Качественно провести проверку и регулировку углов установки передних колес можно только в условиях сервисного предприятия, имеющего специальный стенд для выполнения регулировочных работ.
Рис.29. Крепление поворотного кулака к стойке Лада Гранта/Калина
1 — кронштейн крепления поворотного кулака; 2 — корпус стойки; 3 — болт (эксцентриковый) верхнего крепления поворотного кулака; 4 — болт нижнего крепления поворотного кулака; 5 — поворотный кулак
В отверстие поворотного кулака запрессован и зафиксирован двумя стопорными кольцами двухрядный шариковый подшипник. Во внутреннее кольцо подшипника запрессована ступица колеса.
Рис.30. Крепление продольной растяжки к поперечному рычагу передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
1 — задний конец продольной растяжки; 2 — регулировочные шайбы; 3 — упорная шайба; 4 — резинометаллический шарнир; 5 — поперечный рычаг подвески
З амена продольной растяжки передней подвески Лада Гранта/Калина
При регулировке угла продольного наклона оси поворота в сервисном центре продольную растяжку будут снимать повторно, поэтому замену растяжки лучше проводить там же, одновременно с регулировкой.
Чтобы при установке старой продольной растяжки минимизировать нарушение регулировки угла продольного наклона оси поворота, подсчитайте и запишите количество регулировочных шайб, находящихся на заднем и переднем концах растяжки.
— Снимаем кронштейн крепления растяжки передней подвески.
— Удерживая растяжку от проворачивания рожковым ключом на 24 мм, вторым ключом того же размера с длинным воротком отворачиваем гайку крепления переднего конца продольной растяжки к поперечному рычагу.
— Снимаем с растяжки упорную шайбу, извлекаем задний конец растяжки из резинометаллического шарнира поперечного рычага и снимаем с растяжки
регулировочные шайбы.
— Устанавливаем продольную растяжку в обратной последовательности.
— При установке регулировочной шайбы необходимо, чтобы фаска на ее внутренней кромке была обращена к растяжке.
— После замены продольной растяжки необходимо проверить углы установки передних колес в сервисном центре.
Замена шаровой опоры стойки Лада Гранта/Калина
— Снимаем переднее колесо автомобиля.
— Отворачиваем гайку пальца шаровой опоры
— Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
— Устанавливаем на конец рычага съемник.
— Заворачивая болт съемника, выпрессовываем палец шаровой опоры из отверстия рычага и снимаем шаровую опору.
— Если предстоит установка шаровой опоры, бывшей в эксплуатации, предварительно снимите с нее защитный чехол и заложите смазку в шарнир шаровой опоры и на внутреннюю поверхность защитного чехла опоры.
— Устанавливаем шаровую опору в последовательности, обратной снятию.
Замена поперечного рычага передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
— Снимаем переднее колесо.
— Снимаем брызговик двигателя.
— Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
— Вынимаем болт крепления стойки стабилизатора к рычагу.
— Отворачиваем гайку болта крепления поперечного рычага к кронштейну кузова и вынимаем болт.
— Чтобы при установке рычага минимизировать нарушение регулировки угла продольного наклона оси поворота, подсчитайте и запишите количество регулировочных шайб, находящихся на заднем конце продольной растяжки.
— Удерживая растяжку от проворачивания рожковым ключом на 24 мм, торцовым ключом того же размера с длинным воротком отворачиваем гайку заднего конца растяжки.
— Снимаем с заднего конца продольной растяжки упорную шайбу.
— Снимаем нижний рычаг в сборе с шаровой опорой с продольной растяжки передней подвески Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Чтобы не потерять, снимаем с растяжки упорную и регулировочные шайбы.
— При необходимости зажимаем рычаг в тисках и выпрессовываем из него палец шаровой опоры.
— Устанавливаем рычаг в обратной последовательности.
— При установке регулировочной шайбы необходимо, чтобы фаска на ее внутренней кромке была обращена к растяжке.
— Окончательно затягивайте гайки крепления резинометаллических шарниров только после установки автомобиля на колеса.
Замена стойки передней подвески Лада Гранта/Калина
— Стойки следует заменять парой, даже если неисправна только одна.
— Снимаем переднее колесо
— Отсоединяем наконечник рулевой тяги от поворотного рычага стойки.
— Если снимаете стойку для разборки, ослабьте затяжку гайки штока амортизатора специальным приспособлением или накидным ключом на 22 мм, удерживая шток рожковым ключом на 9 мм.
— Ослабляем затяжку трех гаек крепления верхней опоры стойки к кузову автомобиля Лада Гранта/Калина.
— Чтобы минимизировать нарушение угла развала передних колес, кернером или краской наносим метки на болт верхнего крепления поворотного кулака и на кронштейн стойки.
— Отворачиваем гайки болтов верхнего и нижнего крепления поворотного кулака к стойке, удерживая болты от проворачивания накидным ключом на 17 мм.
— Снимаем с болтов шайбы (шайба верхнего болта эксцентриковая) и вынимаем болты.
— Отверткой или монтажной лопаткой выводим поворотный кулак из зацепления с кронштейном стойки.
— Выводим тормозной шланг из кронштейна стойки.
— Отворачиваем гайки крепления верхней опоры стойки и снимаем стойку в сборе.
— Устанавливаем стойку в обратной последовательности, при этом метка (стрелка) на верхней опоре должна быть обращена к передней части автомобиля.
— Гайки крепления верхней опоры к кузову затягиваем моментом 19,6— 24,2 Нм (2,0-2,4 кг/см).
— Перед затягиванием гаек болтов крепления поворотного кулака к стойке совмещаем метки, нанесенные на эксцентриковом болте и кронштейне.
— Затягиваем гайки болтов моментом 77,5-96,1 Нм (7,9-9,8 кг/см).
Замена стоек стабилизатора поперечной устойчивости Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
— Отворачиваем гайку болта крепления стойки стабилизатора к поперечному рычагу.
— При помощи бородка подходящего диаметра выбиваем болт из стойки и рычага.
— Смазываем конец штанги стабилизатора мыльным раствором.
— Вставляем в отверстие нижнего сайлент-блока бородок и, используя его как рычаг, проворачиваем стойку из стороны в сторону, постепенно сдвигая ее к краю штанги.
— Снимаем стойку со штанги.
— Аналогично снимаем стойку с другого конца штанги стабилизатора.
— Устанавливаем стойки в обратной последовательности, предварительно смазав концы штанги стабилизатора мыльным раствором.
З амена подшипника ступицы переднего колеса Лада Гранта/Калина
Подшипник ступицы переднего колеса нерегулируемый. При появлении люфта в подшипнике его необходимо заменить.
Выпрессовывайте подшипник ступицы только в случае его замены, поскольку при демонтаже он, скорее всего, разрушится.
— Снимаем декоративный колпак с колеса.
— Подкладываем противооткатные упоры под передние колеса автомобиля.
— Постукивая по кернеру молотком, отгибаем замятый в проточки вала привода край гайки (в двух местах).
— Помощник нажимает педаль тормоза и удерживает ее в нажатом положении.
— Ослабляем затяжку гайки ступицы переднего колеса Лада Гранта/Калина.
— Снимаем переднее колесо и отворачиваем гайку ступицы.
— Снимаем суппорт тормозного механизма, не отсоединяя от него тормозной шланг.
— Снимаем тормозной диск.
— Отворачиваем два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку.
— Отворачиваем на несколько оборотов гайки крепления верхней опоры стойки к кузову.
— Отжав нижний рычаг подвески вниз, отводим нижний конец стойки в сторону и выводим из ступицы хвостовик наружного ШРУС.
— Упираем лапы съемника в поворотный кулак и, вращая гайку болта, выпрессовываем ступицу из поворотного кулака.
— Съемником сжимаем и снимаем стопорное кольцо с наружной стороны подшипника ступицы.
— С обратной стороны поворотного кулака съемником сжимаем и снимаем другое стопорное кольцо подшипника ступицы.
— Устанавливаем приспособление и выпрессовываем подшипник из поворотного кулака Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Если на ступице осталось внутреннее кольцо подшипника, спрессовываем его съемником из набора, либо универсальным двухзахватным съемником (для установки лап съемника на ступице имеются специальные выемки).
— Тщательно очищаем от грязи и коррозии посадочное отверстие под подшипник в поворотном кулаке.
— Съемником устанавливаем стопорное кольцо с наружной стороны подшипника.
— Запрессовываем новый подшипник в поворотный кулак до упора в стопорное кольцо.
— Съемником устанавливаем стопорное кольцо с внутренней стороны подшипника.
— Приспособлением запрессовываем ступицу во внутреннее кольцо подшипника.
— Вставляем вал привода в шлицевое отверстие ступицы.
— Надеваем на вал упорную шайбу и заворачиваем новую гайку ступицы.
— Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.
— Устанавливаем колесо и опускаем машину. Фиксируем колесо противооткатными упорами, а помощник нажимает педаль тормоза.
— Затягиваем гайку подшипника ступицы моментом 225,6—247,2 Нм (23-25,2 кг/см).
— Заминаем край гайки в проточки вала привода (в двух местах) и устанавливаем колпак ступицы.
Lada Kalina 2. Проверка и регулировка углов установки колес
Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, а также равномерного износа шин при его эксплуатации. Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным в спецификациях, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Предупреждение
Замена или ремонт деталей подвески может повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка углов установки колес после проведения этих работ обязательна.
Углы установки передних колес:
угол продольного наклона оси поворота колеса : смотрите в спецификациях автомобиля
угол поперечного наклона оси поворота колеса : смотрите в спецификациях автомобиля
угол развала : смотрите в спецификациях автомобиля
схождение : смотрите в спецификациях автомобиля
Углы установки задних колес:
угол развала : смотрите в спецификациях автомобиля
схождение : смотрите в спецификациях автомобиля
Углы установки колес проверяйте на автомобиле с балластом массой 70 кг на каждом переднем сиденье, с заполненным наполовину топливным баком, нормальным давлением воздуха в шинах, при отсутствии чрезмерных люфтов в узлах подвески.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед проверкой углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая два-три раза усилие, направленное сверху вниз, сначала к заднему бамперу, а затем к переднему. Колеса автомобиля должны быть расположены параллельно продольной оси автомобиля.
Проверяя углы установки передних колес, сначала определите углы продольного и поперечного наклона оси поворота колес, затем угол развала колес и в последнюю очередь схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота переднего колеса образован вертикалью на виде сбоку и линией, проходящей через середину верхней опоры телескопической стойки и центр сферы шаровой опоры, закрепленной на нижнем рычаге.
Угол поперечного наклона оси поворота переднего колеса образован вертикалью на виде спереди и линией, проходящей через середину верхней опоры телескопической стойки и центр сферы шаровой опоры, закрепленной на нижнем рычаге.
Угол развала передних колес характеризуется отклонением средней плоскости вращения переднего колеса от вертикали.
Регулировка углов продольного и поперечного наклона оси поворота, а также угла развала передних колес не предусмотрена конструкцией автомобиля. При отклонении этих углов от номинальных значений замените поврежденные и деформированные детали.
Схождение передних колес представляет собой угол между плоскостью вращения переднего колеса и продольной осью автомобиля. Схождение передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг.
Углы установки задних колес могут быть отрегулированы в процессе эксплуатации.
Угол развала задних колес характеризуется отклонением средней плоскости вращения заднего колеса от вертикали. Угол развала заднего колеса регулируют вращением регулировочных болтов крепления верхнего поперечного рычага к кронштейну кузова и к задней поперечной балке.
Схождение задних колес представляет собой угол между плоскостью вращения заднего колеса и продольной осью автомобиля. Схождение задних колес регулируют вращением регулировочного болта, находящегося с внутренней стороны рычага управления.
Подвеска на автомобиль Лада Калина
Чем характеризуется подвеска Калины и чем она отличается от остальных? Многих водителей это интересует, поэтому рассмотрим данную тему в деталях.
Телескопическая передняя подвеска Лада Калина с гидравлическими амортизационными стойками полностью независима. Она может быть оснащена или коническими, или витыми пружинами. Для обеспечения плавности хода и поперечной устойчивости на дороге служит стабилизатор вместе с рычагами поперечных растяжек.
Амортизационная стойка, основа всей подвески автомобиля, к поворотному кулаку крепится своей нижней частью, а для корректировки развала имеется болт, расположенный в верхней его части, проходящий сквозь отверстие в кронштейне. Верх стойки тремя гайками фиксируется к брызговику кузовной части и, таким образом, благодаря определенной эластичности, высокочастотные вибрации хорошо гасятся: во время рабочего хода подвески происходит характерное покачивание стойки. А за счет вмонтированного подшипника обеспечивается поворот стойки вслед за колесами.
Основные характеристики
В самой стойке находятся элементы амортизатора: нижняя часть поворотного кулака, который в паре с нижним рычагом через шаровую опору скрепляется с поперечиной передней подвески. Аналогичным способом, с помощью сайлентблоков, стыкуются с ней у Лада Калина тормозные колодки. Регулировку угла оси поворота обеспечивают шайбы, расположенные в соединении, образуемом рычагом с растяжкой. Для фиксации радиально-упорного подшипника к приводу колес используется гайка, и обязательно следует учитывать то, что регулировке он не поддается. На Лада Калина все гайки креплений как для передних, так и для задних ступиц являются взаимозаменяемыми, исключительно лишь с правой резьбой.
Стабилизатором является штанга, которая и отвечает за поперечную устойчивость. К подвеске ее колено с резиновыми шарнирами закрепляется при помощи сайлентблоков и стоек. А торсионной своей частью при помощи кронштейнов — к кузову.
Следует учесть, что подвеска может потребовать от автолюбителя проведения некоторых мероприятий, направленных на усиление опор стоек, а именно стаканов. В этом случае можно смело наматывать километры дорог, не боясь услышать характерный стук подвески. Штатно на Лада Калина устанавливается подвеска ССАЗ, но несколько лучшими характеристиками отличаются сс20 и KAYABA, причем первая гарантирует практически неслышимую работу и отличается высокой надежностью.
Подвеска сс20, а именно она устанавливается на Калина Спорт, лучше ведет себя при морозах, даже сильных и к тому же, что весьма важно, не боится разбитых или проселочных дорог, сохраняя на них плавность хода.
Несколько странным при этом является то, что задняя подвеска, точнее, штоки амортизаторов, сделаны из довольно мягкой стали. В этом случае опытные водители советуют подобрать к стойкам сс20, которые могут иметь 4 степени жесткости, пары для стабильной работы подвески: исчезает стук, а также на поворотах автомобиль становится более управляемым, пропадает характерная из-за высокого клиренса своеобразная валкость.
Установив качественную заднюю подвеску вы без труда сможете проходить по бездорожью
Практические рекомендации
Следует учитывать, что родная подвеска авто Калина Спорт, по сравнению с базовой моделью, занижена на 20 мм, что важно учитывать любителям поездок, например, на дачу, беря во внимание состояние дорог. Проходимость может пострадать и в зимнее время, особенно когда придется преодолевать снежные сугробы. Но в остальном явное преимущество спортивной подвески понятно. В большинстве случаев замена штатной подвески Лада Калина на спортивный вариант — способ повысить или улучшить управляемость автомобилем, а не достижение каких-то спортивных целей, в том числе и скоростных.
Самой привлекательной стороной при замене обычной подвески на спортивную от Калина Спорт является то, что это серийная заводская модель и соответственно, не потребуется дополнительной комплектации пружинами, опорами или амортизаторами. То есть спортивную переднюю подвеску Калина можно купить в сборе, но если речь идет о задней, то приобретать ее придется по частям. В этом случае можно воспользоваться данными о каталожных номерах деталей, выбрать необходимые, а дальше — или искать на автобазарах и в специализированных магазинах, или сделать заказ по каталогу.
Спортивная подвеска сделает машину более управляемой и проходимой по разным дорогам
Если рассматривать отличия, то кроме некоторого занижения высоты, что приводит к соответствующему уменьшению длины пружины, следовательно, и хода штока, спортивная подвеска обеспечивает ощутимо более жесткое демпфирование отбоя. У самих опор имеется характерное смещение, за счет которого можно увеличить кастор до 3°, но для этого на передних растяжках нужно будет заменить кронштейны. Сами пружины у спортивной подвески более жесткие, а амортизаторы имеют азотное наполнение.
Но, покупая стойки, следует обратить внимание на один часто встречающийся нюанс: может оказаться, что пружины будут разной жесткости, например, первая с одной точкой, а вторая с двумя. И даже если будут убеждать, что это нормально и с разными по жесткости пружинами стоек ездит много автомобилей, все же стоит выбрать вариант установки на Ладу одинаковых по характеристикам деталей. А для задней подвески вполне допустимо использовать некоторые детали со снятой родной, кроме болтов, потому что они все должны быть новые.
Для того чтобы добиться нужного результата, следует выполнить замену не только передних стоек, но и задних.
После модернизации автомобиль присядет на 20 мм, но это не столь заметно.
А жесткость подвески можно будет почувствовать сразу, но это компенсируется отсутствием стуков, более комфортной ездой и лучшим поведением на дорогах с разным покрытием, а также прохождением поворотов: практически исчезают крены, и, что важно, их можно проезжать совершенно безопасно, на более высоких скоростях, чем на родной подвеске.
Если подвеска Калина модернизируется, то рекомендуется подумать и о замене рейки от спортивной модели автомобиля. Можно поставить рейку на 3,1 оборота в комплекте с усиленным щитком передка. Заменить следует и кронштейны вместе с растяжкой, имеющей дополнительную опору.
От состояния передней подвески, особенно в случае с Лада Калина, зависят не только ходовые качества автомобиля, но и безопасность водителя и его пассажиров. Поэтому проверка ее состояния должна проводиться регулярно в сервисных центрах или СТО. Хотя и сам водитель может почувствовать или уловить наличие проблемы во время движения: не должно быть никаких посторонних звуков, различных скрипов или стуков. Такая диагностика водителем должна проводиться на невысокой скорости. Характерным признаком может стать и тест на преодоление невысокого препятствия: проехав его, автомобиль должен оставаться устойчивым, а не раскачиваться из стороны в сторону.
Дополнительные параметры
Диагностируется передняя подвеска Лада лучше всего на эстакаде или смотровой яме. Сначала усилием рук следует поперечно покачать верхнюю часть передних колес, по очереди. Если результат показал даже едва заметный люфт, то надо проверить подшипник ступицы и его крепление к стойке.
Чтобы точнее оценить состояние амортизаторов, их проверку следует проводить после поездки, в этом случае жидкость в них еще не остыла и находится в рабочем состоянии. Для этого передняя часть машины раскачивается вертикально довольно энергично, и если после остановки происходит инерционное движение, например, даже 2-3 раза, то это является сигналом того, что одна или даже обе детали неисправны и требуется более тщательная диагностика. А для этого поочередно проводится аналогичное тестирование каждой из сторон автомобиля.
Владельцу автомобиля важно знать, что диагностировать таким образом переднюю подвеску Калина — это всего лишь способ обнаружить неисправность амортизатора, а его способность эффективно гасить колебания определяют только на стенде.
Амортизаторы следует проверить и на их герметичность: протекание из него жидкости является недопустимым. Если выявлено, что одна из деталей неисправна, то менять придется обе. Амортизаторы всегда меняют парно.
Далее визуально осматриваются стойки, стабилизатор поперечной устойчивости, подушки, шарниры рычагов, растяжек, чехлов, закрывающих шаровые опоры, на наличие трещин, разрывов и других видимых дефектов. После этого наступает черед исследовать, насколько хорошо затянуты все гайки креплений, и, если это необходимо, отрегулировать их.
Несколько слов в заключение
Внимание следует уделить и остальным деталям подвески Лада Калина: наличие трещин или деформаций — это повод к их замене. Особо внимательно надо отнестись к шаровым опорам. Для определения их рабочего состояния понадобится штангенциркуль, которым следует замерять расстояние от поперечного рычага до тормозного диска: показатель от 0,8 мм при раскачивании автомобиля ведет к замене шаровой опоры.
Специалисты всегда диагностику подвески проводят одновременно с оценкой состояния подшипников ступиц и шин. Например, износ шин с одной стороны — это верный признак того, что есть проблемы в установке колес, точнее, в неотрегулированных углах.