Самостоятельная регулировка зажигания ВАЗ-2101
Самостоятельная регулировка зажигания ВАЗ-2101
От корректной наладки системы зажигания зависит нормальная работа мотора, его расход топлива, мощность и т. д. Наладка зажигания сама по себе нужна для того, чтобы топливно-воздушная смесь поджигалась в правильной последовательности согласно порядку работы цилиндров. Владельцы отечественных моделей (ВАЗ-2101, 2105, 2106, 2107), которые предпочитают обслуживать свои авто самостоятельно должны знать, что цилиндры работают по порядку: 1-3-4-2.
ВАЗ-2101 регулировка зажигания
Работа по налаживанию системы зажигания на «копейке» может понадобиться в нескольких случаях:
- Требуется после капремонта мотора.
- После замены прокладок блока.
- После прогара клапанов.
- После замены цепи или ремня ГРМ.
- После замены распредвала и прочих случаев, что связаны с перебиранием двигателя.
Если система зажигания авто настроена правильно, то вся динамика автомобиля будет стопроцентной.
Нижеприведенная процедура настройки подойдет как к ВАЗ-2101, так и остальным отечественным авто с контактной системой зажигания.
Сама наладка состоит из трех основных моментов:
- Фиксирование угла замкнутого состояния контактов, которые зависят от размера зазоров в контактах трамблера.
- Фиксирование угла опережения зажигания.
- Проверка и настройка полученного результата в процессе движения.
Налаживание УЗСК
Такой тип налаживания используется, когда в автомобиле классическая или транзисторная система зажигания. Если установлена тиристорная система, размер УЗСК будет не важен.
Чтобы наладить систему зажигания необходимо снять крышку трамблера. При классической системе зажигания непосредственно перед самой настройкой лучше зачистить контакты трамблера, для этого нужно снять образовавшийся бугор с одного из контактов. После того как чистка выполнена, нужно проверить тщательно ли прилегли контакты. Если останется необходимость, можно поднастроить УЗСК при помощи поджатия неподвижного контакта.
После этого коленвал необходимо повернуть так, чтобы расстояние между контактами было максимальным. Винт, что фиксирует контактную группу на подшипнике отварачиваем и вводим тросик толщиной около 0,4 мм. Необходимо выбрать такое положение, чтобы тросик двигался с небольшим трудом. Такое положение необходимо зафиксировать, затянув винт. Нужно попробовать проконтролировать размер зазора, поместив между контактами трос с меньшим и большим диаметром. Трос что потолще проходить не должен, а тот, что несколько тоньше, должен проскакивать без сложности.
С целью придания движения коленвалу, необходимо применять специальный ключ. В случае отсутствия такого ключа, необходимо поставить машину на четвертую скорость и толкнуть автомобиль. Использовать с этой целью стартер проблематично, так как достичь требуемого угла поворота будет сложно.
Требуемое показание УЗСК даст получившийся зазор между контактами трамблера. Главное помнить, что важен угол, а не сам зазор. Проведенную регулировку рекомендуется проверить измерением угла. Для этого используют специальный прибор – тахометр. Чтобы выполнить замер, необходимо собрать трамблер, подключить тахометр и завести машину. На тахометре выставляется режим измерения УЗСК. Размеры УЗСК не должны превышать цифры, которые рекомендует завод-изготовитель, если показатели больше или меньше, регулировку необходимо повторить.
Налаживание УОЗ
Налаживание угла опережения можно выполнить двумя способами:
- при помощи стробоскопа;
- при помощи лампочки.
Первый способ – самый распространенный и простой. Потребуется автомобильный стробоскоп. Его необходимо подключить к электропитанию автомобиля. Главное, чтобы в момент регулировки двигатель работал на холостом ходу. На больших оборотах данные налаживания могут быть некорректными. Параллельно с регулировкой зажигания желательно проверить остальные показатели распредвала.
Второй способ с лампочкой является классическим. Принцип его работы описывается во всей литературе автомобильной тематики.
Для регулировки зажигания потребуется 12 В лампочка, к которой будут присоединены два провода, а также специальный ключ, используемый для кручения коленвала. При транзисторной или тиристорной системе зажигания напряжения на контактах трамблера может быть недостаточно, чтобы лампочка загорелась. В такой ситуации необходимо будет использовать вольтметр или диодный пробник.
Наладка «с искрой»
При использовании второго метода время разъединения контактов можно выявить и без лампочки или вольтметра, стоит лишь помнить, что в ту секунду, когда разъединяются контакты, зажигание создает искру.
Наладка «по звуку»
Этот метод считается самым неточным, и прибегать к нему стоит лишь в крайних случаях, когда нет возможности использовать не один вышеприведенный метод. При данной наладке нередко возникает весьма большая ошибка, однако добраться до ближайшего СТО или гаража, где удастся все отрегулировать корректно, реально.
Проверить и донастроить систему зажигания можно уже на дороге на ходу. Если после проведенной самостоятельной наладки останутся какие-то сомнения в качестве работы, то стоит прибегнуть к помощи специалиста на любом СТО.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2105
Собственно схема зажигания ВАЗ 2105 включает в себя следующие приборы и детали:
- замок зажигания, в него вставляется ключ и при повороте замыкается цепь отправляющая импульс на запуск системы;
- через реле зажигания, расположенное в кабине, сигнал поступает на контакты в монтажный блок и далее к клемме «30» генератора;
- одновременно, сигнал от монтажного блока поступает на катушку зажигания Б-117А;
- катушка зажигания — это по сути повышающий трансформатор, преобразующий ток напряжением 12В в ток высокого напряжения;
- далее в схеме располагается трамблер или по другому, распределитель зажигания марки 30.3706, который преобразует постоянный ток в импульсный и эти импульсы распределяет между свечами зажигания марки А17ДВР через провода высокого напряжения.
Наиболее сложная деталь в системе зажигания карбюраторного автомобиля — это трамблер. В этом приборе конструктивно совмещены несколько отдельных систем:
- распределитель зажигания;
- прерыватель;
- центробежный, а также вакуумный регулятор опережения зажигания.
Правильная регулировка зажигания ВАЗ 2105 производится с помощью именно этого прибора. Трамблер — прибор достаточно сложный, подвержен воздействию вибраций и влажности, поэтому периодически на машине возникают неисправности, связанные с отказом этого агрегата.
Как правильно отрегулировать зажигание на ВАЗ 2105
При появлении признаков неисправностей в системе зажигания необходимо проверить все основные элементы этой системы на работоспособность. Зажигание ВАЗ 2105 включает много важных приборов и деталей и регулировка зажигания ВАЗ 2105 должна начинаться с их проверки.
- Начинать надо всегда со свечей зажигания. Это совет опытных автоэлектриков. Часто, простая чистка или замена этих элементов зажигания приводит к исчезновению серьезных, казалось бы, проблем. Для проверки требуется поочередно выкручивать и доставать их из гнезд. Извлеченную свечу надо прежде всего осмотреть. Имеющийся нагар устранить с помощью мелкой наждачной бумаги, затем проверить зазор в контактах специальным щупом. При сильном прогаре контактов лучше всего такую свечку заменить.
- Следующим этапом проверяются провода высокого напряжения идущие от трамблера к свечкам. Микротрещины на изоляции служат пробою в передаче электрического сигнала. Лучшим решением является периодическая замена этих проводов на новый комплект, желательно, чтобы они были в гибкой изоляции.
- Не следует избегать проверки катушки зажигания. Наилучший способ — это ее проверка на стенде, который имеется в любом серьезном магазине автозапчастей. Можно проверить самому с помощью волтметра.
- Также с помощью этого прибора проверяется конденсатор на распределителе зажигания.
- Обязательно проверяется вакуумник трамблера. Привод должен ходить без заеданий, свободно. Трубка подходящая к нему, должна быть хорошо закреплена с соблюдением герметичности соединения и не иметь на поверхности никаких порезов и повреждений.
- Осматриваются контактная группа трамблера, не должно быть окиси или подгораний. Если подобное наблюдается, надо попросту заменить ее на новую. Кроме того, проверяются зазоры в контактах, они должны быть в пределах 0,35 — 0,45 мм, допускается погрешность в 0,05 мм.
Особое внимание обратить на крышку трамблера. Это слабое место данного прибора. Специалисты даже рекомендуют возить с собой запасную, проверенную крышку. В процессе эксплуатации на ней появляются микротрещины, а при небрежной работе с ней может возникнуть и трещина. Это однозначная причина неустойчивой работы всей системы зажигания.
После того как проверены все основные элементы системы, а признаки неисправности сохранились, требуется установка зажигания ВАЗ 2105.
Перед тем как выставить зажигание надо приготовить нужный инструмент:
- специальный ключ для проворачивания коленвала, или ключ на «38»
- плоскую отвертку с мощным жалом
- ключ на «13»
- специальные щупы для замера зазоров
- ключ для выкручивания свечей
- контрольную лампочку с двумя проводами
- пробка для затыкания свечного отверстия.
Потом как выставить зажигание на ВАЗ 2105 можно по первому или четвертому цилиндру, то необходимо вывернуть свечу одного из них.
После извлечения свечи первого цилиндра плотно вставить в свечное отверстие пробку. После этого ключом проворачивать храповик коленвала до момента полного сжатия и перемещения поршня в верхнюю мертвую точку. Пробка должна выскочить.
Затем, проворачивая дальше коленвал совместить метку на его шкиве со средней меткой имеющейся на крышке ГРМ. Эта метка является оптимальной для «классики», двигатель которой работает на 92-м бензине, и соответствует углу опережения 5 градусов.
Ключом на «13» отпустить гайку фиксирующую распределитель. Один провод «контрольки» закрепить на низковольтном входе катушки зажигания, а второй отправить на «массу», можно к корпусу распределителя. Повернуть ключ зажигания на включение.
Поворачивая корпус трамблера по часовой стрелке добиться положения, когда лампочка погаснет. После этого плавно, не торопясь, начать поворачивать корпус влево до загорания лампочки. В этот момент движение прекратить и зафиксировать корпус в этом положении с помощью ключа.
Если при повороте влево было допущено резкое движение и лампочка при этом загорелась, все надо повторить сначала. Фиксируется начальный момент загорания. Необходимо помнить, что при любом способе выставления зажигания на распределителе регулировки производятся с поворотами в миллиметровых значениях, в пределах 1-2 мм.
После всех регулировок зажигания необходимо обязательно провести тест-драйв проведенных работ в процессе движения. Разогнавшись до 40 км/час включить четвертую передачу. Если в момент включения не слышно звонкого перестукивания в районе двигателя, значит регулировка проведена успешно. Если же этот звонкий стук отчетливо прослушивается, то нужна новая регулировка зажигания ВАЗ 2105.
Настройка зажигания ВАЗ 2106
Оттого насколько грамотно и квалифицированно выполнена настройка зажигания ВАЗ-2106 зависит не только мощность и динамика силового агрегата, но и расход. Некорректную работу зажигания можно выявить по следующим моментам:
недостаточная мощность двигателя;
неустойчивый режим ХХ;
детонация после выключения;
при резком нажатии на «газ» появляется характерный стук пальцев.
Настройка зажигания на ВАЗ
В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:
УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.
УОЗ – регулировка угла опережения.
Контроль работоспособности в движении.
Регулировка углов контактов зажигания
Для работы нам понадобится:
набор ключей, в том числе и специальный ключ для коленвала;
набор щупов для ВАЗ-2106;
Если на вашей модели применена классическая или система зажигания транзисторного типа настройку зажигания выполняем в следующем порядке.
Демонтируем крышку с трамблёра и надфилем чистим контакты, чтобы они плотно замыкались друг с другом. Если необходимо, подгибаем неподвижный элемент.
Вращая специальным ключом коленвал, устанавливаем максимальный зазор. При отсутствии ключа, можно выполнить эту процедуру путём толкания автомобиля, предварительно включив 4-ю передачу.
После того как установлен максимальный зазор, выкручиваем винт пластины подшипника.
Затем пластиной в 0,4 мм калибрует зазоры, а потом фиксируем положение, вкручиванием винта.
Контролируем расстояние между электродами пластинками на 0,35 и 0,4 мм. В этом случае тонкий щуп должен легко проходить, а толстый инструмент – не должен. Ставим на место крышку трамблёра.
Запускаем двигатель и проверяем с помощью тахометра УЗСК. Он должен быть 55°±3°. При необходимости выполняет его калибровку.
Регулируем угол опережения зажигания
Для выполнения этой процедуры существует несколько вариантов, оптимальными являются следующие:
с помощью стробоскопа;
с помощью лампочки;
Настройка с помощью стробоскопа – наиболее быстрый и точный способ калибровки при условии наличия данного устройства. Сначала необходимо подключить прибор к сети машины. Затем следует снять с трамблёра и заглушить трубопровод октан корректора. Вслед за этим прогреваем двигатель до рекомендованной температуры. После этого ослабляем крепёжный болт трамблёра и направляем луч стробоскопа в район шкива. При устойчивых оборотах ХХ вращая корпус трамблёра, устанавливаем первую метку шкива против второго деления, которое находится на крышке газораспределителя. Отрегулировав нужное положение, фиксируем корпус трамблёра, закручиванием крепёжного болта.
Настройка с помощью лампочки выполняется при отсутствии стробоскопа. Регулировка производится с помощью двенадцативольтовой лампочки, к которой предварительно подсоединены 2 провода и специального ключа для коленвала.
Сначала вращая коленвал, установите его метку напротив нулевого деления на крышке газораспределителя.
Один провод лампочки соедините с катушкой через кабель, идущий от трамблёра, а другой – с массой кузова.
Центральный кабель трамблёра выньте и подключите на массу.
Открутите немного крепёжный болт корпуса трамблёра.
Включите систему зажигания, лампа должна гореть.
Вращением по часовой стрелке корпуса трамблёра установите положение, при котором погаснет контрольная лампа.
Вслед за этим двигайте корпус обратно до того момента, когда снова загорится лампа.
С помощью болта зафиксируйте трамблёр.
Если на вашей модели предусмотрена тиристорная или транзисторная схема замка зажигания ВАЗ-2106, данную регулировку выполнить с помощью лампочки не получиться из-за того, что напряжения, которое имеется на контактах трамблёра, может не хватить для включения лампы. В таком случае настройку следует произвести с помощью диодного пробника или вольтметра.
Регулировка по наличию искры производится на основании того, что искра появляется при размыкании контактов. Предварительно установите коленвал в положение, при котором его метка совпадёт с первым делением на крышке газораспределителя. В этом случае бегунок трамблёра будет находиться напротив силового кабеля 1-го цилиндра. Вытащите центральный кабель трамблёра и расположите его на расстоянии от массы в пределах 5 мм. Открутите крепёжный болт трамблёра и включите зажигание. Проверните корпус в сторону часовой стрелки на 25-30 градусов. После этого медленно двигайте корпус обратно и в момент появления искры, зафиксируйте трамблёр.
Регулировку на слух следует проводить только в исключительных случаях, когда вышеизложенные варианты по той или иной причине реализовать не удалось. Сначала включаем двигатель, а затем ослабляем крепление корпуса трамблёра. Вращая корпус, установите максимальные обороты мотора. После этого поверните трамблёр немного по часовой стрелке и зафиксируйте корпус болтом. При этом вполне вероятна большая ошибка, однако, этого будет достаточно, чтобы добрать до ближайшей станции обслуживания или своего гаража, где можно будет выполнить более точную настройку.
Видео- Установка зажигания по лампочке
Контроль работоспособности зажигания
Результаты настройки зажигания необходимо протестировать в процессе движения машины. Перед этим предварительно прогрейте двигатель и после разгона 45-50 км/час, включив 4-ю передачу, энергично нажмите педаль «газа». При правильной регулировке зажигания в этот момент должны кратковременно (1-2 сек) появиться и сразу исчезнуть характерные хлопки в результате детонации с последующим энергичным набором скорости. Если это не произошло, проверните корпус трамблёра на 1 позицию против часовой стрелки. Когда детонация продолжается более 2 секунд, корпус необходимо провернуть по часовой стрелке на 1 деление.
Трамблеры бесконтактной системы зажигания нового образца
Приветствую, читатель блога RtiIvaz.ru! Для начала давайте рассмотрим трамблёр (прерыватель распределитель зажигания) старого образца, а затем трамблёр бесконтактной системы зажигания нового образца.
Контактный трамблер старого образца
Познакомимся с трамблером ст/обр поближе. Для начала снимем крышку трамблёра. Внутри находятся четыре контакта для вывода высоковольтных проводов (по количеству цилиндров двигателя) и центральный контакт, в виде «уголька», от провода с катушки зажигания.
Под центральным контактом установлена пружина и уголек должен легко опускаться и подниматься от нажатия пальцем руки. Рассматривая далее трамблёр, мы видим бегунок или как его ещё называют разносчик.
Центральный контакт «уголёк», благодаря пружине постоянно находится в контакте с пластиной бегунка. От уголька высокое напряжение от катушки зажигания через добавочный резистор в бегунке и боковой контакт, распределяется по цилиндрам двигателя, по схеме их работы.
Во всех автомобилях ваз, порядок работы цилиндров следующий 1-3-4-2. Высоковольтные провода с помощью свечных наконечников связаны со свечами зажигания, куда и передают высокое напряжение. В трамблёре центральной его частью является вал, приводящийся во вращение, через «грибок» валом приводных механизмов, в народе называемый «поросёнком» или «кабанчиком». Для передачи вращения вала на его нижней части выполнены шлицы.
Вал имеет четыре выступа в верхней его части (в виде ромба с округлёнными краями) для размыкания контактов. На центральной пластине трамблёра расположены контакты. «Минусовой» контакт через медный провод связан с корпусом трамблёра, а плюс соединён с входным болтом подачи низкого напряжения от катушки зажигания.
Нижняя часть вала, выходящая из трамблёра, имеет разную длину, что связано с разной высотой блоков цилиндров. Например, у трамблёра ваз 2101 вал короче, чем у ваз 2106. С наружной части трамблёра расположен конденсатор, запитанный параллельно контактам прерывателя и служащий для гашения искрения между ними.
Из истории автомобилей ваз
Сегодня выход конденсатора из строя крайне редкое явление и многие даже не знают о его существовании. Когда же схема питания автомобилей была с обратной полярностью, т. е. «плюс» шёл на массу, то без запасного конденсатора в дорогу не отправлялся ни один водитель. С 1961 года, по приказу Автопрома, на массу стали крепить «минус» и про конденсатор водители попросту забыли.
Вернёмся к трамблёру старого образца…
В распределителе имеется также центробежный и вакуумный регуляторы опережение зажигания. Центробежный регулятор расположен под бегунком. Это два грузика с пружинками, которые в зависимости от оборотов двигателя, за счёт центробежной силы «разбегаются» внутри бегунка и частично доварачивают его, заставляя чуть раньше размыкаться контакты.
Вакуумный регулятор выполнен в виде вакуумной камеры сбоку трамблёра, соединённый с центральной пластиной (двигается на подшипнике), на которой расположены контакты. Вакуум, в зависимости от нагрузки двигателя, втягивает мембрану, которая с помощью тяги связана с пластиной, поворачивает её и контакты также начинают размыкаться раньше.
Слабым местом контактного трамблёра являются износ контактов и облом текстолитового наконечника контактов, благодаря которому вал трамблёра размыкает контакты. Также часто наблюдается прогар бегунка, когда ток уходит на массу. Реже выходит из строя подшипник пластины контактов, тогда проявляется неустойчивая работа двигателя.
До 1987 года пластины устанавливались на подшипник малого диаметра, а с 1987 года стали устанавливать подшипник большего диаметра.
Рассмотрим на видео бесконтактный трамблер нового образца:
Отличие распределителя нового образца, бесконтактного трамблёра от контактного, заключаются в следующем. При контактной системе зажигания высокое напряжение составляет порядка 13-18 тыс. вольт, а бесконтактная система зажигания выдаёт 35-40 тыс. вольт. Более высокое напряжение обеспечивает стабильный запуск двигателя при любой температуре, ему не так критичны «грязные» свечи и бесконтактная система зажигания более экономна.
Отсутствуют пропуски зажигания из-за состояния контактов прерывателя, так как их в этом трамблёре просто нет. Помимо этого, с бесконтактной системой зажигания возрастает мощность мотора, уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, благодаря более высокому напряжению происходит более полное сгорания топлива. Внешне распределители похожи и снаружи отличием от контактного трамблёра является лишь штекерный вход на корпусе распределителя.
Бесконтактный распределитель специально выполнен аналогично контактному, чтобы его было легко и просто заменить на автомобиле. В бесконтактном трамблёре за подачу и прерывание высокого напряжения или искры на свечах, отвечает датчик Холла, по аналогии с переднеприводными автомобилями ваз. Для установки бесконтактного зажигания на автомобиль помимо трамблёра в наборе идёт ещё катушка зажигания, коммутатор, свечи зажигания, и клеммники с соединительными проводами.
В некоторых наборах идёт также и блок ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода). Датчик Холла имеет постоянный магнит, микросхему и стальной экран с прорезями. Датчик неподвижно закреплён в трамблёре, а стальной экран с прорезями смонтирован на валу трамблёра. Когда через датчик Холла проходит прорезь стального экрана, то создаётся магнитное поле и создаётся напряжение полупроводниковой пластине.
Последовательность прорезей на стальном экране и создаёт импульсы низкого напряжения. Коммутатор в бесконтактном зажигании необходим для преобразования управляющего сигнала от датчика Холла, в импульсы высокого напряжения на катушке зажигания.
На трамблере с контактами зазор свечей между электродами составляет 0,5-0,6 мм, а с электронным зажиганием 0,7-0,8 мм…
Автолюбитель, знакомый с автоэлектрикой, без труда установит самостоятельно набор для бесконтактной системы зажигания. Те же, кто чувствует, что не справится лучше обратиться к автоэлектрикам, которые устанавливают в минимально короткие сроки.
Вкратце ознакомились с трамблерами старого (контактного) и нового (бесконтактного) образца.